Социально-образовательный проект для всей семьи «Безопасная дорога»

Проект посвящен решению проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и направлен на информационную поддержку родителей и их вовлечение в решение проблемы детского травматизма, повышение квалификации специалистов дошкольных образовательных организаций, передачу инновационного опыта и набора методических материалов для повышения качества работы учреждений в данной области.

Направления поддержки
ранняя профилактика ДТП, создание образовательной среды для обеспечения защиты детства, укрепление роли семьи в решении проблемы ДДТТ

Благополучатели
дети дошкольного возраста, их родители

Язык: русский

Период реализации: с 2017 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
Ходасевич Виктория Васильевна, менеджер по социальным проектам и связям с общественностью
+7 (495) 662 55 00

Сайт проекта

в разработке

Социальные сети

Видео

http://tv.rbc.ru/archive/auto/59d508599a7947c50101022e

Проект ООО «Хендэ Мотор СНГ»

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

По данным ООН, дорожно-транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти лиц в возрасте от 5 до 44 лет. В отсутствие незамедлительных и действенных шагов дорожно-транспортный травматизм станет  пятой ведущей причиной смерти в мире, ежегодно уносящей по оценкам 2,4 миллиона человеческих жизней.

Несмотря на общее снижение показателей смертности ДТП с участием детей до 16 лет в России за последние годы, по данным Госавтоинспекция МВД России, по-прежнему остается высоким уровень травматизма и вреда здоровью детей по причине неправильно установленных детских удерживающих устройств в автомобилях, собственной неосторожности в наиболее опасных местах для пешеходов, неправильного использования механических транспортных средств, нарушений ПДД водителями и т.д. По состоянию с начала 2019 года по июнь 2019 год в РФ произошло 8795 ДТП с участием детей, в которых погибло 233 ребенка, ранено и травмировано 9523.

Практика показывает, что наиболее ощутимый и устойчивый социальный эффект для минимизации данной проблемы возможен при внедрении комплексных решений ранней профилактики ДДТТ, создании особой образовательной среды и системы социального партнерства для обеспечения защиты детства, укрепления роли и статуса семьи в формировании культуры безопасного участия детей в дорожном движении.

Госавтоинспекция МВД России отмечает, что обучение детей правилам поведения на дорогах, повышение эффективности деятельности педагогического и родительского сообщества в этой сфере является одним из ключевых условий для повышения безопасности, сохранения здоровья юных участников дорожного движения и снижения случаев ДТП с их участием. 

Статистика дорожно-транспортных происшествий и итоги обсуждений проблемы ДДТТ в экспертном сообществе свидетельствуют о том, что именно дети нередко оказываются в опасных ситуациях, многие из которых они провоцируют сами.

Наиболее распространенными причинами подобных происшествий являются:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный надзор со стороны взрослых.

Основные нарушения ПДД со стороны дошкольников и младших школьников:

  • пересечение проезжей части вне пешеходного перехода;
  • переход на запрещающий сигнал светофора или перед близко идущим транспортом;
  • выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, при посадке и высадке из него;
  • игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее;
  • нарушения ПДД при управлении велосипедами, самокатами и др.

Это свидетельствует об отсутствии у детей твердых практических навыков безопасного поведения на дорогах и, как следствие, неумении юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Это и послужило поводом включить в проект именно семьи с детьми дошкольного возраста

Внешние причины инициации программы

По инициативе компании Hyundai в 2016 году совместно с представителями государственного сектора (представителями Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, ФКУ «Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России) и профильными специалистами, дорожными психологами МГППУ, МАДИ, коллективом образовательного оператора проекта компанией «Искусство Тренинга» была организована рабочая группа по мониторингу качества обучения детей в дошкольных образовательных организациях и созданию уникальной образовательной концепции проекта на основе анализа лучших российских и международных практик в области формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Был проведен ряд исследований и фокус-групп для выявления наиболее актуальных образовательных и социальных запросов от профессионального и родительского сообщества, учтены рекомендации итоговой декларации Шестого Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

Анализ существующих практик, образовательных программ и опрос экспертного сообщества показал очевидный недостаток технологий работы и пробелы в данной области в РФ:

  • отсутствие системных и готовых для внедрения образовательных решений по формированию культуры безопасного поведения на дорогах у родителей и культуры ответственного родительства в целом;
  • отсутствие современной и качественной методической базы для детей дошкольного возраста, наглядных дидактических материалов и иллюстраций с актуальными ПДД, правилами безопасного поведения, отсутствие привлекательных и доступных для восприятия современными родителями информационных материалов и обучающих кейсов;
  • низкий уровень квалификации специалистов дошкольного образования по преподаванию данной темы и собственных знаний по актуальным изменениям в ПДД и мировым стандартам обучения навыкам безопасного мышления и поведения на дорогах;
  • недостаточный уровень межведомственного взаимодействия по обеспечению системной работы в области дорожной безопасности детей и родителей;
  • отсутствие технологий индивидуальной воспитательной работы с ребенком в условиях семьи в тесном сотрудничестве со специалистами дошкольных образовательных организаций по данной тематике и т.д.

Для решения выявленных проблем был разработан проект «Безопасная дорога», который систематизировал лучшие образовательные мировые практики и предложил авторские научно-обоснованные и инновационные обучающие технологии по формированию базовых навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста и их родителей. Особое место в проекте отводится семье, учитывая ее ключевую роль в поддержании здоровья ребенка и формирования у него культуры безопасного поведения на дорогах.

Наша компания гордится тем, что нам удалось систематизировать лучшие мировые практики и разработать действительно эффективный обучающий инструмент формирования базовых навыков безопасного участия в дорожном движении и внести, таким образом, свой вклад в Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг. Всемирной организации здравоохранения

Хван Ки Ён, Генеральный директор ООО «Хендэ Мотор СНГ»

Внутренние причины инициации программы 

Корпоративная социальная ответственность (КСО) компании «Хендэ Мотор СНГ» основывается на стратегически приоритетных для деятельности компании целях устойчивого развития и ключевых ценностях, которым Hyundai следует не только в рамках своей бизнес-стратегии, но и при разработке и реализации благотворительных и социальных проектов и программ.

Ключевые направления деятельности в рамках каждой программы КСО Hyundai соответствуют пяти основным ценностям компании и определенным целям в области устойчивого развития, сформулированным ООН.

Компания как ответственный производитель и один из лидеров автомобильного рынка, постоянно совершенствуя системы безопасности своих автомобилей, уделяет также повышенное внимание вопросам профилактики ДТП. Именно поэтому компания «Хендэ Мотор СНГ» выступила организатором и инициатором важного социального партнерства в рамках содействия решению проблемы ДДТТ и внедрения уникального социально-образовательного проекта для всей семьи «Безопасная дорога» в систему работы детских дошкольных учреждений.

Забота о благополучии наших клиентов – основа философии нашей компании. Именно поэтому мы не только постоянно работаем над повышением качества наших автомобилей, совершенствуя системы активной безопасности, но и реализуем масштабный проект по формированию культуры поведения на дорогах у дошкольников и их родителей. Нам важно заботиться не только о своих клиентах и их семьях, но и вносить вклад в решение глобальной проблемы дорожно-транспортного травматизма, которая по мнению ООН является серьезной проблемой во всем мире.

Мероприятия нашего проекта «Безопасная дорога» направлены на формирование культуры безопасного поведения на дорогах у всех участников дорожного движения – водителей, пассажиров и пешеходов. Мы стремимся продемонстрировать людям всех возрастов, насколько важно правильно вести себя на дорогах, так как от этого напрямую зависит жизнь и благополучие человека.

Алексей Калицев, управляющий директор ООО «Хендэ Мотор СНГ»

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы 

  • дети дошкольного возраста – воспитанники дошкольной образовательной организации (ДОО);
  • родители, семьи;
  • ДОО, специалисты ДОО;
  • специалисты в области профилактики дорожно-транспортного травматизма, специалисты отделов пропаганды МВД РФ по обеспечению дорожной безопасности;
  • дилерские центры Hyundai;
  • общественные организации и учреждения, занимающиеся вопросами обеспечения дорожной безопасности,
  • научное сообщество, эксперты.

Организаторы проекта выбрали целевой аудиторией именно детей дошкольного возраста и их семьи, так как именно в детстве закладываются основы сознательного отношения к безопасному поведению, включая поведение на дорогах, культурные нормы и позитивные поведенческие стереотипы.

Также важной целевой группой проекта являются специалисты ДОО, повышение квалификации и полное методического оснащение которых является неотъемлемым условием обеспечения системного и устойчивого образовательного эффекта проекта.

Территориальный охват

• Москва
• Московская область
• Санкт-Петербург
• Ленинградская область
• Другие регионы

Цели и задачи 

Цель проекта

  • Поддержать федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.» и глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг. с целью снижения количества ДТП с участием детей и предупреждения травм и вреда здоровью в дорожно-транспортной среде.
  • Способствовать формированию культуры безопасного участия детей дошкольного возраста и их родителей в дорожном движении и распространению лучших инновационных образовательных практик в области профилактики ДДТТ в системе дошкольных образовательных организаций.

Задачи программы и проекта

  • Внедрить в систему работы дошкольных образовательных организаций комплексный образовательный курс для дошкольников и комплекс просветительских мероприятий для родителей, семейные практики, направленные на самую раннюю профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и воспитание культуры безопасного поведения.
  • Повысить квалификацию специалистов дошкольного образования, передать им инновационный международный опыт и готовые образовательные технологии  и материалы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах для внедрения в повседневную практику работы дошкольных образовательных организаций.

Проект компании Hyundai «Безопасная дорога», в котором наше учреждение (два дошкольных корпуса) принимает участие уже третий год, вносит неоценимый вклад в обучение наших воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах, ведь эти знания и навыки в какой-то момент могут спасти им жизнь. Крайне важно с самых ранних лет формировать у детей ответственное отношение к собственному здоровью и жизни. И для этого мало просто знать правила дорожного движения, нужно еще уметь их правильно применить в реальной дорожной ситуации.

Ирина Трус, директор ГБОУ города Москвы «Школа № 1293»

Описание проекта

            С 2010 года компания «Хендэ Мотор СНГ» проводила различные разовые акции по безопасности дорожного движения для детей и взрослых. С 2016 года компания приняла решение разработать уникальный и системный социально-образовательный проект для всей семьи «Безопасная дорога», который в настоящий момент является одним из ключевых проектов компании «Хендэ Мотор СНГ» в области корпоративной социальной ответственности.

Проект «Безопасная дорога» — это комплекс информационных и дидактических материалов, образовательных событий и мероприятий. Включает в себя:

  • Программу обучения и методической поддержки для специалистов дошкольных образовательных организаций по внедрению уникальных образовательных технологий по данной теме.
  • Двухлетний образовательный курс «Безопасная дорога» для дошкольников и обучающие мероприятия для родителей, реализуемые обученными специалистами в учреждениях:
  • Интерактивные занятия, конкурсы, акции по формированию культуры безопасного поведения на дорогах для детей и их родителей.
  • Семейные практики и специальные обучающие задания для родителей по закреплению знаний и развитию навыков безопасного поведения на дорогах у детей.
  • Обучающие и информационные материалы и брошюры для специалистов и родителей.

Тематический план социально-образовательного курса «Безопасная дорога» (первый год обучения)

Тематический план социально-образовательного курса «Безопасная дорога» (второй год обучения)

МодульЗанятие
Модуль 1. Повторение и закрепление пройденного материалаЗанятие 1. Правила перехода проезжей части и поведения на дороге. Знаки дорожного движения Занятие 2. Будь заметным на дороге. Дорожные ловушки Занятие 3. Я — пассажир
Модуль 2. Комплексное моделирование безопасного поведения на дорогах Занятие 4. Мы на улицах города
Модуль 3. Я – водитель детских транспортных средств (ДТС)Занятие 5. Я — ответственный водитель ДТС
Модуль 4. Мои чувства и возможности. Усложненный уровеньЗанятие 6. Возможности моего слуха и зрения Занятие 7. Я — внимательный пешеход
Модуль 5. Равный обучает равного. Занятие-праздник для младшей группыЗанятия 8 и 9. Открытый урок в Полицейской академии
Модуль 6. Выпускной в академии. Итоговая диагностикаЗанятие 10. Выпускной в академии Занятие 11. Диагностическая игра «По дороге в школу»

Этапы разработки и реализации проекта

Подготовительный этап (2016 г.):

  • Работа рабочей группы, проведение исследований и фокус-групп, анализ российских и международных образовательных и социальных практик по проблематике профилактике дорожно-транспортного травматизма, консультации с экспертами, создание и координация рабочей группы по теме проекта.
  • Разработка концепции и содержания проекта, информационных материалов при поддержке экспертов Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Экспертиза проекта  профильными экспертами.

Пилотный этап:

  • Старт проекта «Безопасная дорога» – октябрь, 2017 г.
  • Пилотная апробация проекта и оценка внутренняя эффективности в дошкольных образовательных организациях г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области – 2017-2018 уч. г.

Основной этап:

Внедрение и тиражирование проекта совместно с местными органами власти, внешняя оценка проекта – 2018 -2022 г.

Проект рассчитан на участие ребенка в проекте в течение 2 лет
Учебный курс разбит на образовательные модули и реализуется как парциальная часть основной образовательной программы ДОО и имеет подробный портрет выпускника, как ребенка, так и родителя. Длительность каждого модуля – до 4 недель.

Основные виды деятельности в курсе:

  • обучение теоретическим знаниям и понятиям;
  • игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры,подвижные и настольные игры, моделирование ситуаций;
  • практическая отработка координации движений, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Сюжет всех активностей в рамках проекта, в том числе дизайн раздаточных материалов, сувенирной продукции, подчинен единой стилистике с использованием бренда южнокорейского мультсериала, созданный компанией RoiVisual и с использованием образов героев мультфильма «Робокар Поли. Правила дорожного движения»: https://www.youtube.com/playlist?list=PLsa30wWsZ_kA6PE9jE_bghikexl6uNa4V

Уникальность содержания проекта «Безопасная дорога» состоит также в том, что основная сюжетная идея семейного дорожного путешествия и изучения правил безопасного поведения в дороге с героями мультфильма близка и понятна детям-участникам и интересна для самих родителей.
Для усвоения детьми навыков безопасного поведения в систему обучения включены занятия в игровой форме:

  • по ознакомлению с окружающим миром;
  • по развитию психомоторных реакций и навыков ориентации в пространстве;
  • по формированию культуры поведения в общественных местах и реальных дорожных ситуациях.

Для родителей проект предоставляет информационную поддержку и готовые решения для развития и формирования навыков безопасного поведения детей на дорогах:

  • памятки, инфографики;
  • наборы для путешествий, световозвращающие жилеты и аксессуары:
  • дорожные тетради:игры, тесты;
  • развивающие материалы и образовательные события.

Поддерживающие проекты и мероприятия

Образовательный курс предполагает проведение дополнительных творческих конкурсов и акций со специальными призами и подарками. Эти дополнительные мероприятия позволят укрепить мотивацию детей и родителей к обучению, участию в проекте и стать амбассадорами идей культуры безопасного поведения на дорогах, в доступной и интересной форме донести широкой общественности важной этой проблематики и ее возможные решения:

  •  «Мой безопасный город» — семейный фотоконкурс на тему дорожных ловушек. Суть конкурса — в поиске и фотофиксации дорожных ловушек в городе/на улице/во дворе и составлении рекомендаций для детей и взрослых относительно правил поведения в ситуациях дорожных ловушек. Конкурс предполагает взаимодействие участников проекта по принципу «семья помогает семье».
  •  «Катаюсь безопасно» — конкурс видео инструкций по безопасному управлению современными детскими транспортными средствами и историй на эту тему.

Команда и партнеры  

Команда

  • Кубаткина Татьяна Сергеевна, старший специалист по социальным проектам ООО «Хендэ Мотор СНГ»
  • Ходасевич Виктория Васильвена, менеджер по социальным проектам и связям с общественностью ООО «Хендэ Мотор СНГ»
  • Образовательный оператор проекта — Некоммерческое образовательное 
    частное учреждение дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогический
     институт воспитания»  — компания («Искусство тренинга»)

В команду входят методологи, тренеры, it- специалисты, специалисты в области оценки и мониторинга, дизайнеры и иллюстраторы.

Партнеры

  • Привлечение в качестве партнеров представителей власти позволило комплексно подойти к выбору и внедрению проекта на региональном уровне, выстроить устойчивое социальное партнерство с образовательными организациями и применить лучшие образовательные практики и поддерживающие мероприятия для всех представителей целевой аудитории.

Партнеры:

ПартнерПредмет и область сотрудничества
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской ФедерацииСотрудничество в области выбора наиболее востребованных регионов, городов и муниципальных образований на основе статистики повышенного детского ДДТТ и случаев ДТП с участием детей 
Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской ФедерацииЭкспертиза всех материалов и содержательной основы проекта и его образовательного курса для детей и родителей, составление рекомендаций для внедрения образовательного курса проекта в ДОО
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации/Министерства просвещения РФКонсультации и выбор наиболее нуждающихся и готовых к реализации проекта подведомственных ДОО Информационный и организационный партнер, при официальной поддержке которого осуществляется внедрение проекта в систему работы ДОО. Жюри поддерживающих конкурсов и мероприятий  
Дилерские центры Hyundai в регионах реализации проекта.Помощь в реализации проекта на местах (предоставление транспорта, участие в мероприятиях, предоставление призов и подарков, информирование потенциальных участников)
Завод ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг РУС»Поддержка реализации проекта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, с 2019 года софинансирование проекта в СЗФО
RoiVisual (правообладатель бренда Робокар Поли)В 2010 году компания Hyundai Motor в Южной Корее поддержала выпуск образовательных серий про Робокара Поли по безопасности дорожного движения. С 2011 года компания Roi Visual поддерживает проекты Hyundai по всему миру, в частности и в России. В рамках сотрудничества по проекту «Безопасная дорога» южнокорейский бренд обеспечивает участников проекта призами и подарками, предоставляет мультипликационные серии на безвозмездной основе, снимает обучающие фильмы
Дошкольные образовательные организации (ДОО), региональные комитеты по образованиюОсновной партнер по практической реализации проекта
Профильные вузы – МАДИ, МГППУНаучные консультации, совместное проведение профильных мероприятий для профессионального сообщества, обмен опытом, взаимодействие в рамках созданной рабочей группы
Газета «Добрая дорога детства», журнал издательского дома «Первое сентября» «Школьный психолог», сайт «Я-родитель»Информационное партнёрство, публикация материалов проекта

Мы не первый год успешно сотрудничаем с компанией Hyundai по проекту «Безопасная дорога и ценим ее существенный вклад в деятельность по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма и снижению смертности на дорогах. Проект успешно включить большое количество образовательных организаций, представителей родительской общественности и специалистов в активную совместную работу по поддержанию культуры безопасного поведения на дорогах

Позднякова Ольга, старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности позволил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма главного управления обеспечения БДД МВД России

Ресурсное обеспечение

Человеческие ресурсы

Сотрудники компании ООО «Хендэ Мотор СНГ» являются амбассадорами проекта «Безопасная дорога» в дошкольных образовательных организациях, в которых учатся их дети. Сотрудники не только знакомят педагогов с материалами проекта, но и активно продвигают проект в своих учреждениях, выступают на родительских комитетах и встречах родительских ассоциаций, сами принимают участие в проекте как родители.

По состоянию на сентябрь 2019 года, в проекте приняли участие 5 617 детей и 5393 родителей, прошли комплексное обучение и сертификацию по реализации проекта «Безопасная дорога» и повысили свою квалификацию и приступило к работе 477 педагога дошкольных образовательных организаций, в проект включено 213 учебных групп и 57 детских садов. Ресурсное обеспечение и методическую поддержку проекта осуществляла команда из 10 профильных специалистов и более 8 партнеров.

Технологические и материальные ресурсы

Участие в проекте для дошкольных образовательных организаций осуществляется на основе договора социального партнерства и не требует от них каких-либо материальных вложений или улучшения материально-технической базы.

Компания ООО «Хендэ Мотор СНГ» проводит комплексное обучение технология проведения проекта  «Безопасная дорога»  для всех воспитателей и специалистов детских садов, предоставляет методическую поддержку и профессиональную супервизию занятий, консультации, а также оснащает всеми необходимыми материалами, сувенирной продукцией детей, родителей, специалистов. С учреждениями выстраивается целый комплекс мотивационных мероприятий, они проходят отбор в соответствии с рекомендациями местных управлений образования и отделов пропаганды Госавтоинспекции и также на основе собственной готовности.

Для этого проходят презентационные мероприятия проекта в очном и онлайн форматах, консультации для руководителей ДОО. Далее дошкольные образовательные организации присылают заявки и мотивационные письма, в которых отвечают на вопросы о готовности принимать участие в проекте на системном уровне  и  долгосрочной основе, проходят обучающие тренинги и видео уроки и приступают к реализации образовательного курса для детей и родителей.

Для удобной фиксации, сбора, анализа данных о результативности проекта организаторами была разработана первая в России система электронного мониторинга и обработки данных для специалистов дошкольного образования: http://saferoad-monitoring.ru

Обязанности ДОО  для участия в проекте

  • Подбор квалифицированных и мотивированных специалистов для реализации проекта. Назначение куратора Проекта от ДОО;
  •  Создание организационных условий для успешной реализации проекта. Четкое следование тематическому и календарному плану занятий. Предоставление специалистам необходимой материально-технической базы;
  • Информационная поддержка проекта в СМИ, на собственных сетевых ресурсах;
  • Информирование и мотивация родителей на участие в проекте;
  • Работа по мониторингу и оценке эффективности проекта, использование электронной мониторинговой площадки;
  • Тесное сотрудничество с орг. комитетом проекта, постоянная коммуникация в инфо каналах проекта.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Социально-образовательный проект «Безопасная дорога» внес значительный вклад в развитие системы дошкольного образования в вопросе профилактики детского дорожного-транспортного травматизма, повышения воспитательного потенциала семьи по формированию культуры безопасного поведения на дорогах:

  • Систематизированы и выстроены практики взаимодействия и коммуникации органов власти, образовательных организаций и социально ответственного бизнеса в вопросах профилактики ДДТТ, создан и отработан механизм внедрения проекта и его мероприятий в систему работы ДОО на основе актуального регионального запроса.
  • Существенно повышен уровень качества образовательной деятельности по развитию культуры безопасного поведения на дорогах в ДОО и семьях, о чем свидетельствуют данные внутреннего и внешнего мониторинга, отзывы и заключения экспертного сообщества, родителей и руководителей образовательных учреждений.
  • Создана целостная научно обоснованная и прошедшая успешную апробацию педагогическая инновационная система обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, основанная на лучших практиках. Которая обеспечивает личностное развитие воспитанников, индивидуализацию учебно-воспитательной деятельности, интерактивный характером отношений участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) и высокий уровень устойчивости образовательного результата в соответствии с международными и российскими стандартами образования.
  • Разработаны и внедрены инновационные программы повышения квалификации воспитателей ДОО и предоставлены полное методическое обеспечение и материальная база для эффективной работы по профилактике ДДТТ и обучения навыкам безопасного поведения на дорогах.
  • Распространены и тиражированы успешные практики и инициативы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах в регионах присутствия компании.
  • По данным мониторинга прирост знаний от стартового уровня у участников проекта составил в среднем 44%, повышение уровня развития навыков безопасного поведения на 28%. За полный 2-годичный цикл прохождения образовательного курса «Безопасная дорога» в ДОО средний процент приближения и соответствия к портрету выпускника у целевой аудитории составил 86%.
  • Также не запланированным, но достигнутым результатом проекта явилось улучшение у 19% семей —  участников внутрисемейной коммуникации, произошло эмоциональное сближение детей и родителей, повысился уровень и объем включенности родителей в воспитание и общение с ребенком за счет внедрения семейных практик по закреплению знаний и навыков, полученных детьми и родителями в ДОО, о чем свидетельствуют данные опроса родителей и специалистов проекта.
  • 96% специалистов проекта отметили ценность, результативность проекта с точки зрения повышения своей квалификации и получения новых профессиональных навыков, обеспечения современной материальной и методической базой для работы, получения нового и позитивного опыта работы с родительской аудиторией, оптимизации и улучшения их условий труда в области работы с информацией и анализом данных за счет внедрения современной электронной системы мониторинга и обработки данных.

На данный момент проект успешно внедрен в практику работы ДОО на постоянной и официальной основе и внесен в основную образовательную программу при поддержке Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ и реализуется в Москве, Московской области (г. Домодедово, г.  Жуковский), Санкт-Петербурге и Ленинградская области.

Отдельно хочется отметить устойчивость проекта, в 2020 году запланирован запуск сайта проекта «Безопасная дорога», на котором будут выложены все методические материалы проекта как для педагогов, так и для детей и их родителей. После прохождения обучения и реализации проекта в течение двух лет, многие педагоги готовы использовать материалы с новыми детьми без поддержки организаторов, а родители готовы самостоятельно печатать раздаточные материалы как для себя, так и для своих детей. Также к организаторам обращаются ДОО (не участники проекта), которые готовы приобрести методические и раздаточные материалы, а также пройти обучение на возмездной основе. Согласно стратегии реализации социально-образовательного проекта «Безопасная дорога» участие ДОО осуществляется только безвозмездной основе, но данный факт является высокой оценкой работы проекта.

Количественные показатели:

В проекте приняли участие 5 617 детей и 5393 родителей, прошли комплексное обучение и сертификацию по реализации проекта «Безопасная дорога» и повысили свою квалификацию 477 педагога ДОО, в проект включено 213 учебных групп и 57 детских садов.

Проведено 9 поддерживающих мероприятий и конкурсов для специалистов и семей.

Сегодня очень многие компании социально-ответственного бизнеса активно занимаются защитой интересов детства, но мало кто решается на внедрении комплексных проектов, где уделяется особое внимание работе с родителями и педагогическими кадрами страны. А ведь именно их вклад и влияние на безопасность, здоровье и благополучие детей оказываются решающими и обеспечивают реальный и устойчивый результат. Именно этот проект и его организаторы решились влиять именно на первопричину повышенного уровня детского травматизма на дорогах, а не на борьбу с его последствиями. Мы верим, что совместный опыт и сотрудничество в рамках проекта «Безопасная дорога» позволят распространить успешные образовательные практики, модели ответственного родительства, социальные инициативы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах у населения России в целом и предупредить опасное поведение несовершеннолетних участников дорожного движения, существенно снизить показатели ДДТТ в стране

Елена Леванова профессор, д.п.н., заведующий кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, директор НОЧУ ДПО ППИВ «Искусство Тренинга»

Социальные результаты

Внутренняя оценка

Стратегия оценки проекта

Критерии эффективности проекта

Оценка эффективности всех этапов реализации проекта проводиться на основании следующих критериев:

1. Партнерские связи. Количество дошкольных образовательных и общественных организаций — участников проекта и партнерских сетей в каждом регионе.

2. Охват аудитории. Количество дошкольников и взрослых, принявших участие в тех или иных мероприятиях проекта и образовательном курсе, количество обученных и подготовленных специалистов ДОО.

3. Межведомственное взаимодействие. Количество различных структур и ведомств, привлеченных к реализации проекта, и эффективность коммуникации и сотрудничества между ними в ходе проекта.

4. Оценка проекта участниками. Оценка участниками и специалистами уровня удовлетворенности от участия в проекте и произошедших у них изменений.

5. Вовлеченность и повышение квалификации специалистов ДОО. Количество обращений и запросов информации на участие в проекте, количество и содержание обращений за методической поддержкой и консультацией, результативность программ обучения и последующее использование технологий образовательного курса в соответствии с заявленными требованиями и стандартами проекта, количество прошедших переподготовку кадров и повышение их разряда в ходе педагогической аттестации.

6. Улучшение статистики. Положительная динамика статистических показателей по ДТП с участием детей дошкольного возраста по данным МВД по итогам долгосрочного проведения проекта в регионе.

7. Количественные и качественные результаты освоения образовательного курса участниками, подтвержденные экспертными заключениями, данными мониторинга и оценки эффективности со стороны родителей и специалистов.

8. Количество и качество информационных материалов и публикаций в СМИ о проекте, изменение общественного мнения о важности данной проблематики.

Ключевым параметром измерения результативности освоения данного курса являются качественные изменения компетенций участников в области безопасного поведения.

Для удобной фиксации, сбора, анализа данных о результативности проекта организаторами была разработан первая в России система электронного мониторинга и обработки данных для специалистов дошкольного образования: http://saferoad-monitoring.ru 

Основными направлениями работы в рамках мониторинга являются:

  • изучение индивидуальной динамики каждого участника проекта и образовательного курса;
  • исследование эффективности работы группы детей дошкольного возраста;
  • исследование эффективности мероприятий и занятий в рамках курса;
  • анализ результатов самооценки участников проекта и курса, экспертных оценок специалистов, родителей, детей, сотрудников Госавтоинспекции;
  • анализ продуктов деятельности участников проекта и курса.

Данная система мониторинга и электронная аналитическая площадка с последующей оценкой эффективности реализации образовательного курса и проекта в целом позволили решить ряд актуальных задач:

  • определить успешность и результативность работы по профилактике ДДТТ в ДОО и обучения детей, просвещения родителей в области основ безопасного поведения на дорогах, выбрать наиболее эффективные и адекватные задачам обучения формы и методы деятельности в конкретном регионе и образовательном учреждении;
  • предоставить специалистам уникальный и современный цифровой инструмент профессиональной рефлексии и оценки динамики своей деятельности для повышения эффективности работы с детьми и родителями по профилактике ДДТТ;
  • укрепить проактивные и партнерские отношения с родителями как полноценными участниками проекта и образовательного курса, привлечь их к проведению мониторинга и оценке собственных результатов прохождения курса, а также результатов детей-участников;
  • спрогнозировать перспективы развития компетенций воспитанников в области безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных дорожно-транспортных ситуациях

Параметры анализа данных в анкетах и карте наблюдения

  • знание теории – степень обученности, владение понятиями и правилами на уровне представлений и знаний.
  • умение действовать – степень изменения поведения, владение правилами безопасности на уровне поведения и действий, демонстрации примера другим, исправления действий других и родителей.
  • степень вовлеченности и активности  — потребность действовать и интерес к содержанию и технологиям проекта, мотивация, участие, запоминание.
Пример оценки навыков безопасного поведения по итогам занятий в рамках 1 года участия
Внешняя оценка

До практической реализации все содержание, методические материалы и модель реализации проекта в системе  дошкольного образования прошли внешнюю оценку и экспертиза контролирующих ведомств, высшего экспертного сообщества, получены официальные заключения и письма.  Внешняя оценка реализации проекта проводилась частично и выборочно в некоторых дошкольных образовательных организациях в каждом регионе и городе присутствия проекта, так как пока проект проходил свою пилотную апробацию организаторы сконцентрировали свое основное внимание и оценочные процедуры  на внутренней оценке. В Москве, г. Домодедово, г. Жуковском, г. Санкт-Петербурге, г. Сестрорецке и Ленинградской области проводилась внешняя оценка представителями отделов пропаганды и сотрудниками Госавтоинспекции и представителями районных ресурсно-методических центров по профилактике детского дорожного транспортного травматизма. Специалисты посещали занятия, которые по итогам обучения вели воспитатели, проводили опросы родителей и детей, передавали информацию о количественных и качественных показателях эффективности работы дошкольных образовательных организаций, составляли рейтинги наиболее успешно реализующих проект детских садов и тех, кто нуждается в дополнительной методической поддержке. Целостная и системная внешняя оценка проекта запланирована на 2020-2021 после проведения полного двух годичного цикла проекта в учреждениях и возможности оценить степень приближения достигнутого образовательного результата в соответствии с существующим портретом выпускника образовательного курса.

Весной в детском саду предложили принять участие в социально-образовательном проекте «Безопасная дорога» при поддержке компании Hyundai Motor. Посмотрела материалы, которые показали воспитатели, тетради для домашнего задания и детские обучающие материалы. Мне сразу понравилось, что заниматься надо было вместе с ребенком и занятия не сводились к банальному слушанию лекций о безопасности дорожного движения. Весь проект был построен на активном участии не только детей, но и взрослых. Ребенок с удовольствием делился новыми знаниями, полученными на очередном занятии в детском саду и, что не маловажно, сам просил помочь ему сделать домашнее задание, которое, в зависимости от темы занятий предполагало и рассказ о семье в виде рисунков, и раскраску дорожных знаков, и логические задачки. В итоге через несколько занятий ребенок знал практически все дорожные знаки, правила перехода улиц и поведения на дороге. Не единожды на улице показывал на нарушителей дорожного движения и рассказывал, почему так делать нельзя. Таким образом обучение перешло в увлекательную игру, в которую была вовлечена вся семья где бы мы не находились – шли пешком, ехали на машине или на общественном транспорте. В итоге я сама с удовольствием ходила на занятия для родителей и даже, вспомнив школу, делала домашнее задание, освежив знания дорожного движения. По окончанию проекта детям раздали удостоверения помощника Робокара Поли, а также подарки. Летом ребенок постоянно меня спрашивал, когда начнутся новые занятия. Искренне считаю проект очень удачным и полезным не только для детей, но и для взрослых

Мама воспитанника группы № 15 ДО «Сказка» школы №1985 района Куркино Злобина Александра

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

  • Образовательная концепция проекта «Безопасная дорога» и результаты пилотной апробации проекта получили положительные отзывы и поддержку Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, ФКУ «Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ. 
  • Проект не имеет аналогов в современной российской образовательной практике работы дошкольных  образовательных организаций и рекомендован к тиражированию в ДОО на территории Российской Федерации на федеральном уровне.
  • Благодаря данному проекту был сделан существенный вклад в совершенствование системы работы дошкольных образовательных организаций. Специалисты не только смогли повысить квалификацию по теме дорожной безопасности, но и усовершенствовать свои профессиональные компетенции в области внедрения технологий интерактивного обучения детей и родителей, применения технологий проблемного и инсайт-обучения, научных экспериментов, использования уникальной системы мониторинга образовательного результата с использованием электронной площадки сбора и анализа данных.
  • Администрация образовательных организаций получила современную и полностью методически оснащенную, одобренную профессиональным сообществом и государственными ведомствами программу дошкольного образования в области безопасности дорожного движения для внедрения в основную образовательную деятельность на постоянной основе.

Вызовы и решения

  • Действующая в России система предупреждения ДДТТ пока не оптимальна. Прежде всего, сказывается отсутствие системного подхода и согласованности действий заинтересованных лиц, недостаточная методическая подготовленность педагогических работников образовательных организаций и низкий уровень квалификации, неготовность специалистов работать с родителями с использованием методов активного обучения.
  • Также при внедрении проекта пришлось столкнуться с опасениями и убеждениями многих специалистов о низком уровне мотивации родителей  и их возможной включенности, посещении родительских семинаров и кейс-клубов.
  • При подготовке проекта организаторы обнаружили отсутствие привлекательных, отвечающих современным требования ПДД и правилам педагогического дизайна каких-либо визуальных дидактических материалов для детей и родителей по теме, тем более тематических иллюстраций, инфографик и видео уроков, качественной социальной рекламы.
  • Для эффективной и устойчивой реализации проекта с такой специфической целевой группой как специалисты дошкольного образования потребовалось внедрять особые формы мотивации, разработать целостную программу методической поддержки и систему электронного мониторинга и обмена данными, постоянно проводить поддерживающие мероприятия, конкурсы, мотивационные встречи, тренинги, вебинары.
  • Прежде всего, важно было качественно повысить уровень межведомственного взаимодействия специалистов образования, родителей, работников Госавтоинспекции, представителей общественных организаций с целью создания общего информационно-образовательного пространства для развития у детей и их родителей навыков безопасного поведения.
  •  Проект потребовал долгой и кропотливой подготовки, глубокого погружению в тему и работы с профильным экспертным сообществом не только по содержанию проекта, но и согласованию огромного количества дидактических иллюстраций, корректного использования терминов и понятий в области дорожной безопасности с точки зрения ПДД, существующих норм и гостов. Для включения в проект научных экспериментов и технологий инсайт обучения по моделированию опасных дорожно-транспортных ситуаций проводились фокус группы и исследования.

Планы дальнейшего развития 

Компания планирует продолжать  системную и целенаправленную реализацию проекта «Безопасная дорога» с расширением количества партнеров в регионах присутствия, внедрения новых и уникальных информационно-коммуникационных технологий в области дорожной безопасности и пропаганды культура безопасного поведения на дорогах, увеличением количества региональных мероприятий с местным профессиональным сообществом и профильными НКО, образовательными организациями, проведением мощной информационно-просветительской кампании в СМИ по данной проблематике.

По итогам успешной пилотной апробации проект каскадируется и тиражируется в практику работы ДОО в регионах присутствия компании. В 2019 году совместно с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации были отобраны 4 новых проекта для выхода проекта на Федеральный уровень на основе следующих критериев:

  • Присутствие официального дилера компании и наличие выстроенных межведомственных связей внутри региона, обеспечивающих вовлечение всех заинтересованных сторон и коллаборацию бизнес-интересов, власти и местного сообщества для эффективной реализации образовательной политики в области формирования культуры безопасного поведения и профилактики ДДТТ с участием детей.  С 2020 года планируется активное привлечение дилерской сети к реализации проекта. 
  • Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма согласно статистике и рекомендаций Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ

В рамках проекта на постоянной основе будут создаваться уникальные и инновационные социально-образовательные технологии, мероприятия и материалы для специалистов образования, профильных общественных и образовательных организаций, занимающихся данной проблематикой и темой, для детей и родителей.

Среди которых:

  • Детская школа на колесах, мобильные «умные автобусы», оснащенные технологиями инсайт обучения для проведения выездных интерактивных уроков и дорожных экспериментов
  • Интерактивные обучающие площадки, выставки и экспозиции в музейно-выставочных комплексах, парках, общественных местах, дилерских центрах по теме дорожной безопасности
  • Родительские клубы и лектории
  • Семейные школы и образовательные праздники, посвященные дорожной безопасности и ответственному поведению на дорогах

Подготовка совместно с профильными вузами учебных курсов и материалов для новой специальности в России «Дорожный психолог» на основе анализа и адаптации лучших российских и зарубежных практик по теме

С 2020 года в каждом регионе присутствия проекта будет определен ресурсный центр, на базе которого панируется проведение круглых столов, конференций, профессиональных конкурсов с целью распространения лучших практик в области формирования культуры безопасного поведения на дорогах среди детей и родителей для всех заинтересованных лиц региона.

Ежегодно планируется расширение проекта на территории Российской Федерации, а также активное подключение новых участников.

Советы и рекомендации

  • Для эффективной реализации подобных социально-образовательных проектов нужно обратить особое внимание на создание и постоянное поддержание мотивации специалистов детских садов, их комплексную подготовку и повышение квалификации не только в области воспитательной и игротехнической работы с детьми, но и в области знаний современных правил дорожного движения и безопасного поведения, форм и методов интерактивной работы с родителями, способов их мотивации и адаптации результатов в семье. Также важным условием является  предоставление готовых методических решений специалистам, так как в силу их высокой занятости и часто встречающегося профессионального эмоционального выгорания, у них нет возможности долго готовиться и дорабатывать какие-либо сценарии и материалы, самостоятельно покупать недостающие дидактические материалы, составлять большое количество отчетов. Образовательные технологии и методики работы должны быть глубоко и подробно описаны и разработаны «под ключ», представлены дословные сценарии  и методические наборы, необходимые дидактические материалы по принципу «бери и делай».
  • Проект предполагает большое количество коммуникаций и межведомственного взаимодействия, тесного сотрудничества органов власти, образовательных организаций и социально ответственного бизнеса, поэтому важно на подготовительном этапе сразу выстроить четкую модель работы со всеми стейкхолдерами на основе актуального локального запроса и специфики опыта региона.
  • Важно в содержании проекта и подготовке его специалистов сделать основной акцент именно достижении образовательного результата в области навыков и моделей безопасного поведения, предоставить благополучателям  как можно больше интерактивных форм  и методов практического обучения в дорожных ситуациях, приближенных к реальности.
  • Образовательный результат и социальный эффект проекта во многом зависит от усилий по включению в проект родителей как полноценных участников, повышения их родительской компетентности.
  • Для поддержания постоянной коммуникации, управления качеством реализации проекта и оценки его эффективности нужны современные цифровые решения, онлайн платформы, система дистанционной поддержки и обмена данными, что требует развития цифровых навыков специалистов образования.

Публикации о проекте

Публикации на сайтах ДОО:

http://ds23.cit-vbg.ru/index.php/bezopasnaya-doroga

http://umka.edu.ru/archives/5565

https://sch1293.mskobr.ru/proekt_bezopasnaya_doroga

https://sch1293.mskobr.ru/articles/7

http://test.udod-ladoga.ru/2018/06/29/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA/

http://detsad88prim.spb.ru/nash_sad/informaciya_dlya_roditelej/doshkolnikam_o_pdd/bezopasnaya_doroga

Публикации в СМИ:

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/12/03/hyundai-provela-osennyuyu-shkolu-dorozhnoi-bezopasnosti

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/12/09/rasshirenie-proekta-hyundai-bezopasnaya-doroga-v-sankt-peterburge

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/12/13/sotsialno-obrazovatelnii-proekt-hyundai-bezopasnaya-doroga-poluchil-premiyu-lideri-korporativnoi-blagotvoritelnosti

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/11/01/v-chetireh-regionah-pedagogi-detskih-sadov-proshli-obuchenie-po-proektu-hyundai-bezopasnaya-doroga

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/10/28/v-novosibirske-zaversheno-obuchenie-pedagogov-v-ramkah-proekta-hyundai-bezopasnaya-doroga

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/10/29/v-krasnoyarske-zaversheno-obuchenie-pedagogov-v-ramkah-proekta-hyundai-bezopasnaya-doroga

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/10/25/v-arhangelske-zaversheno-obuchenie-pedagogov-v-ramkah-proekta-hyundai-bezopasnaya-doroga

https://www.vedomosti.ru/press_releases/2019/10/25/v-bashkortostane-zaversheno-obuchenie-pedagogov-v-ramkah-proekta-hyundai-bezopasnaya-doroga

http://tv.rbc.ru/archive/auto/59d508599a7947c50101022e

http://in-domodedovo.ru/novosti/detskiy-sad-zhemchuzhinka-stal-uchastnikom-unikalnogo-socialno-obrazovatelnogo-proekta-hyundai-motor-bezopasnaya-doroga

https://www.zhukgsn.ru/v-zhukovskom-proshlo-obuchenie-uchastnikov-proekta-proekta-bezopasnaya-doroga

https://www.domod.ru/city/info/news/pedagogi_i_roditeli_detskogo_sada_23_zolotoy_klyuchik_gotovy_k_realizatsii_proekta_hyundai_bezopasna

https://kurobr.spb.ru/novosti-nevidimye/1814-v-umke-startoval-proekt-bezopasnaya-doroga-pri-podderzhke-khende-motor-sng

https://zen.yandex.ru/media/domodedovo/detskii-sad-jemchujinka-stal-uchastnikom-unikalnogo-socialnoobrazovatelnogo-proekta-hyundai-motor-bezopasnaia-doroga-5ca1f608c604dc021df33050