Инклюзивное образование в частной школе «Абсолют»

Школа-интернат «Абсолют» — единственное в России частное инклюзивное образовательное учреждение, обучающее детей с ОВЗ и разными социальными статусами.

Направления поддержки

  • Образование и наука
  • Социальная защита, поддержка людей в трудной жизненной ситуации

Благополучатели

  • Социально незащищенные дети
  • Родители социально незащищенных  детей

Язык: русский

Период реализации: с 2014 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 08.12.2019

Контакты
Марина Семенович, заместитель директора по инновациям школы «Абсолют»
+7 (4967) 12-83-63
school@absolute-school.ru

Сайт проекта
http://absolute-school.ru/

Проект Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

Инклюзия — все еще остается относительно новым и для многих непонятным термином и направлением в нашем обществе. Большинство детей, возможности которых ограничены болезнью или социальными обстоятельствами, не имеют возможности получать  квалифицированную медицинскую помощь, достойное образование и гармоничное развитие.

Внешние причины инициации программы

  • Отсутствие условий для раскрытия потенциала и развития умственных и физических возможностей детей — сирот и детей с особенностями развития с учетом индивидуальных особенностей, отсутствие  дифференцированного и индивидуального подходов в обучении;
  • Отсутствие комфортных условий обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • Отсутствие непрерывности и преемственности коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития.

Внутренние причины инициации программы 

Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» оказывает поддержку тяжелобольным детям, помогает адаптироваться к полноценной жизни в обществе детям-сиротам и выпускникам коррекционных школ-интернатов, реализует инновационные образовательные проекты, активно взаимодействует с общественными организациями, бизнес-сообществом и государственными структурами.

Для того, чтобы предоставить социально незащищенным детям равные возможности со сверстниками для достижения результатов и социального успеха, было необходимо создать образовательное учреждение, где детей станут обучать по вариативным образовательным программам,  позволяющим учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Назрела необходимость создать образовательную среду с оптимальными условиями для гармоничного развития и социализации детей с разными стартовыми возможностями, где они могли бы получать образование с использованием современных образовательных технологий, возможности для самовыражения в образовательной, трудовой и культурной деятельности, коррекционную и психологическую помощь, проходить лечение на базе медицинского блока школы и посещать дополнительные творческие занятия.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы:

Дети с разными стартовыми возможностями и социальным статусом: дети из благополучных семей и дети, которые с раннего возраста были лишены родителей, дети, имеющие опережающее развитие в некоторых сферах, и дети с трудностями в обучении из-за нарушений развития.

Стейкхолдеры программы:

  • Родители учеников.
  • Благотворительный фонд «Моя большая семья» (городок приёмных семей). Дети из приемных семей обучаются в школе.
  • Местные жители. Дети из поселка обучаются в школе, принимают участие в мероприятиях школы. Развитие бесплатного сервиса службы ранней помощи в Серпуховском районе.
  • Профессиональное сообщество (учителя, специалисты). Курсы повышения квалификации специалистов. Участие в профессиональных конференциях, выступление на круглых столах. Разработка авторских методик.
  • Система образования. Пример единственной частной инклюзивной школы, трансляция опыта.

Территориальный охват

Московская область, Серпуховской район

Цели и задачи 

Миссия школы «Абсолют»

Обеспечить успешный социальный старт для детей Серпуховского района Московской области на основе эффективной технологии инклюзивного образования; предоставить социально незащищенным детям равные возможности со сверстниками для достижения предметных результатов и социального успеха. Школа «Абсолют» видит свою миссию и цель в воспитании эффективного и социально адекватного человека, за счет использования индивидуального подхода к каждому ученику и воспитаннику школы, основанного на уважении к личности и осведомленного учета ее возможностей. Для выполнения миссии важным является выстраивание инклюзивной образовательной среды, которая дает возможность каждому ученику школы, вне зависимости от его физических ограничений и социальной истории, быть встроенным в процесс образования, подчиненный общим целям и задачам.

Цель школы

Создание инновационного общеобразовательного пространства, выпускник которого способен быть социально активным. Выпускник школы должен уметь, базируясь на нравственно — ценностном основании, ставить жизненные цели, привлекать ресурсы для их достижения и выбирать эффективные способы действия.

Задача

В рамках образовательной деятельности предоставить каждому ребенку возможность для наилучшего раскрытия его потенциала в обучении, коммуникации, созидательной деятельности, восполняя дефицит его стартовых возможностей умений, физических или ментальных особенностей, наличия или отсутствия семьи. Умение учиться – один из инструментов достижения социально — адаптированного взросления. Умение быть социально активным необходимо вырастить у учеников школы «Абсолют» как навык. Цели, которых должны достигнуть ученики школы «Абсолют» ставятся в образовательной сфере, в социальной сфере, в сфере человеческих взаимоотношений.

Описание проекта

Инновационная школа «Абсолют» была открыта в 2014 г. Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Школа дает социальный старт как детям-сиротам, так и детям с особенностями развития. В отличие от многих других детских школьных коллективов,  где сироты  составляют изолированное сообщество со своими правилами поведения и взглядами на жизнь, а дети с особенностями развития содержатся в отдельных,  коррекционных классах, в школе «Абсолют» такие дети имеют шанс разомкнуть круг неудач, который их окружает с самого детства, избавиться от деструктивных поведенческих сценариев, развиваться в среде обычных сверстников, видеть границы собственного «Я» и уважать границы других людей, учиться друг у друга.

Проходить обучение в школе могут дети из любого региона страны.

В 2018/19 учебном году в школе «Абсолют» обучается 123 ученика:

  • 52 ученика обучается по общеобразовательной программе;
  • 71 ученик занимается по адаптированной программе;
  • 41 ребенок из кровных семей;
  • 82 ребенка из приемных семей.

Школа «Абсолют» – это экспериментальная площадка, которая соответствует современным стандартам образования, использует новые методики обучения и создает благоприятные условия для развития ребенка.

Программы в школе «Абсолют»:

  • инклюзивное образование;
  • гуманная педагогика;
  • социоигровая педагогика;
  • персонализация (разработка индивидуальных «маршрутов»);
  • использование авторских программ;
  • экологическое и волонтерское движение;
  • исследовательская деятельность;
  • олимпиадное движение;
  • профессиональное самоопределение;
  • наставничество;
  • сотрудничество с международными школами и инклюзивными центрами.

Современные тренды образования в школе «Абсолют»

  • Образование по всем общеобразовательным и адаптированным программам в соответствии с ФГОС
  • Начальное, общее, среднее образование.   Дистанционные курсы. Проектные занятия. Участие в олимпиадах. Использование мультимедийных платформ в обучении.
  • Профессиональное тестирование, профессиональная подготовка, профессиональные пробы. Получение профессии вместе с аттестатом.
  • Служба ранней помощи
  • Ресурсный центр

В школе на регулярной основе действуют 2 ресурсных класса по прикладному поведенческому анализу (ABA-терапия).

Семьи с детьми с особенностями развития в возрасте от 0 до 7 лет, проживающие в Серпуховском районе, могут бесплатно получить консультации специалистов разных профилей и сформировать наиболее подходящий маршрут сопровождения ребенка. По результатам консультаций в зависимости от потребностей дети могут получать помощь специалистов (дефектолога, педиатра, логопеда, невролога, кинезитерапевта и других) на регулярной основе бесплатно.

Команда и партнёры  

Команда

Педагоги Школы «Абсолют», сотрудники Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»

Партнёры

Вовлечение волонтеров, частное и государственное финансирование.

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Финансовые ресурсы

Расходы по бюджету:

2014 год (период сентябрь-декабрь) 44 314 500, 00 (субвенции – 8 807 000,00, Учредитель 35 507 500,00)
2015 год – 84 715 168,00 (субвенции – 35 800 266,00, Учредитель — 48 724 122,00)
2016 год – 87 192 572,00 (субвенции – 28 409 000,00 Учредитель – 58 638 314,00)
2017 год – 92 823 187,00 (субвенции – 19 674 517,00. Учредитель – 73 148 670,00)
2018 год – 139 297 648,00 (субвенции – 20 568 488,00, Учредитель – 118 729 160,00)
2019 год (факт 9 месяцев + план 3 месяца) —  147 827 971,00 (Субвенции – 22 204 000,00, Учредитель 125 623 971,00).

Человеческие ресурсы

2014 год – 88 человек
2015 год – 103 человека
2016 год – 92 человека
2017 год – 89 человек
2018 год —  85 человек
2019 год – 99 человек.

Педагогический состав в 2019:

Учителя27
Логопеды3
Дефектологи1
Тьюторы5
Ассистент учителя1
Психологи5
Социальные педагоги3
Педагоги дополнительного образования9
Педагог-библиотекарь1
Руководитель творческой студии1
Музыкальный руководитель1
Воспитатели ГПД4
Ночной воспитатель1
Педагог-организатор1
Руководитель службы ранней помощи1

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Количество учащихся в школе в 2017 — 2018 гг:

— на начало года  — 105 человек,
— на конец учебного года 104 человека.

Детей из приемных семей — 69 человек, детей родных — 30 человек, опекаемых — 3 человека, воспитанников школы-интерната –  2 человека,

В 2017-2018 учебном году дети — сироты:

—  2 человека обучались в школе — интернате,
— 2 человека   обучались  в Социально Технологическом  Техникуме.

Выпускников  9 класса в 2018 году 8 человек (из них – 1 воспитанник ОЧУ   «Школа-интернат Абсолют»).

123 ученика проходят обучение в школе в 2019/20 учебном году.

Из них 71 учится по адаптированной программе, 52 — по общей. 82 ученика школы из приёмных семей, 41 — из кровных.

Проведены профориентация и профессиональные стажировки для старшеклассников с опытом сиротства. Выпускники вместе со Свидетельством об образовании при окончании 9-го класса школы также получили Свидетельства о присвоении профессии. 

92 специалиста прошли повышение квалификации.

Социальные результаты

Школа активно проводит профилактику маргинальных жизненных сценариев детей с травматическим опытом сиротства.

Став взрослыми выпускники школы «Абсолют» могут понимать и принимать самых разных людей, с уважением относиться к их точке зрения, успешно взаимодействовать с ними и конструктивно разрешать противоречия. В конечном счете, они становятся успешными в достижении своих целей.

Школа создает модель совместного обучения и досуга детей с разными стартовыми возможностями и социальным статусом: воспитывает толерантность, помогает детям  раскрыть свой потенциал, развить умения и навыки, пробовать новое, делать верный выбор своих жизненных целей и достигать их в гармонии с собой и миром. Школа учит детей верить в себя, совершать открытия, познавать мир и не бояться делать его лучше.

Внутренняя оценка

Фонд «Абсолют — Помощь» и Инвестиционная группа Абсолют проводят внутреннюю оценку проекта, приглашают экспертов–методологов для оценки. Разработана система внутреннего мониторинга эффективности по ключевым направлениям.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Школа «Абсолют» — единственное в России частное инклюзивное образовательное учреждение для детей с инвалидностью и детей — сирот, обучение в которой происходит на бесплатной основе, а также  экспериментальная и методическая площадка, в полной мере соответствующая современным стандартам образования и новым методам обучения. Школа построена по специальному проекту, в создании которого принимали участие психологи, педагоги, дефектологи. Здесь созданы оптимальные условия для того, чтобы ребенок мог активно проявлять себя, расширять кругозор, общаться со сверстниками и взрослыми, получать профессиональные навыки, формировать жизненную позицию.

Вызовы и решения

Основная сложность, с которой пришлось столкнуться организаторам в рамках проекта– смена концепции «коррекционного образования» на «инклюзивное образование». Ценности инклюзивного образования предполагают субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса, уважение к многообразию личностных, физических и интеллектуальных качеств людей.

Проблемами являлись:

  • отсутствие единой системы ценностей у педагогического коллектива школы, родителей и лиц, их заменяющих;
  •  отсутствие четких алгоритмов обучения и воспитания детей с самыми разными особенностями и разным социальным статусом;
  • низкие профессиональные навыки педагогов в подборе методов, средств и приемов обучения под задачи развития конкретного ребенка с учетом травматического опыта сиротства и образовательных потребностей. 

Использование разработанных образовательных технологий (безошибочное обучение, точное обучение, групповые инструкции и др.) позволяет увеличивать темп и результативность обучения.  

Пути решения:

Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий учеников, поэтому система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения. Для управления инклюзивными процессами были введены командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностика и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивной школой – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса.

Планы дальнейшего развития 

Долгосрочный проект, сроки реализации не ограничены.

Документы проекта

Публичные отчеты

Публикации о проекте

Публикации о проекте можно найти на сайте организации по ссылке:  http://absolute-school.ru/about/mass-media-about-us/