Целевая благотворительная программа «Дорога к дому»

Программа комплексной профилактики социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних

Направления поддержки
поддержка семьи и детей

Благополучатели
семьи с детьми, подростки группы «риска», дети, чьи права были нарушены и другие

Язык: русский

Период реализации: с 2006 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
(8202) 20-14-70
info@dorogakdomu.ru

Сайт проекта
https://dorogakdomu.ru/

Социальные сети

Программа ПАО «Северсталь» и Благотворительного фонда «Дорога к дому»

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Внешние причины инициирования

Проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних являются яркими симптомами социального неблагополучия общества. Они обусловлены воздействием целого комплекса взаимосвязанных негативных факторов: экономических, социальных, экологических, медицинских, семейных и личностных. Социальное сиротство — явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях.

В свою очередь, несовершеннолетний правонарушитель — это не просто ребенок, совершивший правонарушение или антиобщественное действие. Это, прежде всего, ребенок, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.[1] Соответственно, уровень социального сиротства выступает не единственным, но важным фактором уровня правонарушений несовершеннолетних.

Указанные проблемы носят глобальный характер и, в целом, являются проявлением кризиса института традиционной семьи. В настоящее время усилия по их решению непосредственно корреспондируется с несколькими Целям устойчивого развития ООН (ЦУР ООН): ЦУР-1 «Ликвидация нищеты», ЦУР-3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР-4 «Качественное образование», ЦУР-10 «Уменьшение неравенства», ЦУР-11 «Устойчивые города и населенные пункты».

В Российской Федерации проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних приобрели особую актуальность в период политических, социальных и экономических преобразований, став следствием относительного отставания государственной политики поддержки материнства и детства. К середине первой декады 2000-х гг. социальное сиротство стало массовым явлением, среди причин которого можно выделить:

  1. социальную дезорганизацию семей — снижение ценности семьи, родительства и семейного образа жизни, разрушение семейных устоев и традиций, снижение ответственности родителей за воспитание и заботу о детях вплоть до полного уклонения от выполнения родительских обязанностей;
  2. семейное неблагополучие — материальные и жилищные трудности семей с детьми, безработица, сложные супружеские и детско-родительские отношения, физическое и психологическое насилие со стороны взрослых членов семьи по отношению к детям и друг к другу;
  3. рост числа детей, рождающихся вне брака и увеличение количества неполных семей;
  4. слабость нравственных устоев в современном обществе, в том числе распространение алкоголизма и наркомании;
  5. невнимательное отношение к проблемам детей государственных учреждений, призванных обеспечить каждому ребенку благополучное прохождение всех этапов жизненного пути, в том числе нарушение права детей на образование, медицинское и социальное обслуживание.[2]

По состоянию на 2006 г. — год запуска целевой благотворительной Программы «Дорога к дому» ПАО «Северсталь»,  — доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло в Российской Федерации 2,4% от численности всех детей, тогда как количество круглых сирот — лишь 17,4% от общей численности всех детей, оставшихся без попечения родителей. По данным статистического анализа, в 2006 г. — году запуска целевой благотворительной Программы «Дорога к дому» ПАО «Северсталь», — ситуация с социальным сиротством в Вологодской области в целом соответствовала общероссийскому уровню. С одной стороны, по показателю численности выявленных и учтенных детей-сирот на каждые 10000 человек, Вологодская область относилась к наиболее благополучной группе (до 10 деципромилле). С другой стороны, область была отнесена к наиболее типичному кластеру, для которого характерна весьма значительная (почти 50%) доля детей-сирот, передаваемых на полное государственное обеспечение при менее значимой роли приемных семей и усыновления как формы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.[3]

В настоящее время ситуация с решением проблемы сиротства, в том числе социального, остается напряженной. Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая постепенно замедляла свой рост, а в 2014 г. пошла на убыль, с 2015 г. вновь стала возрастать. В качестве положительного сдвига, впрочем, следует отметить возрастание доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей.


[1] См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4heD4)

[2] Егорова Е.А., Кумаева О.В., Смелов П.А. 2008. Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ). Статистика и математические методы в экономике. №1., С. 37.

[3] Там же, с. 42.

Что же касается территорий присутствия компании «Северсталь», то ситуация в них весьма неоднородна. По данным исследования, проведенного Благотворительным Фондом «Нужна помощь», по состоянию на конец 2017 г. среди регионов, в которых с 2011 г. реализуется Программа «Дорога к дому», лишь в Волгоградской области проблема сиротства была «выражена ниже среднего». В то же время, в Вологодская, Мурманская, Саратовская и Ярославская области были отнесены к регионам со «средней выраженностью проблемы», а Республика Карелия и Республика Коми — к «самым проблемным регионам».[1] При этом БФ «Дорога к дому» фиксирует новые вызовы. Так, 80% воспитанников Центров помощи детям-сиротам — это трудноустраиваемые в семьи дети (инвалиды, подростки, сиблинги). Кроме того, работа с семьями зачастую начинается на позднем этапе, когда у семьи недостаточно собственных ресурсов, нет поддержки, семья находится на серьезной стадии семейного кризиса и в социальной изоляции. Что же касается правонарушений несовершеннолетних, то оно сохраняется стабильно высоким. В г. Череповце количество таких правонарушителей составило в 2014 г.  802 чел., в 2015г. — 689 чел., в 2016 г. — 816 чел.


[1] Сиротство в Регионах РФ. Благотворительный Фонд «Нужна помощь», Москва, 2018. См.: https://nuzhnapomosh.ru/research/2018/sirotstvo-v-regionakh-rf/

Внутренние причины инициирования 

Компания «Северсталь» привержена принципам устойчивого развития, в том числе гуманитарным принципам корпоративной благотворительности как важной части своих социальных инвестиций. Основная цель благотворительной деятельности — поддержка стратегии развития компании через создание благоприятной социально-экономической атмосферы в регионах её присутствия. При этом компания активно развивает механизмы многостороннего сотрудничества, направленного как на развитие общего делового и социального потенциала регионов, так и на решение конкретных социальных проблем.

Корпоративная социальная ответственность ПАО «Северсталь» во всех ее формах и проявлениях развивается в соответствие со стратегией КСО, в которой подчеркнуто, что компания «видит свою социальную ответственность в том, чтобы быть надежным партнером для всех заинтересованных сторон», и, в том числе, «вносить вклад в социально-экономический прогресс регионов присутствия»[1]. Конкретный инструментарий специфицирован в соответствующих корпоративных документах, действующая редакция которых была «пакетно» утверждена в декабре 2013 г. — «Корпоративной политике социальной ответственности», «Корпоративной политике в области управления внешними социальными программами», и «Корпоративном стандарте управления спонсорской и благотворительной деятельностью».[2] Эти документы определяют единый подход к управлению внешними социальными программами для всех предприятий, входящих в компанию «Северсталь». В то же время сотрудничество в социальной сфере развивается с учетом региональной специфики. Успешные социальные практики распространяются не только во всех регионах присутствия компании, но и в других регионах страны.

Компания традиционно расходует значительные средства на благотворительную деятельность. Эти средства идут на развитие местных сообществ, образование и культуру, профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства, ветеранов, здравоохранения и спорта. Значительные средства вкладываются в строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, в благоустройство городов и поселков в регионах присутствия. Важно отметить, что в 2017 г., благодаря совместным усилиям и компании «Северсталь», руководства области, Фонда развития моногородов, Министерства экономического развития РФ городу Череповцу был присвоен статус «Территория опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР).

Программы, ориентированные на поддержку семьи и детства позиционируются среди «наиболее успешных социальных инициатив компании»[3]. Показательно, что личный патронат этого направления благотворительной деятельности осуществляет Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов.


[1] ПАО «Северсталь». Стратегия КСО. См.: https://www.severstal.com/rus/csr/approach/strategy/

[2] См.: Корпоративная политика социальной ответственности. Утверждена 16.12.2013 г. (https://www.severstal.com/files/23362/Severstal_Corporate_Social_Responsibility%20Policy_20131216_RUS.pdf);

Корпоративная политика в области управления внешними социальными программами. Утверждена 16.12.2013 г.

(https://www.severstal.com/files/23362/Severstal_Corporate_External_Social_Program_Management%20Policy_20131216_RUS.pdf );

Корпоративный стандарт управления спонсорской и благотворительной деятельностью. Утвержден 16.12.2013 г. (https://www.severstal.com/files/23362/Severstal_Corporate_Standard_for_the_Management_of_Sponsorships_and_Charitable_Activities_20131216_RUS.pdf).

[3] ПАО «Северсталь». Отчет об устойчивом развитии за 2018 год. С. 95.

Развитие социальных услуг, влияющих на решение проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, было и остается главной задачей Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь». Мы понимаем, что социальные проблемы никому не под силу решить в одиночку — ни государству, ни бизнесу, ни общественным организациям. Только объединив наши усилия можно добиться значительных результатов.
Фонд изучает потребности горожан, объединяет ресурсы партнеров, апробирует конкретные технологии работы с семьей, анализирует полученные результаты, оценивает степень влияния на решение ключевых задач — профилактику социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних и на изменение к лучшему социальной ситуации в целом

Екатерина Фрыгина, директор БФ «Дорога к дому»

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели)

Основой «Концепции деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому» является ценностное отношение к правам человека и ребёнка. Фонд исходит из того, что «каждый ребенок имеет абсолютное право на проживание в безопасной, стабильной семье, которая обеспечивает ему необходимое воспитание и уход, защищает его от насилия, пренебрежения его нуждами и эксплуатации».[1]  

Соответственно, именно ребенок и семья в целом, персонифицирующие фокусные социальные проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, выступают основными заинтересованными сторонами — непосредственным благополучателями Проекта. В свою очередь, Концепция содержит более развернутый перечень «целевых групп», конкретизирующий ситуации оказания благотворительной поддержки:

  • беременные женщины и семьи с новорожденными детьми в трудной жизненной ситуации;
  • семьи, где родители условно осуждены или вернулись из мест лишения свободы;
  • семьи с детьми в конфликтном разводе;
  • семьи на ранней и средней стадии кризиса;
  • семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • замещающие семьи в кризисе;
  • семьи с детьми, приехавшие из стран ближнего зарубежья;
  • семьи, где родители злоупотребляют алкоголем;
  • подростки группы «риска», в том числе попробовавшие психоактивные вещества;
  • подростки, совершившие правонарушения и их жертвы;
  • несовершеннолетние, чьи права нарушены;
  • родители и дети, испытывающие психологические трудности.

Более детальный анализ целевых групп проводится Фондом применительно к отдельным проектам и даже мероприятиям, реализуемым в рамках этих проектов.

С одной стороны, при этом целевые группы расширяются за счет привлекаемых «специалистов учреждений социальной сферы» и «добровольцев», транслирующих основным благополучателям соответствующую поддержку, а также «горожан» и даже «гостей города», косвенно затрагиваемых фокусными социальными проблемами. С другой стороны, происходит дополнительная конкретизация основных благополучателей, в том числе потенциальных. Так, например, в Аналитическом отчете Программы «Дорога к дому» за 2011 г. для проекта «Внедрение межведомственной модели ранней профилактики отказов от новорожденных детей в г. Череповце» в качестве специфических целевых групп были указаны беременные женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; матери новорожденных, оказавшиеся на грани отказа от своего ребенка; семьи с новорожденными и грудными детьми (до года), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, выявленные в женских консультациях и домах города.[2]

            Если отличительной чертой корпоративной социальной ответственности ПАО «Северсталь» является «системное партнерство» и она «стремится выстроить в регионах присутствия устойчивое четырехстороннее сотрудничество: власть — общество — бизнес — СМИ»[3], то целевая Программа «Дорога к дому» — одна из лучших практик в этой области. Одноименный Благотворительный фонд выделяет 19 заинтересованных сторон — участников социального партнерства, сформировавшегося в рамках Программы.

Участники социального партнерства целевой Программы «Дорога к дому»
Заинтересованная сторона/участник социального партнерстваВклад в реализацию Программы
1Правительство Вологодской области  административная поддержка деятельности, направленная на защиту семьи и детства, помощь в решении межведомственных проблем выделение субсидий НКО для реализации социально значимых проектов
2Мэрия г. Череповца  участие руководителей всех ведомств социальной сферы города в деятельности Программного комитета – органа координации деятельности в Программе «Дорога к дому»обмен статистической и иной информацией в целях анализа социальной ситуации в городе и выявления проблемных вопросов для инициирования социальных проектов
3Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии г. Череповцапредоставление информации о ситуации в семье несовершеннолетних, состоящих на учете за совершение противоправных поступковвзаимодействие в решении их проблемных вопросов
4Управление образования  взаимодействие в реализации совместных проектов и программ, в проведении акций и мероприятий в подведомственных учреждениях
5Отдел опеки и попечительства мэрии                 г. Череповцавзаимодействие в процессе решения проблем семей, где есть риск социального сиротства  
6Следственное управление СК РФвзаимодействие в следственных мероприятиях с участием несовершеннолетних
7УМВД РФ по г. Череповцу  взаимодействие в работе с подростками, совершившими противоправные действия, и их семьями
8УФСИН России по г. Череповцу  взаимодействие в оказании помощи семьям с детьми, где родители условно осуждены или освобождены из мест лишения свободы
9Череповецкий государственный университет  проведение исследованийметодическая поддержка и экспертная оценка проектной деятельностиконсультирование по использованию социальных технологий работы с семьейсовместная деятельность по организации и проведению акций и мероприятий для благополучателей
10Управление организации медицинской помощисоздание условий для реализации совместных проектов в подведомственных учреждениях
11Департамент социальной защиты населения вологодской области. учреждения социального обслуживаниясистемная работа на региональном уровнесоздание условий для реализации в подведомственных учреждениях совместных проектов, направленных на поддержку семей и детей  
12Фонды–грантодатели  предоставление грантов для реализации социально значимых проектов
13Учреждения культуры  взаимодействие в рамках проведения мероприятий социальной направленности для благополучателейпредоставление бесплатных культурно-просветительских услуг для малоимущих семей
14Молодежный центр  взаимодействие в рамках проведения мероприятий социальной направленности для благополучателей
15Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области в  г. Череповцевзаимодействие в процессе решения проблем семей с детьми, приехавших из стран ближнего зарубежья (в т.ч. семей беженцев и вынужденных переселенцев), находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности с адаптацией
16Некоммерческие организации  взаимодействие в процессе оказания услуг семьям, имеющим несовершеннолетних детейобмен эффективными социальными практиками и технологиями в рамках мероприятий, проводимых на средства грантовых конкурсов, направленных на поддержку деятельности НКО
17Предприниматели ⋅  благотворительная помощь и финансовые пожертвования семьям с детьмиспонсирование мероприятий социальной направленности, проводимых фондом для благополучателей
18Добровольцы  оказание адресной помощи семьям с детьмипроведение образовательных и досуговых мероприятий для детей и их семей
19СМИ  освещение актуальных социальных тем и вопросов⋅ реализация совместных проектовоказание услуг по разработке и тиражированию информационных и методических материалов

Показательно, что акцент на развитие партнерства позволяет рассматривать целевые группы Проекта более комплексно. Так, в Годовом отчете Фонда за 2018 г. представлены три укрупненные целевые группы:

  1. семьи с детьми — объект бесплатной психологической, юридической, социальной поддержки;
  2. специалисты, по отношению к которым создаются условия для развития, проводится обучение лучшим социальным практикам работы с семьей и детьми;
  3. регионы, в интересах которых развивается межведомственное взаимодействие и социальное партнерство.[4]

[1] Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому». ПАО «Северсталь», 2017. С. 15.

[2] Аналитический отчет за 2011 г. Программа «Дорога к дому», г. Череповец.

[3] ПАО «Северсталь». Отчет об устойчивом развитии за 2018 год. С. 95.

[4] БФ «Дорога к дому». Годовой отчет 2018. С. 3.

Территориальный охват

Регулярная деятельность по основным направлениям и проектам Программы началась в 2006 г. в г. Череповец, а с 2011 г. реализуется в семи регионах Российской Федерации на территориях присутствия компании «Северсталь»:

  1. Вологодская область (г-да Череповец, Великий Устюг, Красавино)
  2. Республика Карелия (г. Костомукша)
  3. Республика Коми (г. Воркута)
  4. Мурманская область (г. Оленегорск)
  5. Саратовская область (г. Балаково)
  6. Ярославская область (г. Ярославль)
  7. Волгоградская область (г. Волгоград)

Развивающая и методическая деятельность в рамках Программы реализуется в 21 регионе Российской Федерации:

Мурманская областьКурганская областьГород СевастопольВологодская областьВолгоградская областьАрхангельская областьИвановская областьПермский крайНижегородская областьГород МоскваРеспублика КарелияРеспублика КомиГород Санкт-ПетербургСаратовская область  Смоленская областьМосковская областьВолгоградская областьОренбургская областьКировская областьЯрославская областьКостромская область

«Дорога к дому» – пример успешного трехстороннего партнерства власти, бизнеса и общества. Ключевые партнеры компании «Северсталь» в этом проекте – Минэкономразвития РФ, Правительство Вологодской области, ведущие социально-ориентированные некоммерческие организации, учреждения социальной сферы, предприятия малого и среднего бизнеса регионов России. Благодаря консолидации усилий достигнуты значительные результаты в решении проблемы социального сиротства: более чем в три раза сокращено количество воспитанников детских домов; эффективно работает система семейного устройства детей-сирот. Меняется парадигма в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации: основной акцент ставится на сохранении ребенка в родной семье в безопасных условиях

Наталья Поппель, Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь»

Сотрудничество с Фондом позволяет оказать содействие участникам образовательного процесса в части профилактики правонарушений, снижению напряженности и конфликтности в подростковой среде, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ, – направления деятельности общеобразовательных учреждений, координацией которого я занимаюсь

Мария Сергеева, ведущий специалист отдела общего и дополнительного образования Управления образования мэрии г. Череповца

Цели и задачи 

Цель проекта

Цель Программы «Дорога к дому» — снижение уровня социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних в регионах присутствия компании «Северсталь».

Исторически цели Программы «Дорога к дому» совпадали с целями одноименного Благотворительного фонда. Начиная с 2016 г., Фонд реализует две целевые программы: «Дорога к дому», направленную на снижение уровня соответствующих социальных проблем, и «Дети Череповца. Путь к успеху», направленную на поддержку одаренных детей путем создания и развития образовательной среды.

В соответствие с п.2.1. новой редакции Устава БФ «Дорога к дому» от 09.01.2017 г. (Гл. 2. Цели, предмет, виды деятельности Фонда), деятельность Фонда осуществляется в целях:

2.1.1. предоставления социальной поддержки и социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также содействии социальной адаптации личности в обществе;

2.1.2. оказания помощи гражданам в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального положения, а также психологического статуса;

2.1.3. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

2.1.4. содействия защите материнства, детства и отцовства;

2.1.5. выявления и поддержки несовершеннолетних лиц, проявивших выдающиеся способности, оказания содействия в получении такими лицами общего и дополнительного образования, в том числе образования в области искусств, естественных наук, физической культуры и спорта;

2.1.6. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.[1]

Таким образом, все уставные цели, за исключением 2.1.5., непосредственно связаны с Программой «Дорога к дому» и могут рассматриваться в качестве задач, раскрывающих цель Программы.


[1] Устав Благотворительного Фонда «Дорога к дому» (в новой редакции). 09.01.2017 г.

Описание проекта

Краткая история Программы:

  • Целевая благотворительная Программа «Дорога к дому» ПАО «Северсталь» начала свою работу в 2006 г. как программа одноименного Благотворительного фонда компании, созданного в 2005 г. по личной инициативе Председателя Совета директоров компании «Северсталь» А.А. Мордашова при поддержке мэрии города Череповца.
  • В 2009 году при участии Правительства Вологодской области и со-финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Программа «Дорога к дому» вышла на территорию всей Вологодской области, а с 2011 года — еще в шесть регионов присутствия компании «Северсталь».
  • Целевые установки Программы соответствуют Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 год, принятой Указом Президента РФ 1 июня 2012 г. и декларирующей необходимость внедрения системы раннего выявления семейного неблагополучия. За счет внедрения современных инновационных социальных технологий работа с клиентами стала более системной, результативной и качественной, повысилась её эффективность.
  • С 2012 г. при поддержке Министерства экономического развития РФ на базе Фонда был создан Межрегиональный информационно-методический ресурсный центр для социально-ориентированных НКО. Программа «Дорога к дому» активно распространяет свой опыт среди социально ориентированных НКО в 37 регионах России.
  • В 2012 г. оценка эффективности проектов Фонда была проведена АНО «Партнерство каждому ребенку», что стало отправной точкой принципиальных изменений в организации работы по Программе. С 2013 г. ведется системная работа по изменению ценностных ориентиров привлеченных специалистов, активно применяется семейно-ориентированный и восстановительный подходы, используются практико-ориентированные техники работы с немотивированными клиентами; внедряется институт кураторов, апробируются востребованные для семей с детьми услуги: «домашний помощник», «семейный клуб», «реабилитационный досуг», «передышка».
  • Начатые с середины 2013 г. изменения привели к тому, что Фонд перешел к работе не по заявительному, а по выявительному принципу, применяет новые социальные технологии в процессе установления контакта с семьями, находящимися на этапе неосознания собственных проблем, но переживающими кризис, являющийся риском социального сиротства детей, совершения детьми правонарушений.
  • В 2014 г. Фонд подключился к финансированию подпрограммы №6 «Дорога к дому» Государственной программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 — 2018 годы». Её цель — совершенствование системы профилактики социального сиротства и детской безнадзорности. Основные мероприятия направлены на создание условий для эффективной социальной реабилитации и интеграции в общество детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; организацию и проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для специалистов, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы..
  • В 2017 г. была опубликована «Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому», в которой были проанализированы и систематизированы 10-ти летний опыт работы Фонда в целом, и Программы «Дорога к дому», в частности.

Направления деятельности Программы:

С момента создания, работа Программы организована через проектную деятельность, развиваемую в рамках социального партнерства.

  • Проекты призваны решать корневые проблемы, приводящие к социальному сиротству и правонарушениям несовершеннолетних.
  • Каждый проект направлен на работу с конкретной целевой группой из социально-уязвимых категорий населения.
  • Проекты являются значимым ресурсом в работе с семьями с детьми, находящимися на разных стадиях кризиса – кадровым, методическим, организационным.
  • Благодаря работе проектов расширяется ассортимент социально-правовых, психолого-педагогических и других услуг для детей и семей, повышается их качество.
  • Деятельность, проводимая в проектах, не дублирует основную деятельность субъектов профилактики, а органично встраивается в традиционную систему работы и влияет на системные изменения (в плане ценностных ориентиров специалистов, используемых подходов и технологий в работе с семьями).

В соответствие с «Концепцией деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому», проекты Программы сведены в шесть направлений.

НаправлениеСодержание проектов
Экстренная помощь несовершеннолетним  
Профилактика социального сиротства детей раннего возраста (0-3 лет)
Профилактика социального сиротства детей с ограниченными возможностями здоровья
Предотвращение возврата детей из замещающих семей
Помощь детям и семьям в кризисной ситуации
Профилактика правонарушений несовершеннолетних

            В 2018 г. в рамках Программы на этапе реализации находились 40 проектов, осуществляемых в 7 регионах Российской Федерации. В 2019 г. утверждено финансирование 35 проектов, в том числе 22 — в г. Череповец.

Управление Программой

В Фонде отработан четкий алгоритм принятия, реализации и оценки проектов, направленных на решение проблем социального сиротства и нарушений несовершеннолетних:

  1. Проектные заявки поступают на ежегодный открытый конкурс.  Инициировать проект с соответствующей тематикой могут любые юридические и физические лица из городов на территориях присутствия ПАО «Северсталь».
  2. Проекты, поступившие на конкурс, проходят оценку экспертной комиссии, в состав которой входят представители администрации соответствующего города, УМВД, иных учреждений и ведомств, связанных с вопросами социальной защиты, здравоохранения, образования, сотрудники Череповецкого государственного университета.
  3. Программный комитет рассматривает все конкурсные заявки, набравшие проходной балл, оценивает их на предмет актуальности и значимости для соответствующего города, а также соответствия направлениям работы Программы «Дорога к дому» и принципам работы Фонда.
  4. Решение о финансировании проектов, рекомендованных для реализации, принимается на заседании Экспертного совета, проходящего под председательством Алексея Александровича Мордашова.
  5. Реализация проектов, получивших финансирование, проходят на базе учреждений социальной сферы (детские сады, поликлиники, реабилитационные центры и др.), а также на базе самого Благотворительного фонда «Дорога к дому».

Каждые полгода команда проекта представляет в Фонд аналитический отчёт, в котором приводятся конкретные сведения о результативности и эффективности работы по проекту, об изменениях в жизни целевой группы проекта и достигнутых в ходе работы количественных и качественных результатах.

Команда и партнеры  

Основные партнеры

Правительство Вологодской области (https://vologda-oblast.ru/)

Мэрия г.Череповца (https://mayor.cherinfo.ru/)

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Основным источником финансового обеспечения целевой Программы «Дорога к дому» являются средства ПАО «Северсталь». Так в 2018 г. вклад компании составил 69167688 руб., вклад других источников — постоянных партнеров Программы, а также юридических и физических лиц, выступающих партнерами в рамках отдельных проектов, — 24843000 руб.

                В 2018 г. в финансировании Программы приняли участие:

  • Фонд президентских грантов — вклад в размере 12,2 млн руб. в проекты «Вариативнаясистема присмотра и ухода за детьми», «Здоровая семья для ребенка», «ГородОК»); Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации — 2, 2 млн руб. в проект  «Служба помощи матери и ребенку» и Областную программы «Республика ШКиД» и «На защите детства»);
  • Правительства Вологодской области — субсидии в размере 324 тыс. руб. на реализацию проекта «Выбери жизнь»;
  • НПФ «БУДУЩЕЕ» — 4,3 млн руб. на проект «Защити ребенка»;
  • ООО «Свеза-Лес» — 1,8 млн руб. на поддержку проектов, реализуемых в городах Великий Устюг и Красавино;
  • Юридические и физические лица — около 4 млн руб. в рамках благотворительных акций и мероприятий, в том числе по оказанию гуманитарной помощи.

Финансирование Программы является основной частью расходов Фонда «Дорога к дому». В 2018 г. из 80 653813 руб. использованных средств большая часть (56676900 руб. или 70,3%) пришлась на проекты по направлениям деятельности Программы «Дорога к дому», не считая общих расходов на информационное сопровождение, развитие фандрайзингового направления, ресурсно-методический центр, а также административно-управленческих расходов Фонда.

Человеческие ресурсы

Важным управленческим ресурсом Программы является Правление Фонда, в которое входят представители руководства ПАО «Северсталь», АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», генеральный директор ООО «Медиа-Центр», заведующий профильной кафедрой Череповецкого государственного университета. Эффективность же межведомственного взаимодействия в рамках социального партнерства обеспечивается персональной вовлеченностью руководящего звена соответствующих ведомств на территории реализации Программы.

Человеческие ресурсы Программы формируются штатными сотрудниками Фонда (18 человек по состоянию на ноябрь 2019 г.), а также привлеченными специалистами. В 2018 г. в реализации проектов Программы приняли участие 225 подобных специалистов, в т.ч. 65 кураторов, 47 психологов, 20 юристов — консультантов по правовым вопросам, 1 психотерапевт, 1 нарколог, 10 медиаторов, 17 воспитателей и нянь, 3 медсестры, 3 организатора реабилитационного досуга, 3 домашних помощника, 5 консультантов телефонов доверия, 40 руководителей. Все специалисты проходят специальную подготовку, чтобы оказывать клиентам соответствующие качественные услуги:

  • главная задача специалистов — восстановление утраченных родительских ресурсов и формирование навыков решения семейных проблем;
  • кураторы сопровождают семью до разрешения кризисной ситуации, совместно с семьей составляют реабилитационный план работы, планируют совместные действия;
  • организаторы реабилитационного досуга помогают подросткам группы риска справиться с личностными трудностями и научают работать в команде;
  • домашние помощники учат молодую маму вести домашнее хозяйство и организовать уход за своим ребенком. 
Команда Проекта «Дорога к дому» — штатные сотрудники Фонда
Семинар-практикум для повышения квалификации специалистов

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Для оценки результатов целевой Программы «Дорога к дому» используется индикаторная оценка на основе трехуровневой системы показателей:

  1. непосредственные результаты процесса (количество и виды проведенных мероприятий), а именно: сколько детей/родителей/семей было в работе специалистов; сколько индивидуальных консультаций/занятий проведено с семьей; сколько выходов специалистов на дом; сколько реабилитационных мероприятий проведено и т.д.;
  2. качественные изменения, которые происходят в жизни конкретных благополучателей — клиентов Программы, происходящие благодаря проведенным мероприятиям, а именно: сколько детей, у которых повысился уровень удовлетворения базовых потребностей; сколько семей, у которых улучшилось материально-экономическое положение; сколько семей, у которых улучшились детско-родительские отношения и т.д.;
  3. влияние реализации проекта на ситуацию в городе, а именно: сколько детей сохранены в семьях в стабильных и безопасных условиях, количество новорожденных, в отношении которых предотвращен отказ, сколько подростков не совершили повторных правонарушений, сколько детей, законные интересы и права которых защищены и т.д. Это —  главный показатель результативности, он включает в себя завершенные «случаи»: когда все проблемы в семье разрешены, ребенок находится в безопасных условиях, семья научилась самостоятельно решать трудности.

Промежуточные и итоговые (за год) результаты деятельности проектов рассматриваются и оцениваются членами Программного комитета под председательством заместителя мэра по социальным вопросам. Ежегодно проводится публичный отчет с участием представителей администрации города, заинтересованных ведомств и управлений города, общественности и СМИ. Детально проработанная система показателей позволяет оценить результаты работы как по отдельным проектам, так и по направлениям деятельности (См. пример оценки результатов второго и третьего уровней по основным направлениям деятельности Программы в г.Череповце за 2007–2018 гг. в Приложении).

За годы реализации целевой Программы «Дорога к дому» в целом достигнуты значительные результаты как в г. Череповец, так и в других городах присутствия ПАО «Северсталь».

Основные результаты реализации Программы «Дорога к дому» в 2006-2018 гг. — Череповец:

  1. Благодаря целевому финансированию компании «Северсталь» ежегодно около 13 000 жителей города Череповца получают бесплатную психологическую, юридическую, социальную и гуманитарную помощь. Семьям, находящимся в кризисных ситуациях, оказывается системная поддержка специалистов по преодолению семейного кризиса и сохранению ребенка в кровной семье.
  2. Использование новых технологий раннего выявления семейного неблагополучия позволило снизить количество семей в социально-опасном положении в 3 раза.
  3. Происходят системные изменения в социальной работе с семьями: меняются подходы — с традиционного и карательного на семейно-ориентированный, восстановительный; развивается межведомственное взаимодействие в работе с семьей; семейные кризисы разрешаются быстрее; сокращаются временные, кадровые, финансовые затраты.
  4. Благодаря работе Фонда по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних более тысячи подростков, склонных или совершивших правонарушения включены в реабилитационную работу, у них снижен риск правонарушений, в том числе повторных.

    Регионы:
    Около 7 тысяч человек ежегодно из этих городов получают помощь специалистов: это семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приемные семьи, подростки, склонные или совершившие правонарушения.
    Оценка деятельности Программы партнерами, проведенная в 2016 г., показала, что 99% партнеров полностью одобряют деятельность Фонда, 84% партнеров утверждают, что результат их взаимодействия со специалистами Фонда обычно достигнут. Уровень удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг составляет 98%.
Добровольцы в работе с семьями

Основные результаты реализации Программы «Дорога к дому» в 2018 г.

Более 16 тыс. человек получили различные виды помощи (психологическая, юридическая, социальная, гуманитарная, материальная).

2 313 детей (в том числе 1 923 — в Череповце) остались жить и воспитываться в родных семьях, 80% из них находились в системной работе специалистов от 6 до 12 месяцев.

У 1 315 подростков (в том числе 515 — в Череповце) снижен риск совершения правонарушений.

В 1 240 семьях обеспечены безопасные условия проживания для несовершеннолетних.

Для 44 приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях, снят риск вторичного отказа.

В 11 квартирах, где проживают семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, силами волонтеров сделан ремонт.

Созданы условия и апробированы технологии для проведения следственных действий с несовершеннолетними пострадавшими или свидетелями насилия (проект «Зеленая комната»). За 2018 г. услуги проекта получили 158 несовершеннолетних и 131 родитель. Работа проекта в 2018 г. показала, что своевременная психологическая помощь несовершеннолетнему и семье помогает избежать повторных случаев насилия, снижает риск правонарушений и последствий пережитого насилия для несовершеннолетнего в будущем.

В городах Вологда и Череповец разработаны и внедрены варианты организации групп дневного пребывания для малышей (с привлечением средств Фонда президентских грантов).

В восьми регионах Российской Федерации внедряется инновационная модель системной поддержки семей, где родители затронуты проблемами алкогольной зависимости; 294 ребенка сохранены в кровных семьях в безопасных условиях (с привлечением средств Фонда президентских грантов).

Социальные технологии, используемые специалистами в работе с семьей, признаны профессиональным сообществом и распространены в 21 регионе Российской Федерации и 70 СО НКО.

В июне 2018 года при поддержке компании «Северсталь» и Фонда президентских грантов в Москве прошла Всероссийская конференция «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства», в которой приняли участие 120 некоммерческих организаций из 42 регионов РФ, получивших гранты Фонда президентских грантов.

Семейный клуб для семей по работе с мигрантами

Нашей семье очень приятно в самой доброй атмосфере посещать все занятия, которые нам организует проект «Новый путь»! …Мы очень рады, что попали в такой проект. И наша жизнь начинает потихоньку меняться. Я очень люблю своих деток и рада меняться ради них

Благодарность проекту «Новый путь» (Официальный сайт БФ «Дорога к дому»: https://dorogakdomu.ru/nasha-semya-v-proekte-novyiy-put-nahoditsya-s-marta-2017-goda/ )

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Особенности целевой Программы «Дорога к дому», определяющие ее уникальность, заключаются в том, что:

  • для достижения поставленных целей БФ «Дорога к дому» реализует целевую программу строго в рамках двух взаимосвязанных направлений: профилактика социального сиротства и правонарушений у подростков;
  • для обеспечения технологичности работы деятельность носит системный характер, имеет четкий план и алгоритм действий работы с каждым клиентом: от выявления проблем конкретной семьи и ребенка и до их решения;
  • для соответствия работы запросам общества Фондом организована работа с клиентами по оказанию им востребованных социально-значимых услуг практически наравне с государством;
  • для расширения возможностей программы Фонд стремится привлечь горожан к решению социальных проблем, получить дополнительные средства и направить их нуждающимся детям, оказывая адресную помощь за счет привлечения благотворителей (предпринимателей, физических лиц);
  • для развития добровольческих инициатив населения Фонд проводит массовые мероприятия (фестивали, акции, благотворительные базары и т.д.), стремится информировать тех, кто нуждается в помощи и тех, кто хочет, но не знает, как помочь;
  • для оформления добровольческих инициатив в формат постоянно функционирующих добровольческих проектов Фонд системно и целенаправленно создаёт банк данных о добровольцах, проводит мотивационную работу по их стимулированию и привлечению на постоянной основе к реализации проектов Фонда;
  • для расширения партнерства и продвижения семейных ценностей на базе Фонда организована профессиональная площадка для общения и обмена опытом, организуются мероприятия городского, регионального и всероссийского уровней;
  • для внедрения эффективных социальных технологий Фонд постоянно изучает опыт других организаций–партнеров, делится и обсуждает с коллегами позитивный опыт, внедряет лучшие практики, обеспечивает обучение специалистов новым практикам и технологиям.

Вызовы и решения

Проектный принцип организации Программы «Дорога к дому» позволяет Фонду оперативно реагировать на новые проблемы и вызовы, причем эта реакция носит системный характер:

  1. Разработка и внедрение новых технологий организации и управления Программой в целом.

Наиболее актуальным вызовом конца 2010-х гг. стала необходимость цифровизации деятельности Фонда.

Фонд работает с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, одновременно в работе специалистов находятся более 300 семей. Пока семьи находятся в работе, для каждой ведется «личное дело» семьи, в котором отражаются трудности, описание текущей ситуации семьи, указываются имеющиеся у семьи ресурсы, составляется план реабилитационной работы и проч. Все это порождает большой объем информации, с которой должен работать специалист. При этом, личные дела семей хранятся в Фонде, а характер работы специалистов (кураторов) разъездной. Планируя выход в семью, куратор должен помнить ее ситуацию, план, телефон, адрес, ФИО членов семьи и другие особенности. Сейчас специалисты ведут личное дело для учета семей перед Фондом и ведут отдельный «рабочий блокнот». Когда семей было немного, все это было возможно и даже удобно. При расширении работы по различным направлениям учет и хранение данных о семьях стали проблемой.

Кроме того, некоторые семьи, ведущие асоциальный образ жизни, придерживаются принципа «у всех просить, но не работать», поэтому обращаясь в различные государственные учреждения и НКО за помощью, от многих получают ее. Таким образом, семья получает «разовую» помощь от различных учреждений, при этом не прилагает собственных усилий для выхода из трудной жизненной ситуации.

Решение: руководством Фонда было инициировано создание единой электронной базы данных семей (клиентов-благополучателей). На первом этапе — учет тех семей, которые состоят на сопровождении Фонда, а далее (по возможности) включение в базу данных и семей, находящихся на сопровождении в учреждениях города.

Создание единой электронной базы данных позволит:

  • упростить учет, хранение и обработку информации,
  • оптимизировать временные затраты специалистов,
  • иметь все данные «под рукой» в облачном сервисе в рабочем или домашнем компьютере или в телефоне, который всегда с собой,
  • оптимизировать финансовые затраты Фонда.
  • Разработка и внедрение новых социальных технологий, релевантных как отдельным проектам, так и целым направлениям деятельности.

В частности, в Концепции деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому» были сформулированы проблемы и вызовы по основным направлениям деятельности и сформулированы задачи по их разрешению.[1]

Профилактика социального сиротства:

Проблемы и вызовы:

– 80% воспитанников Центров помощи детям-сиротам — трудоустраиваемые в семьи дети (инвалиды, подростки, сиблинги);

– работа с семьями зачастую начинается на позднем этапе, когда у семьи недостаточно собственных ресурсов, нет поддержки, семья находится на серьезной стадии семейного кризиса и в социальной изоляции.

Задача 1. Изучение, подготовка условий для внедрения новых технологий семейного устройства (в т.ч. в рамках реализации проекта по Профессиональным семьям, включая проработку механизмов реализации проекта и обсуждения условий с отделом опеки и попечительства, Департаментом социальной защиты населения Вологодской области).

Задача 2. Продолжение работы по внедрению в систему социальной работы учреждений города технологий по раннему выявлению семейного неблагополучия и работы со случаем (проведение мотивационных, ознакомительных, обучающих мероприятий для специалистов проектов и учреждений).

Профилактика правонарушений несовершеннолетних:

Проблемы и вызовы:

– стабильно высокое количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения (2014 г. – 802 ч., 2015г. – 689 ч., 2016 г. – 816 ч.).

Задача 1. Апробирование новых подходов и расширение спектра проектов по реабилитационному досугу в работе с несовершеннолетними с отклонениями в поведении

с целью определения практической пригодности, применимости и эффективности новых социальных практик.

Задача 2. Развитие сотрудничества с субъектами профилактики, реализация достигнутых соглашений, межведомственные.

  • Подготовка и реализация новых проектов в рамках соответствующих направлений

В частности, в Годовом отчете Благотворительного фонда «Дорога к дому» за 2018 г. были отмечены три новых проекта в рамках одноименной Программы:[2]

Социальные вызовыПроекты БФ «Дорога к дому»
Отсутствие мест в детских садах для детей до 3-х летПроект «Вариативная система услуг присмотра и ухода за детьми до 3 лет» при поддержке Фонда президентских грантов
Рост числа детей-сирот из категории трудноустраиваемыхПроект «Профессиональная семья» (подготовка и сопровождение профессиональных семей совместно с Центром помощи детям-сиротам)
Потребность в психологической реабилитации детей — жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуальногоПроект «Зеленая комната» совместно с Департаментом социальной защиты населения, следственным управлением Следственного комитета, комиссией по делам несовершеннолетних)

[1] Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому». ПАО «Северсталь», 2017. С. 15–16.

[2] БФ «Дорога к дому». Годовой отчет 2018. С.10.

Планы дальнейшего развития 

В 2020 г. Фонд продолжит реализовывать Программу «Дорога к дому» по основным направлениям деятельности, причем особое внимание планируется уделять дальнейшему развитию цифровизации, а также проектам, проходящим процесс обновления.

Цифровизация деятельности:

  1. продолжение работы по разработке и отладке базы данных;
  2. разработка отдельных модулей для учета данных о партнерах, жертвователях, добровольцах Фонда;
  3. разработка отдельного модуля для проведения Конкурса социальных проектов (по типу Конкурсов Фонда президентских грантов) для учета всех поступивших заявок из Череповца и регионов, а также для оперативной работы экспертов, оценивающих проекты;
  4. начало использования специализированных сервисов массовой рассылки для проведения исследований, анонсов мероприятий, срочных сборов пожертвований и т.д. (по состоянию на ноябрь 2019 г. в базе данных находились более 800 НКО, 200 действующих жертвователей и 200 добровольцев).

Основные обновляемые проекты:

  • Проект «Новый путь» — поддержка семей, в которых родители затронуты проблемой алкогольной зависимости (проект вошел в ТОП-100 Фонда президентских грантов). В 2020 г. Фонд продолжит работу с семьями, в которых дети посещают детские сады, а также расширит целевую аудиторию родителями, чьи дети посещают начальную школу.
  • Проект «Зеленая комната» —оказание помощи детям — жертвам и свидетелям насилия, в том числе сексуального. В 2018 г. за помощью обратились родители 158 несовершеннолетних, в 2019 г. — уже более 180. Если в 2019 г. задача состояла в создании и описании модели работы, то к 2010 г. модель готова к тиражированию в другие города и регионы, в которых сформирован соответствующий запрос.
  • Проект «Выбери жизнь» — профилактика самоповреждающего и суицидального поведения несовершеннолетних. В 2018 г. в Череповце произошло 6 случаев завершенного суицида школьников, 4 незавершенных. В 2019 г. среди школьников подобных случаев не было. Работа по психологической диагностике и соответствующей поддержке 2018 г. была организована в 5 школах города, в 2019 — в 9 школах. В 2020 г. планируется расширение этой деятельность на все школы города Череповца, а также внедрение инструментов удаленной электронной диагностики. Опыт работы проекта будет передан всем учебным заведениям Вологодской области.
  • Проект «Вместе ради детей» — сопровождение замещающих семей, которые столкнулись с трудностями, связанными с воспитанием приемных детей. В рамках этого же проекта Фонду удается устраивать в профессиональные приемные семьи детей из категории трудноустраиваемых — подростков, в том числе сестер и братьев. Помимо социальной значимости, проект экономически эффективен: стоимость содержания одного ребенка в детском доме составляет 930 тыс. руб. в год, затраты на реализацию проекта — 3,1 млн руб.
  • В 2010 г. планируется устроить в профессиональные приемные семьи 5 подростков, а не менее чем 150 семьям будет оказана всесторонняя помощь специалистов (кураторов, психологов, медиаторов, юристов и др.) ради сохранения ребенка в замещающей семье.

Советы и рекомендации

  1. Развивайте межведомственное и межсекторное взаимодействие в решении проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные проблемы никому не под силу решить в одиночку — ни государству, ни бизнесу, ни общественным организациям. Только объединив усилия всех секторов можно добиться значительных результатов.
  2. Проводите комплексный анализ региональной ситуации в сфере защиты детства, чтобы более тщательно спланировать проектную деятельность по оказанию помощи благополучателям.
  3. Создавайте, апробируйте и широко внедряйте профилактические услуги для семьи и детей. Применяйте при этом методическую, образовательную и супервизорскую поддержку. Большинство разработанных Фондом услуг в настоящее время успешно оказываются различными учреждениями и организациями.
  4. Тщательно планируйте свою деятельность, проводите постоянный мониторинг и анализ проведенной работы.
  5. Проводите проектные и обучающие семинары, круглые столы, конференции для специалистов органов власти, государственных учреждений и НКО с целью объединения усилий профессионалов для обсуждения ключевых проблем защиты детства в регионе, выработки единых подходов и предложений. 
  6. Направляйте свои усилия на повышение информированности профессиональных сообществ и граждан по вопросам защиты и поддержки семьи и детства.
  7. Поддерживайте открытость и прозрачность деятельности организации, реализующей благотворительную программу.