Программа комплексной профилактики социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних
Направления поддержки
поддержка семьи и детей
Благополучатели
семьи с детьми, подростки группы «риска», дети, чьи права были нарушены и другие
Язык: русский
Период реализации: с 2006 по настоящее время
Статус: действующий
Дата актуализации: 02.12.2019
Социальный вызов и причины инициирования проекта
Внешние причины инициирования
Проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних являются яркими симптомами социального неблагополучия общества. Они обусловлены воздействием целого комплекса взаимосвязанных негативных факторов: экономических, социальных, экологических, медицинских, семейных и личностных. Социальное сиротство — явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях.
В свою очередь, несовершеннолетний правонарушитель — это не просто ребенок, совершивший правонарушение или антиобщественное действие. Это, прежде всего, ребенок, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.[1] Соответственно, уровень социального сиротства выступает не единственным, но важным фактором уровня правонарушений несовершеннолетних.
Указанные проблемы носят глобальный характер и, в целом, являются проявлением кризиса института традиционной семьи. В настоящее время усилия по их решению непосредственно корреспондируется с несколькими Целям устойчивого развития ООН (ЦУР ООН): ЦУР-1 «Ликвидация нищеты», ЦУР-3 «Хорошее здоровье и благополучие», ЦУР-4 «Качественное образование», ЦУР-10 «Уменьшение неравенства», ЦУР-11 «Устойчивые города и населенные пункты».
В Российской Федерации проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних приобрели особую актуальность в период политических, социальных и экономических преобразований, став следствием относительного отставания государственной политики поддержки материнства и детства. К середине первой декады 2000-х гг. социальное сиротство стало массовым явлением, среди причин которого можно выделить:
- социальную дезорганизацию семей — снижение ценности семьи, родительства и семейного образа жизни, разрушение семейных устоев и традиций, снижение ответственности родителей за воспитание и заботу о детях вплоть до полного уклонения от выполнения родительских обязанностей;
- семейное неблагополучие — материальные и жилищные трудности семей с детьми, безработица, сложные супружеские и детско-родительские отношения, физическое и психологическое насилие со стороны взрослых членов семьи по отношению к детям и друг к другу;
- рост числа детей, рождающихся вне брака и увеличение количества неполных семей;
- слабость нравственных устоев в современном обществе, в том числе распространение алкоголизма и наркомании;
- невнимательное отношение к проблемам детей государственных учреждений, призванных обеспечить каждому ребенку благополучное прохождение всех этапов жизненного пути, в том числе нарушение права детей на образование, медицинское и социальное обслуживание.[2]
По состоянию на 2006 г. — год запуска целевой благотворительной Программы «Дорога к дому» ПАО «Северсталь», — доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло в Российской Федерации 2,4% от численности всех детей, тогда как количество круглых сирот — лишь 17,4% от общей численности всех детей, оставшихся без попечения родителей. По данным статистического анализа, в 2006 г. — году запуска целевой благотворительной Программы «Дорога к дому» ПАО «Северсталь», — ситуация с социальным сиротством в Вологодской области в целом соответствовала общероссийскому уровню. С одной стороны, по показателю численности выявленных и учтенных детей-сирот на каждые 10000 человек, Вологодская область относилась к наиболее благополучной группе (до 10 деципромилле). С другой стороны, область была отнесена к наиболее типичному кластеру, для которого характерна весьма значительная (почти 50%) доля детей-сирот, передаваемых на полное государственное обеспечение при менее значимой роли приемных семей и усыновления как формы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.[3]
В настоящее время ситуация с решением проблемы сиротства, в том числе социального, остается напряженной. Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая постепенно замедляла свой рост, а в 2014 г. пошла на убыль, с 2015 г. вновь стала возрастать. В качестве положительного сдвига, впрочем, следует отметить возрастание доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей.
[1] См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4heD4)
[2] Егорова Е.А., Кумаева О.В., Смелов П.А. 2008. Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ). Статистика и математические методы в экономике. №1., С. 37.
[3] Там же, с. 42.
Что же касается территорий присутствия компании «Северсталь», то ситуация в них весьма неоднородна. По данным исследования, проведенного Благотворительным Фондом «Нужна помощь», по состоянию на конец 2017 г. среди регионов, в которых с 2011 г. реализуется Программа «Дорога к дому», лишь в Волгоградской области проблема сиротства была «выражена ниже среднего». В то же время, в Вологодская, Мурманская, Саратовская и Ярославская области были отнесены к регионам со «средней выраженностью проблемы», а Республика Карелия и Республика Коми — к «самым проблемным регионам».[1] При этом БФ «Дорога к дому» фиксирует новые вызовы. Так, 80% воспитанников Центров помощи детям-сиротам — это трудноустраиваемые в семьи дети (инвалиды, подростки, сиблинги). Кроме того, работа с семьями зачастую начинается на позднем этапе, когда у семьи недостаточно собственных ресурсов, нет поддержки, семья находится на серьезной стадии семейного кризиса и в социальной изоляции. Что же касается правонарушений несовершеннолетних, то оно сохраняется стабильно высоким. В г. Череповце количество таких правонарушителей составило в 2014 г. 802 чел., в 2015г. — 689 чел., в 2016 г. — 816 чел.
[1] Сиротство в Регионах РФ. Благотворительный Фонд «Нужна помощь», Москва, 2018. См.: https://nuzhnapomosh.ru/research/2018/sirotstvo-v-regionakh-rf/
Внутренние причины инициирования
Компания «Северсталь» привержена принципам устойчивого развития, в том числе гуманитарным принципам корпоративной благотворительности как важной части своих социальных инвестиций. Основная цель благотворительной деятельности — поддержка стратегии развития компании через создание благоприятной социально-экономической атмосферы в регионах её присутствия. При этом компания активно развивает механизмы многостороннего сотрудничества, направленного как на развитие общего делового и социального потенциала регионов, так и на решение конкретных социальных проблем.
Корпоративная социальная ответственность ПАО «Северсталь» во всех ее формах и проявлениях развивается в соответствие со стратегией КСО, в которой подчеркнуто, что компания «видит свою социальную ответственность в том, чтобы быть надежным партнером для всех заинтересованных сторон», и, в том числе, «вносить вклад в социально-экономический прогресс регионов присутствия»[1]. Конкретный инструментарий специфицирован в соответствующих корпоративных документах, действующая редакция которых была «пакетно» утверждена в декабре 2013 г. — «Корпоративной политике социальной ответственности», «Корпоративной политике в области управления внешними социальными программами», и «Корпоративном стандарте управления спонсорской и благотворительной деятельностью».[2] Эти документы определяют единый подход к управлению внешними социальными программами для всех предприятий, входящих в компанию «Северсталь». В то же время сотрудничество в социальной сфере развивается с учетом региональной специфики. Успешные социальные практики распространяются не только во всех регионах присутствия компании, но и в других регионах страны.
Компания традиционно расходует значительные средства на благотворительную деятельность. Эти средства идут на развитие местных сообществ, образование и культуру, профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства, ветеранов, здравоохранения и спорта. Значительные средства вкладываются в строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, в благоустройство городов и поселков в регионах присутствия. Важно отметить, что в 2017 г., благодаря совместным усилиям и компании «Северсталь», руководства области, Фонда развития моногородов, Министерства экономического развития РФ городу Череповцу был присвоен статус «Территория опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР).
Программы, ориентированные на поддержку семьи и детства позиционируются среди «наиболее успешных социальных инициатив компании»[3]. Показательно, что личный патронат этого направления благотворительной деятельности осуществляет Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов.
[1] ПАО «Северсталь». Стратегия КСО. См.: https://www.severstal.com/rus/csr/approach/strategy/
[2] См.: Корпоративная политика социальной ответственности. Утверждена 16.12.2013 г. (https://www.severstal.com/files/23362/Severstal_Corporate_Social_Responsibility%20Policy_20131216_RUS.pdf);
Корпоративная политика в области управления внешними социальными программами. Утверждена 16.12.2013 г.
Корпоративный стандарт управления спонсорской и благотворительной деятельностью. Утвержден 16.12.2013 г. (https://www.severstal.com/files/23362/Severstal_Corporate_Standard_for_the_Management_of_Sponsorships_and_Charitable_Activities_20131216_RUS.pdf).
[3] ПАО «Северсталь». Отчет об устойчивом развитии за 2018 год. С. 95.
Развитие социальных услуг, влияющих на решение проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, было и остается главной задачей Благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь». Мы понимаем, что социальные проблемы никому не под силу решить в одиночку — ни государству, ни бизнесу, ни общественным организациям. Только объединив наши усилия можно добиться значительных результатов.
Фонд изучает потребности горожан, объединяет ресурсы партнеров, апробирует конкретные технологии работы с семьей, анализирует полученные результаты, оценивает степень влияния на решение ключевых задач — профилактику социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних и на изменение к лучшему социальной ситуации в целом
Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта
Целевая аудитория (благополучатели)
Основой «Концепции деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому» является ценностное отношение к правам человека и ребёнка. Фонд исходит из того, что «каждый ребенок имеет абсолютное право на проживание в безопасной, стабильной семье, которая обеспечивает ему необходимое воспитание и уход, защищает его от насилия, пренебрежения его нуждами и эксплуатации».[1]
Соответственно, именно ребенок и семья в целом, персонифицирующие фокусные социальные проблемы социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, выступают основными заинтересованными сторонами — непосредственным благополучателями Проекта. В свою очередь, Концепция содержит более развернутый перечень «целевых групп», конкретизирующий ситуации оказания благотворительной поддержки:
- беременные женщины и семьи с новорожденными детьми в трудной жизненной ситуации;
- семьи, где родители условно осуждены или вернулись из мест лишения свободы;
- семьи с детьми в конфликтном разводе;
- семьи на ранней и средней стадии кризиса;
- семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья;
- замещающие семьи в кризисе;
- семьи с детьми, приехавшие из стран ближнего зарубежья;
- семьи, где родители злоупотребляют алкоголем;
- подростки группы «риска», в том числе попробовавшие психоактивные вещества;
- подростки, совершившие правонарушения и их жертвы;
- несовершеннолетние, чьи права нарушены;
- родители и дети, испытывающие психологические трудности.
Более детальный анализ целевых групп проводится Фондом применительно к отдельным проектам и даже мероприятиям, реализуемым в рамках этих проектов.
С одной стороны, при этом целевые группы расширяются за счет привлекаемых «специалистов учреждений социальной сферы» и «добровольцев», транслирующих основным благополучателям соответствующую поддержку, а также «горожан» и даже «гостей города», косвенно затрагиваемых фокусными социальными проблемами. С другой стороны, происходит дополнительная конкретизация основных благополучателей, в том числе потенциальных. Так, например, в Аналитическом отчете Программы «Дорога к дому» за 2011 г. для проекта «Внедрение межведомственной модели ранней профилактики отказов от новорожденных детей в г. Череповце» в качестве специфических целевых групп были указаны беременные женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; матери новорожденных, оказавшиеся на грани отказа от своего ребенка; семьи с новорожденными и грудными детьми (до года), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, выявленные в женских консультациях и домах города.[2]
Если отличительной чертой корпоративной социальной ответственности ПАО «Северсталь» является «системное партнерство» и она «стремится выстроить в регионах присутствия устойчивое четырехстороннее сотрудничество: власть — общество — бизнес — СМИ»[3], то целевая Программа «Дорога к дому» — одна из лучших практик в этой области. Одноименный Благотворительный фонд выделяет 19 заинтересованных сторон — участников социального партнерства, сформировавшегося в рамках Программы.
Участники социального партнерства целевой Программы «Дорога к дому» | ||
№ | Заинтересованная сторона/участник социального партнерства | Вклад в реализацию Программы |
1 | Правительство Вологодской области | административная поддержка деятельности, направленная на защиту семьи и детства, помощь в решении межведомственных проблем выделение субсидий НКО для реализации социально значимых проектов |
2 | Мэрия г. Череповца | участие руководителей всех ведомств социальной сферы города в деятельности Программного комитета – органа координации деятельности в Программе «Дорога к дому»обмен статистической и иной информацией в целях анализа социальной ситуации в городе и выявления проблемных вопросов для инициирования социальных проектов |
3 | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав мэрии г. Череповца | предоставление информации о ситуации в семье несовершеннолетних, состоящих на учете за совершение противоправных поступковвзаимодействие в решении их проблемных вопросов |
4 | Управление образования | взаимодействие в реализации совместных проектов и программ, в проведении акций и мероприятий в подведомственных учреждениях |
5 | Отдел опеки и попечительства мэрии г. Череповца | взаимодействие в процессе решения проблем семей, где есть риск социального сиротства |
6 | Следственное управление СК РФ | взаимодействие в следственных мероприятиях с участием несовершеннолетних |
7 | УМВД РФ по г. Череповцу | взаимодействие в работе с подростками, совершившими противоправные действия, и их семьями |
8 | УФСИН России по г. Череповцу | взаимодействие в оказании помощи семьям с детьми, где родители условно осуждены или освобождены из мест лишения свободы |
9 | Череповецкий государственный университет | проведение исследованийметодическая поддержка и экспертная оценка проектной деятельностиконсультирование по использованию социальных технологий работы с семьейсовместная деятельность по организации и проведению акций и мероприятий для благополучателей |
10 | Управление организации медицинской помощи | создание условий для реализации совместных проектов в подведомственных учреждениях |
11 | Департамент социальной защиты населения вологодской области. учреждения социального обслуживания | системная работа на региональном уровнесоздание условий для реализации в подведомственных учреждениях совместных проектов, направленных на поддержку семей и детей |
12 | Фонды–грантодатели | предоставление грантов для реализации социально значимых проектов |
13 | Учреждения культуры | взаимодействие в рамках проведения мероприятий социальной направленности для благополучателейпредоставление бесплатных культурно-просветительских услуг для малоимущих семей |
14 | Молодежный центр | взаимодействие в рамках проведения мероприятий социальной направленности для благополучателей |
15 | Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области в г. Череповце | взаимодействие в процессе решения проблем семей с детьми, приехавших из стран ближнего зарубежья (в т.ч. семей беженцев и вынужденных переселенцев), находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности с адаптацией |
16 | Некоммерческие организации | взаимодействие в процессе оказания услуг семьям, имеющим несовершеннолетних детейобмен эффективными социальными практиками и технологиями в рамках мероприятий, проводимых на средства грантовых конкурсов, направленных на поддержку деятельности НКО |
17 | Предприниматели ⋅ | благотворительная помощь и финансовые пожертвования семьям с детьмиспонсирование мероприятий социальной направленности, проводимых фондом для благополучателей |
18 | Добровольцы | оказание адресной помощи семьям с детьмипроведение образовательных и досуговых мероприятий для детей и их семей |
19 | СМИ | освещение актуальных социальных тем и вопросов⋅ реализация совместных проектовоказание услуг по разработке и тиражированию информационных и методических материалов |
Показательно, что акцент на развитие партнерства позволяет рассматривать целевые группы Проекта более комплексно. Так, в Годовом отчете Фонда за 2018 г. представлены три укрупненные целевые группы:
- семьи с детьми — объект бесплатной психологической, юридической, социальной поддержки;
- специалисты, по отношению к которым создаются условия для развития, проводится обучение лучшим социальным практикам работы с семьей и детьми;
- регионы, в интересах которых развивается межведомственное взаимодействие и социальное партнерство.[4]
[1] Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому». ПАО «Северсталь», 2017. С. 15.
[2] Аналитический отчет за 2011 г. Программа «Дорога к дому», г. Череповец.
[3] ПАО «Северсталь». Отчет об устойчивом развитии за 2018 год. С. 95.
[4] БФ «Дорога к дому». Годовой отчет 2018. С. 3.
Территориальный охват
Регулярная деятельность по основным направлениям и проектам Программы началась в 2006 г. в г. Череповец, а с 2011 г. реализуется в семи регионах Российской Федерации на территориях присутствия компании «Северсталь»:
- Вологодская область (г-да Череповец, Великий Устюг, Красавино)
- Республика Карелия (г. Костомукша)
- Республика Коми (г. Воркута)
- Мурманская область (г. Оленегорск)
- Саратовская область (г. Балаково)
- Ярославская область (г. Ярославль)
- Волгоградская область (г. Волгоград)
Развивающая и методическая деятельность в рамках Программы реализуется в 21 регионе Российской Федерации:
Мурманская областьКурганская областьГород СевастопольВологодская областьВолгоградская областьАрхангельская областьИвановская область | Пермский крайНижегородская областьГород МоскваРеспублика КарелияРеспублика КомиГород Санкт-ПетербургСаратовская область | Смоленская областьМосковская областьВолгоградская областьОренбургская областьКировская областьЯрославская областьКостромская область |
«Дорога к дому» – пример успешного трехстороннего партнерства власти, бизнеса и общества. Ключевые партнеры компании «Северсталь» в этом проекте – Минэкономразвития РФ, Правительство Вологодской области, ведущие социально-ориентированные некоммерческие организации, учреждения социальной сферы, предприятия малого и среднего бизнеса регионов России. Благодаря консолидации усилий достигнуты значительные результаты в решении проблемы социального сиротства: более чем в три раза сокращено количество воспитанников детских домов; эффективно работает система семейного устройства детей-сирот. Меняется парадигма в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации: основной акцент ставится на сохранении ребенка в родной семье в безопасных условиях
Сотрудничество с Фондом позволяет оказать содействие участникам образовательного процесса в части профилактики правонарушений, снижению напряженности и конфликтности в подростковой среде, беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ, – направления деятельности общеобразовательных учреждений, координацией которого я занимаюсь
Цели и задачи
Цель проекта
Цель Программы «Дорога к дому» — снижение уровня социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних в регионах присутствия компании «Северсталь».
Исторически цели Программы «Дорога к дому» совпадали с целями одноименного Благотворительного фонда. Начиная с 2016 г., Фонд реализует две целевые программы: «Дорога к дому», направленную на снижение уровня соответствующих социальных проблем, и «Дети Череповца. Путь к успеху», направленную на поддержку одаренных детей путем создания и развития образовательной среды.
В соответствие с п.2.1. новой редакции Устава БФ «Дорога к дому» от 09.01.2017 г. (Гл. 2. Цели, предмет, виды деятельности Фонда), деятельность Фонда осуществляется в целях:
2.1.1. предоставления социальной поддержки и социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, а также содействии социальной адаптации личности в обществе;
2.1.2. оказания помощи гражданам в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального положения, а также психологического статуса;
2.1.3. содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
2.1.4. содействия защите материнства, детства и отцовства;
2.1.5. выявления и поддержки несовершеннолетних лиц, проявивших выдающиеся способности, оказания содействия в получении такими лицами общего и дополнительного образования, в том числе образования в области искусств, естественных наук, физической культуры и спорта;
2.1.6. содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.[1]
Таким образом, все уставные цели, за исключением 2.1.5., непосредственно связаны с Программой «Дорога к дому» и могут рассматриваться в качестве задач, раскрывающих цель Программы.
[1] Устав Благотворительного Фонда «Дорога к дому» (в новой редакции). 09.01.2017 г.
Описание проекта
Краткая история Программы:
- Целевая благотворительная Программа «Дорога к дому» ПАО «Северсталь» начала свою работу в 2006 г. как программа одноименного Благотворительного фонда компании, созданного в 2005 г. по личной инициативе Председателя Совета директоров компании «Северсталь» А.А. Мордашова при поддержке мэрии города Череповца.
- В 2009 году при участии Правительства Вологодской области и со-финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Программа «Дорога к дому» вышла на территорию всей Вологодской области, а с 2011 года — еще в шесть регионов присутствия компании «Северсталь».
- Целевые установки Программы соответствуют Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 год, принятой Указом Президента РФ 1 июня 2012 г. и декларирующей необходимость внедрения системы раннего выявления семейного неблагополучия. За счет внедрения современных инновационных социальных технологий работа с клиентами стала более системной, результативной и качественной, повысилась её эффективность.
- С 2012 г. при поддержке Министерства экономического развития РФ на базе Фонда был создан Межрегиональный информационно-методический ресурсный центр для социально-ориентированных НКО. Программа «Дорога к дому» активно распространяет свой опыт среди социально ориентированных НКО в 37 регионах России.
- В 2012 г. оценка эффективности проектов Фонда была проведена АНО «Партнерство каждому ребенку», что стало отправной точкой принципиальных изменений в организации работы по Программе. С 2013 г. ведется системная работа по изменению ценностных ориентиров привлеченных специалистов, активно применяется семейно-ориентированный и восстановительный подходы, используются практико-ориентированные техники работы с немотивированными клиентами; внедряется институт кураторов, апробируются востребованные для семей с детьми услуги: «домашний помощник», «семейный клуб», «реабилитационный досуг», «передышка».
- Начатые с середины 2013 г. изменения привели к тому, что Фонд перешел к работе не по заявительному, а по выявительному принципу, применяет новые социальные технологии в процессе установления контакта с семьями, находящимися на этапе неосознания собственных проблем, но переживающими кризис, являющийся риском социального сиротства детей, совершения детьми правонарушений.
- В 2014 г. Фонд подключился к финансированию подпрограммы №6 «Дорога к дому» Государственной программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 — 2018 годы». Её цель — совершенствование системы профилактики социального сиротства и детской безнадзорности. Основные мероприятия направлены на создание условий для эффективной социальной реабилитации и интеграции в общество детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; организацию и проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для специалистов, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы..
- В 2017 г. была опубликована «Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому», в которой были проанализированы и систематизированы 10-ти летний опыт работы Фонда в целом, и Программы «Дорога к дому», в частности.
Направления деятельности Программы:
С момента создания, работа Программы организована через проектную деятельность, развиваемую в рамках социального партнерства.
- Проекты призваны решать корневые проблемы, приводящие к социальному сиротству и правонарушениям несовершеннолетних.
- Каждый проект направлен на работу с конкретной целевой группой из социально-уязвимых категорий населения.
- Проекты являются значимым ресурсом в работе с семьями с детьми, находящимися на разных стадиях кризиса – кадровым, методическим, организационным.
- Благодаря работе проектов расширяется ассортимент социально-правовых, психолого-педагогических и других услуг для детей и семей, повышается их качество.
- Деятельность, проводимая в проектах, не дублирует основную деятельность субъектов профилактики, а органично встраивается в традиционную систему работы и влияет на системные изменения (в плане ценностных ориентиров специалистов, используемых подходов и технологий в работе с семьями).
В соответствие с «Концепцией деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому», проекты Программы сведены в шесть направлений.
Направление | Содержание проектов |
Экстренная помощь несовершеннолетним | |
Профилактика социального сиротства детей раннего возраста (0-3 лет) | |
Профилактика социального сиротства детей с ограниченными возможностями здоровья | |
Предотвращение возврата детей из замещающих семей | |
Помощь детям и семьям в кризисной ситуации | |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних |
В 2018 г. в рамках Программы на этапе реализации находились 40 проектов, осуществляемых в 7 регионах Российской Федерации. В 2019 г. утверждено финансирование 35 проектов, в том числе 22 — в г. Череповец.
Управление Программой
В Фонде отработан четкий алгоритм принятия, реализации и оценки проектов, направленных на решение проблем социального сиротства и нарушений несовершеннолетних:
- Проектные заявки поступают на ежегодный открытый конкурс. Инициировать проект с соответствующей тематикой могут любые юридические и физические лица из городов на территориях присутствия ПАО «Северсталь».
- Проекты, поступившие на конкурс, проходят оценку экспертной комиссии, в состав которой входят представители администрации соответствующего города, УМВД, иных учреждений и ведомств, связанных с вопросами социальной защиты, здравоохранения, образования, сотрудники Череповецкого государственного университета.
- Программный комитет рассматривает все конкурсные заявки, набравшие проходной балл, оценивает их на предмет актуальности и значимости для соответствующего города, а также соответствия направлениям работы Программы «Дорога к дому» и принципам работы Фонда.
- Решение о финансировании проектов, рекомендованных для реализации, принимается на заседании Экспертного совета, проходящего под председательством Алексея Александровича Мордашова.
- Реализация проектов, получивших финансирование, проходят на базе учреждений социальной сферы (детские сады, поликлиники, реабилитационные центры и др.), а также на базе самого Благотворительного фонда «Дорога к дому».
Каждые полгода команда проекта представляет в Фонд аналитический отчёт, в котором приводятся конкретные сведения о результативности и эффективности работы по проекту, об изменениях в жизни целевой группы проекта и достигнутых в ходе работы количественных и качественных результатах.
Команда и партнеры
Основные партнеры
Правительство Вологодской области (https://vologda-oblast.ru/)
Мэрия г.Череповца (https://mayor.cherinfo.ru/)
Ресурсное обеспечение
Финансовые ресурсы
Основным источником финансового обеспечения целевой Программы «Дорога к дому» являются средства ПАО «Северсталь». Так в 2018 г. вклад компании составил 69167688 руб., вклад других источников — постоянных партнеров Программы, а также юридических и физических лиц, выступающих партнерами в рамках отдельных проектов, — 24843000 руб.
В 2018 г. в финансировании Программы приняли участие:
- Фонд президентских грантов — вклад в размере 12,2 млн руб. в проекты «Вариативнаясистема присмотра и ухода за детьми», «Здоровая семья для ребенка», «ГородОК»); Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации — 2, 2 млн руб. в проект «Служба помощи матери и ребенку» и Областную программы «Республика ШКиД» и «На защите детства»);
- Правительства Вологодской области — субсидии в размере 324 тыс. руб. на реализацию проекта «Выбери жизнь»;
- НПФ «БУДУЩЕЕ» — 4,3 млн руб. на проект «Защити ребенка»;
- ООО «Свеза-Лес» — 1,8 млн руб. на поддержку проектов, реализуемых в городах Великий Устюг и Красавино;
- Юридические и физические лица — около 4 млн руб. в рамках благотворительных акций и мероприятий, в том числе по оказанию гуманитарной помощи.
Финансирование Программы является основной частью расходов Фонда «Дорога к дому». В 2018 г. из 80 653813 руб. использованных средств большая часть (56676900 руб. или 70,3%) пришлась на проекты по направлениям деятельности Программы «Дорога к дому», не считая общих расходов на информационное сопровождение, развитие фандрайзингового направления, ресурсно-методический центр, а также административно-управленческих расходов Фонда.
Человеческие ресурсы
Важным управленческим ресурсом Программы является Правление Фонда, в которое входят представители руководства ПАО «Северсталь», АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», генеральный директор ООО «Медиа-Центр», заведующий профильной кафедрой Череповецкого государственного университета. Эффективность же межведомственного взаимодействия в рамках социального партнерства обеспечивается персональной вовлеченностью руководящего звена соответствующих ведомств на территории реализации Программы.
Человеческие ресурсы Программы формируются штатными сотрудниками Фонда (18 человек по состоянию на ноябрь 2019 г.), а также привлеченными специалистами. В 2018 г. в реализации проектов Программы приняли участие 225 подобных специалистов, в т.ч. 65 кураторов, 47 психологов, 20 юристов — консультантов по правовым вопросам, 1 психотерапевт, 1 нарколог, 10 медиаторов, 17 воспитателей и нянь, 3 медсестры, 3 организатора реабилитационного досуга, 3 домашних помощника, 5 консультантов телефонов доверия, 40 руководителей. Все специалисты проходят специальную подготовку, чтобы оказывать клиентам соответствующие качественные услуги:
- главная задача специалистов — восстановление утраченных родительских ресурсов и формирование навыков решения семейных проблем;
- кураторы сопровождают семью до разрешения кризисной ситуации, совместно с семьей составляют реабилитационный план работы, планируют совместные действия;
- организаторы реабилитационного досуга помогают подросткам группы риска справиться с личностными трудностями и научают работать в команде;
- домашние помощники учат молодую маму вести домашнее хозяйство и организовать уход за своим ребенком.
Достигнутые результаты
Непосредственные результаты
Для оценки результатов целевой Программы «Дорога к дому» используется индикаторная оценка на основе трехуровневой системы показателей:
- непосредственные результаты процесса (количество и виды проведенных мероприятий), а именно: сколько детей/родителей/семей было в работе специалистов; сколько индивидуальных консультаций/занятий проведено с семьей; сколько выходов специалистов на дом; сколько реабилитационных мероприятий проведено и т.д.;
- качественные изменения, которые происходят в жизни конкретных благополучателей — клиентов Программы, происходящие благодаря проведенным мероприятиям, а именно: сколько детей, у которых повысился уровень удовлетворения базовых потребностей; сколько семей, у которых улучшилось материально-экономическое положение; сколько семей, у которых улучшились детско-родительские отношения и т.д.;
- влияние реализации проекта на ситуацию в городе, а именно: сколько детей сохранены в семьях в стабильных и безопасных условиях, количество новорожденных, в отношении которых предотвращен отказ, сколько подростков не совершили повторных правонарушений, сколько детей, законные интересы и права которых защищены и т.д. Это — главный показатель результативности, он включает в себя завершенные «случаи»: когда все проблемы в семье разрешены, ребенок находится в безопасных условиях, семья научилась самостоятельно решать трудности.
Промежуточные и итоговые (за год) результаты деятельности проектов рассматриваются и оцениваются членами Программного комитета под председательством заместителя мэра по социальным вопросам. Ежегодно проводится публичный отчет с участием представителей администрации города, заинтересованных ведомств и управлений города, общественности и СМИ. Детально проработанная система показателей позволяет оценить результаты работы как по отдельным проектам, так и по направлениям деятельности (См. пример оценки результатов второго и третьего уровней по основным направлениям деятельности Программы в г.Череповце за 2007–2018 гг. в Приложении).
За годы реализации целевой Программы «Дорога к дому» в целом достигнуты значительные результаты как в г. Череповец, так и в других городах присутствия ПАО «Северсталь».
Основные результаты реализации Программы «Дорога к дому» в 2006-2018 гг. — Череповец:
- Благодаря целевому финансированию компании «Северсталь» ежегодно около 13 000 жителей города Череповца получают бесплатную психологическую, юридическую, социальную и гуманитарную помощь. Семьям, находящимся в кризисных ситуациях, оказывается системная поддержка специалистов по преодолению семейного кризиса и сохранению ребенка в кровной семье.
- Использование новых технологий раннего выявления семейного неблагополучия позволило снизить количество семей в социально-опасном положении в 3 раза.
- Происходят системные изменения в социальной работе с семьями: меняются подходы — с традиционного и карательного на семейно-ориентированный, восстановительный; развивается межведомственное взаимодействие в работе с семьей; семейные кризисы разрешаются быстрее; сокращаются временные, кадровые, финансовые затраты.
- Благодаря работе Фонда по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних более тысячи подростков, склонных или совершивших правонарушения включены в реабилитационную работу, у них снижен риск правонарушений, в том числе повторных.
Регионы:
Около 7 тысяч человек ежегодно из этих городов получают помощь специалистов: это семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приемные семьи, подростки, склонные или совершившие правонарушения.
Оценка деятельности Программы партнерами, проведенная в 2016 г., показала, что 99% партнеров полностью одобряют деятельность Фонда, 84% партнеров утверждают, что результат их взаимодействия со специалистами Фонда обычно достигнут. Уровень удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг составляет 98%.
Основные результаты реализации Программы «Дорога к дому» в 2018 г.
Более 16 тыс. человек получили различные виды помощи (психологическая, юридическая, социальная, гуманитарная, материальная).
2 313 детей (в том числе 1 923 — в Череповце) остались жить и воспитываться в родных семьях, 80% из них находились в системной работе специалистов от 6 до 12 месяцев.
У 1 315 подростков (в том числе 515 — в Череповце) снижен риск совершения правонарушений.
В 1 240 семьях обеспечены безопасные условия проживания для несовершеннолетних.
Для 44 приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях, снят риск вторичного отказа.
В 11 квартирах, где проживают семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, силами волонтеров сделан ремонт.
Созданы условия и апробированы технологии для проведения следственных действий с несовершеннолетними пострадавшими или свидетелями насилия (проект «Зеленая комната»). За 2018 г. услуги проекта получили 158 несовершеннолетних и 131 родитель. Работа проекта в 2018 г. показала, что своевременная психологическая помощь несовершеннолетнему и семье помогает избежать повторных случаев насилия, снижает риск правонарушений и последствий пережитого насилия для несовершеннолетнего в будущем.
В городах Вологда и Череповец разработаны и внедрены варианты организации групп дневного пребывания для малышей (с привлечением средств Фонда президентских грантов).
В восьми регионах Российской Федерации внедряется инновационная модель системной поддержки семей, где родители затронуты проблемами алкогольной зависимости; 294 ребенка сохранены в кровных семьях в безопасных условиях (с привлечением средств Фонда президентских грантов).
Социальные технологии, используемые специалистами в работе с семьей, признаны профессиональным сообществом и распространены в 21 регионе Российской Федерации и 70 СО НКО.
В июне 2018 года при поддержке компании «Северсталь» и Фонда президентских грантов в Москве прошла Всероссийская конференция «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства», в которой приняли участие 120 некоммерческих организаций из 42 регионов РФ, получивших гранты Фонда президентских грантов.
Нашей семье очень приятно в самой доброй атмосфере посещать все занятия, которые нам организует проект «Новый путь»! …Мы очень рады, что попали в такой проект. И наша жизнь начинает потихоньку меняться. Я очень люблю своих деток и рада меняться ради них
Отличительные особенности и передовой опыт проекта
Особенности целевой Программы «Дорога к дому», определяющие ее уникальность, заключаются в том, что:
- для достижения поставленных целей БФ «Дорога к дому» реализует целевую программу строго в рамках двух взаимосвязанных направлений: профилактика социального сиротства и правонарушений у подростков;
- для обеспечения технологичности работы деятельность носит системный характер, имеет четкий план и алгоритм действий работы с каждым клиентом: от выявления проблем конкретной семьи и ребенка и до их решения;
- для соответствия работы запросам общества Фондом организована работа с клиентами по оказанию им востребованных социально-значимых услуг практически наравне с государством;
- для расширения возможностей программы Фонд стремится привлечь горожан к решению социальных проблем, получить дополнительные средства и направить их нуждающимся детям, оказывая адресную помощь за счет привлечения благотворителей (предпринимателей, физических лиц);
- для развития добровольческих инициатив населения Фонд проводит массовые мероприятия (фестивали, акции, благотворительные базары и т.д.), стремится информировать тех, кто нуждается в помощи и тех, кто хочет, но не знает, как помочь;
- для оформления добровольческих инициатив в формат постоянно функционирующих добровольческих проектов Фонд системно и целенаправленно создаёт банк данных о добровольцах, проводит мотивационную работу по их стимулированию и привлечению на постоянной основе к реализации проектов Фонда;
- для расширения партнерства и продвижения семейных ценностей на базе Фонда организована профессиональная площадка для общения и обмена опытом, организуются мероприятия городского, регионального и всероссийского уровней;
- для внедрения эффективных социальных технологий Фонд постоянно изучает опыт других организаций–партнеров, делится и обсуждает с коллегами позитивный опыт, внедряет лучшие практики, обеспечивает обучение специалистов новым практикам и технологиям.
Вызовы и решения
Проектный принцип организации Программы «Дорога к дому» позволяет Фонду оперативно реагировать на новые проблемы и вызовы, причем эта реакция носит системный характер:
- Разработка и внедрение новых технологий организации и управления Программой в целом.
Наиболее актуальным вызовом конца 2010-х гг. стала необходимость цифровизации деятельности Фонда.
Фонд работает с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, одновременно в работе специалистов находятся более 300 семей. Пока семьи находятся в работе, для каждой ведется «личное дело» семьи, в котором отражаются трудности, описание текущей ситуации семьи, указываются имеющиеся у семьи ресурсы, составляется план реабилитационной работы и проч. Все это порождает большой объем информации, с которой должен работать специалист. При этом, личные дела семей хранятся в Фонде, а характер работы специалистов (кураторов) разъездной. Планируя выход в семью, куратор должен помнить ее ситуацию, план, телефон, адрес, ФИО членов семьи и другие особенности. Сейчас специалисты ведут личное дело для учета семей перед Фондом и ведут отдельный «рабочий блокнот». Когда семей было немного, все это было возможно и даже удобно. При расширении работы по различным направлениям учет и хранение данных о семьях стали проблемой.
Кроме того, некоторые семьи, ведущие асоциальный образ жизни, придерживаются принципа «у всех просить, но не работать», поэтому обращаясь в различные государственные учреждения и НКО за помощью, от многих получают ее. Таким образом, семья получает «разовую» помощь от различных учреждений, при этом не прилагает собственных усилий для выхода из трудной жизненной ситуации.
Решение: руководством Фонда было инициировано создание единой электронной базы данных семей (клиентов-благополучателей). На первом этапе — учет тех семей, которые состоят на сопровождении Фонда, а далее (по возможности) включение в базу данных и семей, находящихся на сопровождении в учреждениях города.
Создание единой электронной базы данных позволит:
- упростить учет, хранение и обработку информации,
- оптимизировать временные затраты специалистов,
- иметь все данные «под рукой» в облачном сервисе в рабочем или домашнем компьютере или в телефоне, который всегда с собой,
- оптимизировать финансовые затраты Фонда.
- Разработка и внедрение новых социальных технологий, релевантных как отдельным проектам, так и целым направлениям деятельности.
В частности, в Концепции деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому» были сформулированы проблемы и вызовы по основным направлениям деятельности и сформулированы задачи по их разрешению.[1]
Профилактика социального сиротства:
Проблемы и вызовы:
– 80% воспитанников Центров помощи детям-сиротам — трудоустраиваемые в семьи дети (инвалиды, подростки, сиблинги);
– работа с семьями зачастую начинается на позднем этапе, когда у семьи недостаточно собственных ресурсов, нет поддержки, семья находится на серьезной стадии семейного кризиса и в социальной изоляции.
Задача 1. Изучение, подготовка условий для внедрения новых технологий семейного устройства (в т.ч. в рамках реализации проекта по Профессиональным семьям, включая проработку механизмов реализации проекта и обсуждения условий с отделом опеки и попечительства, Департаментом социальной защиты населения Вологодской области).
Задача 2. Продолжение работы по внедрению в систему социальной работы учреждений города технологий по раннему выявлению семейного неблагополучия и работы со случаем (проведение мотивационных, ознакомительных, обучающих мероприятий для специалистов проектов и учреждений).
Профилактика правонарушений несовершеннолетних:
Проблемы и вызовы:
– стабильно высокое количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения (2014 г. – 802 ч., 2015г. – 689 ч., 2016 г. – 816 ч.).
Задача 1. Апробирование новых подходов и расширение спектра проектов по реабилитационному досугу в работе с несовершеннолетними с отклонениями в поведении
с целью определения практической пригодности, применимости и эффективности новых социальных практик.
Задача 2. Развитие сотрудничества с субъектами профилактики, реализация достигнутых соглашений, межведомственные.
- Подготовка и реализация новых проектов в рамках соответствующих направлений
В частности, в Годовом отчете Благотворительного фонда «Дорога к дому» за 2018 г. были отмечены три новых проекта в рамках одноименной Программы:[2]
Социальные вызовы | Проекты БФ «Дорога к дому» |
Отсутствие мест в детских садах для детей до 3-х лет | Проект «Вариативная система услуг присмотра и ухода за детьми до 3 лет» при поддержке Фонда президентских грантов |
Рост числа детей-сирот из категории трудноустраиваемых | Проект «Профессиональная семья» (подготовка и сопровождение профессиональных семей совместно с Центром помощи детям-сиротам) |
Потребность в психологической реабилитации детей — жертв и свидетелей насилия, в том числе сексуального | Проект «Зеленая комната» совместно с Департаментом социальной защиты населения, следственным управлением Следственного комитета, комиссией по делам несовершеннолетних) |
[1] Концепция деятельности Благотворительного фонда «Дорога к дому». ПАО «Северсталь», 2017. С. 15–16.
[2] БФ «Дорога к дому». Годовой отчет 2018. С.10.
Планы дальнейшего развития
В 2020 г. Фонд продолжит реализовывать Программу «Дорога к дому» по основным направлениям деятельности, причем особое внимание планируется уделять дальнейшему развитию цифровизации, а также проектам, проходящим процесс обновления.
Цифровизация деятельности:
- продолжение работы по разработке и отладке базы данных;
- разработка отдельных модулей для учета данных о партнерах, жертвователях, добровольцах Фонда;
- разработка отдельного модуля для проведения Конкурса социальных проектов (по типу Конкурсов Фонда президентских грантов) для учета всех поступивших заявок из Череповца и регионов, а также для оперативной работы экспертов, оценивающих проекты;
- начало использования специализированных сервисов массовой рассылки для проведения исследований, анонсов мероприятий, срочных сборов пожертвований и т.д. (по состоянию на ноябрь 2019 г. в базе данных находились более 800 НКО, 200 действующих жертвователей и 200 добровольцев).
Основные обновляемые проекты:
- Проект «Новый путь» — поддержка семей, в которых родители затронуты проблемой алкогольной зависимости (проект вошел в ТОП-100 Фонда президентских грантов). В 2020 г. Фонд продолжит работу с семьями, в которых дети посещают детские сады, а также расширит целевую аудиторию родителями, чьи дети посещают начальную школу.
- Проект «Зеленая комната» —оказание помощи детям — жертвам и свидетелям насилия, в том числе сексуального. В 2018 г. за помощью обратились родители 158 несовершеннолетних, в 2019 г. — уже более 180. Если в 2019 г. задача состояла в создании и описании модели работы, то к 2010 г. модель готова к тиражированию в другие города и регионы, в которых сформирован соответствующий запрос.
- Проект «Выбери жизнь» — профилактика самоповреждающего и суицидального поведения несовершеннолетних. В 2018 г. в Череповце произошло 6 случаев завершенного суицида школьников, 4 незавершенных. В 2019 г. среди школьников подобных случаев не было. Работа по психологической диагностике и соответствующей поддержке 2018 г. была организована в 5 школах города, в 2019 — в 9 школах. В 2020 г. планируется расширение этой деятельность на все школы города Череповца, а также внедрение инструментов удаленной электронной диагностики. Опыт работы проекта будет передан всем учебным заведениям Вологодской области.
- Проект «Вместе ради детей» — сопровождение замещающих семей, которые столкнулись с трудностями, связанными с воспитанием приемных детей. В рамках этого же проекта Фонду удается устраивать в профессиональные приемные семьи детей из категории трудноустраиваемых — подростков, в том числе сестер и братьев. Помимо социальной значимости, проект экономически эффективен: стоимость содержания одного ребенка в детском доме составляет 930 тыс. руб. в год, затраты на реализацию проекта — 3,1 млн руб.
- В 2010 г. планируется устроить в профессиональные приемные семьи 5 подростков, а не менее чем 150 семьям будет оказана всесторонняя помощь специалистов (кураторов, психологов, медиаторов, юристов и др.) ради сохранения ребенка в замещающей семье.
Советы и рекомендации
- Развивайте межведомственное и межсекторное взаимодействие в решении проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные проблемы никому не под силу решить в одиночку — ни государству, ни бизнесу, ни общественным организациям. Только объединив усилия всех секторов можно добиться значительных результатов.
- Проводите комплексный анализ региональной ситуации в сфере защиты детства, чтобы более тщательно спланировать проектную деятельность по оказанию помощи благополучателям.
- Создавайте, апробируйте и широко внедряйте профилактические услуги для семьи и детей. Применяйте при этом методическую, образовательную и супервизорскую поддержку. Большинство разработанных Фондом услуг в настоящее время успешно оказываются различными учреждениями и организациями.
- Тщательно планируйте свою деятельность, проводите постоянный мониторинг и анализ проведенной работы.
- Проводите проектные и обучающие семинары, круглые столы, конференции для специалистов органов власти, государственных учреждений и НКО с целью объединения усилий профессионалов для обсуждения ключевых проблем защиты детства в регионе, выработки единых подходов и предложений.
- Направляйте свои усилия на повышение информированности профессиональных сообществ и граждан по вопросам защиты и поддержки семьи и детства.
- Поддерживайте открытость и прозрачность деятельности организации, реализующей благотворительную программу.