Проект дистанционного обучения «РОСТ» – «Развитие, Образование, Социализация и Трудоустройство» — для воспитанников детских домов, расположенных в отдаленных населенных пунктах.

Направления поддержки

  • Поддержка образования и науки
  • Социальная защита, поддержка людей в трудной жизненной ситуации

Благополучатели
Воспитанники и выпускники детских домов и интернатов, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети в приемных семьях

Язык: русский

Период реализации: с 2011 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
Алексей Свахин, директор АНО «РОСТ»
Наталья Белошицкая, Руководитель социальной политики и специальных проектов, департамента внешних коммуникаций, ПАО «Ростелеком»
+7(495)760-9554 communication.admin@rost-iq.ru

Сайт проекта
https://rost-iq.ru/

Проект Компании «Ростелеком» совместно с НКО АНО «РОСТ»

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

Многие считают, что дети из детских домов не хотят развиваться – но это в большинстве случаев совсем не так. На самом деле, если их заинтересовать, они с удовольствием откликаются и начинают заниматься, делать успехи, собираются получать аттестат и мечтают об интересной работе. Им нравится новый опыт – изучение компьютера, практически живое общение с новыми людьми из разных городов. Кроме того, новые возможности для образования и развития помогают ребятам  лучше адаптироваться к жизни после детского дома и найти интересную работу.

Низкий уровень общего образования делает практически невозможным поступление выпускника-сироты в ВУЗ и обучение там. Лишь около 8% подростков-сирот, заканчивающих 11 класс, поступают в ВУЗы. Массовая школа, в особенности, в отдаленных регионах, как правило, не имеет возможности организовать индивидуальный подход к воспитаннику ввиду ограниченности ресурсов.

  1. Индивидуальное онлайн репетиторство привлекательно для таких детей по меньшей мере по трем причинам
  2. Использование современных технологии.
  3. Профессионализм преподавательского состава и индивидуальные занятия и персональный подход к каждому ребенку.

Опыт показывает, что такое онлайн обучение/репетиторство в корне меняет отношение ребенка к учебе, заставляет шире смотреть на перспективы развития. Репетитор – первый взрослый, который искренне заинтересован в ребенке, не угрожает ему и не давит.

Важной проблемой является и трудоустройство: через 4-5 лет после выпуска из сиротского учреждения 55% сирот не имеют постоянной работ. Человек, лишенный работы, лишен средств к существованию и необходимость обеспечить свои минимальные потребности может толкнуть его на преступление.

Внешние причины инициации программы

Подопечные АНО РОСТ – это воспитанники детских домов, интернатов, в том числе коррекционных,  и иных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети находятся в очень сложной, стрессовой жизненной ситуации, и потому, в частности, в образовании, им требуется особая поддержка и внимание, которых они, ввиду специфики системы, чаще всего лишены.

В рамках проекта организация работает с отдаленными детскими домами и интернатами в регионах, потому что именно там по разным причинам остро не хватает учителей и новых методик. Без хорошего образования у детей из небольших городов и поселков нет и не может быть таких же стартовых возможностей, как у детей в мегаполисах. Интернет делает различия между регионами и центром несущественными – уровень онлайн-обучения может быть точно таким же, как в лучших школах Москвы и Петербурга.

Внутренние причины инициации программы 

Одна из приоритетных задач «Ростелекома» — устранение цифрового неравенства. Благодаря одному из проекту «Устранение цифрового неравенства» к 2024 году услуги связи будут доступны всем гражданам, в том числе проживающим в сельской местности в удаленных и труднодоступных районах. У них появится возможность пользоваться всеми современными цифровыми возможностями. Использование передовых технологий онлайн-образования позволяет существенно повысить уровень образования в целом и добиваться высокого процента успешной сдачи ЕГЭ для детей-участников программ АНО «РОСТ».

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы:

Основная группа благополучателей:

Воспитанники и выпускники детских домов и интернатов, а также дети, оставшиеся без попечения родителей̆, дети в приемных семьях                  

Стейкхолдеры программы:

  • Образовательные учреждения-участники программы
  • Общественные организации
  • Детские дома 

Территориальный охват

34 региона

Цели и задачи 

Цель проекта

Обеспечить доступ к качественному образованию для воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, находящихся в отдаленных от центров регионах с помощью технологии живого online-образования.

Задачи проекта

Организовать и обеспечить постоянное функционирование процесса дополнительного образования в присоединенных к проекту детских домах и интернатах путем высококачественного онлайн обучения с опытными преподавателями-репетиторами по всем предметам, которые требуются учащимся.

Описание проекта

Механика проекта:

  • организуется интернет-класс (решается вопрос с качеством интернета, комплектацией компьютерных классов и т.д.),
  • обучается куратор от детского дома, который будет обеспечивать доступ детей в определенное расписанием время занятий
  • проводятся ознакомительные мероприятия и пробные занятия,
  • в проект вовлекаются дети, желающие повысить свой уровень образования по различным предметам школьной программы
  • составляется расписание занятий для каждого ученика
  • в течение всего ученого года опытные преподаватели проводят регулярные индивидуальные (или в малых группах) онлайн-занятия по выбранным предметам
  • по окончанию учебного года проводится мониторинг повышения уровня образования детей.

В проект вовлечены воспитанники детских домов и интернатов из 34 регионов:       

  • Владимирская обл                              2
  • Ивановская обл                                  5
  • Брянская обл                                       2
  • Смоленская обл                                  2
  • Тульская обл                                       1
  • Саратовская обл.                                3
  • Московская обл.                                  1
  • Удмуртия                                              1
  • Калужская обл.                                    1
  • Карелия                                                1
  • Ярославская обл                                 1
  • Ростовская обл.                                   2
  • Астраханская                                       2
  • Дагестан                                               1
  • Пермский Край                                     2
  • Татарстан                                              1
  • Рязанская обл.                                      1
  • Челябинская обл.                                  2
  • Пензенская обл.                                    1
  • Нижегородская обл.                         2

Приемные семьи:

  • Ульяновская обл.
  • Воронежская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Кировская обл.
  • Костромская обл.
  • Самарская обл.
  • Новгородская обл
  • Ленинградская обл.
  • Ханты-Мансийский автономный округ.

Карта Проекта:

Принципы работы:

  • Участие в проекте абсолютно добровольное
  • Работа со всеми, кто выразил желание
  • Работа с учеником идет до того момента, пока он сам желает и имеет возможность общаться и учиться
  • Занятия ведутся по всем предметам школьной программы, а при запросе со стороны участника — и сверх нее.

В работе используются онлайн-уроки, вебинары.

Онлайн-урок по подготовке к ОГЭ

Команда и партнёры  

Команда

Команда по администрированию Проекта со стороны АНО “РОСТ” состоит из двух человек — Свахина Алексея Сергеевича и Хадеевой Марии. Образовательную составляющую обеспечивает привлекаемая команда преподавателей (в базе данных около 50, обычно в течение учебного года работает 25-30 из них) по всем предметам школьной программы. Локация преподавателей — по всей России и за рубежом.

Партнёры

Партнерами Проекта на местах являются 30 учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Проект реализуется в партнерстве со множеством центральных и региональных некоммерческих организаций, которые занимаются проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, в регионах. Например, фонды “Дети Наши” (Москва) и “Детям с Любовью” (в Брянской области), Ассоциация приемных родителей Ульяновской области, АНО “Центр повышения финансовой грамотности детей и молодежи” (Челябинская область) и т. д.

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет проекта «РОСТ» в 2019 учебном году составил около 7 миллионов рублей. Основными финансовыми донорами являются ПАО «Ростелеком» и Фонд Президентских грантов.

Социальные ресурсы

В проекте принимают участие высокопрофессиональные преподаватели и волонтеры со всех уголков страны, которые способны качественно подготовить детей к ЕГЭ, а также преподаватели проживающие в  Нидерландах, Германии, Голландии, Франции, США и в  других странах.

«Занимаюсь с детьми, ориентированными исключительно на поступление. Стиль работы соответствующий – более техничный. Когда начала работать с детьми из РОСТа, то работа стала совершенно другой – эти дети уникальны – они смотрят на окружающий их мир «незамыленным взглядом». Их интересует не просто предмет для поступления, а именно суть вопросов – как происходят те или иные явления, почему они происходят именно так и т. д. Для них чудесно то, что для других подростков обычно и рутинно. Они не принимают на веру все подряд, но их разум более открыт для восприятия. Может быть, поэтому для занятий с ними требуется больше подготовки – не просто преподнести материал, а сделать его интересным, основательным и, самое главное, понятным».

Лолита Окольнова, репетитор по химии и биологии, сайт distant-lessons.ru

Технологические и материальные ресурсы

Для этого проекта компания Ростелеком разработала электронные учебники, сочетающие учебный̆ текст, интерактивные теоретические и практические материалы, видео-уроки, аудио- и видео-комментарии учителей.

В целом для запуска проекта в новой организации требуются: доступ к интернету, помещение для интернет-класса, компьютеры, куратор.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

  • За время работы АНО «РОСТ» в партнерстве с «Ростелекомом» было обучено более 1000 детей. Многие из них успешно сдали экзамены в различные учебные заведения. Использование передовых технологий онлайн-образования позволяет добиваться 100% успешной̆ сдачи государственных экзаменов детьми-участниками программ АНО «РОСТ»
  • Ежегодно количество учеников возрастает на 75-80
  • С каждым годом все больше учеников берут по несколько предметов
  • Все учащиеся 9 и 11 классов, участвовавшие в проекте «РОСТ», успешно сдали государственные экзамены и продолжают обучение в выбранных ими ВУЗах и колледжах
  • 34 детских учреждений включены в работу к 2019 году
  • По итогам 2017 года совместный̆ образовательный̆ проект АНО «РОСТ» получил грант Президента Российской̆ Федерации в номинации «Поддержка проектов в области науки, образования». За три года поддержки «Ростелекома», количество охваченных детских учреждений возросло с 16 до 29, количество регионов — с 11 до 34.
Таблица2017 г.2018 г.2019 г.
Количество участников программы95170230
Количество учреждений, охваченных программой162229
Количество участников проекта, сдавших государственные экзамены4369111

Социальные результаты

Благодаря участию в проекте дети развиваются, готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, учатся работать с онлайн-инструментами, знакомятся с более привлекательными карьерными и жизненными перспективами, меняется их отношение к образованию.

Исследования, проведенные в рамках Президентского гранта при участии Института Психологии РАН, в целом подтверждают изменения в личностях воспитанников и выпускников детских домов и интернатов: статистически видимые различия в ценностных ориентациях у подростков из детских домов и интернатов, проходящих обучение в рамках Проекта РОСТ и не проходящих такого обучения. По многим ценностям дети из РОСТа образуют общую группу с детьми, которые воспитываются в семьях, что свидетельствует о возможности  их лучшей социализации. Мониторинг жизни выпускников Проекта РОСТ подтверждает это утверждение.

В 2018 учебном году 67 (38,4%) участников Проекта РОСТ сдавали государственные экзамены: 45 являлись выпускниками 9 класса и 22 — 11 класса. Все выпускники 11 класса успешно сдали ЕГЭ и поступают в колледжи и  ВУЗы. Из сдавших государственные экзамены 42 (62,6%) получили оценки выше ожидаемых.

Причины сложной социализации выпускников детских домов не в том, что их чем-то не обеспечили в детском доме. Причина гораздо более глубокая. Попав в детский дом, потеряв семью, по любым другим причинам, ребенок находится в колоссальном стрессе, последствия которого остаются с ним на всю оставшуюся жизнь — бывших сирот не бывает. Его развитие прекращается, еще несформированные жизненные ориентиры и социальные навыки теряются.  Мотивация к учебе и, впоследствии, к работе, ослабляются, исчезает ответственность за свои действия.

 Кропотливой работой команда проекта привлекает ребят к образованию, развивает у них целеполагание, ответственность, первые успехи повышают мотивацию, возникает планирование дальнейших действий, линия жизни начинает принимать очертания. Образование становится тем универсальным инструментом, который позволяет решать задачи во взрослой жизни, той удочкой, которая дает возможность питаться всю жизнь. И основным фактором становятся не столько знания, которые сами по себе представляют ценность, а воспитание способности и желания учиться, познавать, образовываться.

Обычная общеобразовательная школа, которую посещают воспитанники детских домов, не может уделить каждому из них индивидуальное внимание, которое этим ребятам абсолютно необходимо. И дело здесь в массовом подходе школьного образования. Мотивация ребят из детских домов настолько низка, что любое препятствие отталкивает их от учебы. «Они сами не хотят учиться» — так вам скажет большинство администраторов и воспитателей детских домов. И даже если кто-то из ребят в детском доме вдруг поймет значимость учебы и захочет приложить усилие к улучшению своих знаний, то ни в школе, ни в самом детском доме ему вряд ли кто-нибудь сможет помочь.

В данном случае интернет, онлайн общение очень сильно привлекает ребят к учебе. 

Для ребят также очень привлекательно то, что занятия индивидуальны, а общение с людьми, находящимися за пределами их обычного узкого круга, также позволяет привлечь ребят к процессу учебы. Ребята привыкают учиться, работать самостоятельно, у них появляется вкус к получению знаний. Первые успехи в основной школе повышают мотивацию, еще больше привлекают к учебе. Ребенок начинает верить в свои интеллектуальные силы, меняет представление об учебе, начинает понимать ценность образования и строить планы за пределами того, что обычно стандартно предлагает им система детских домов.

И, разумеется, ребенок развивается в плане обращения с компьютером и интернетом. Ребята, которые зачастую с большой неохотой посещают школу, начинают у нас учиться.    

В регионах, в малых городах не всегда находится специалист-преподаватель, который смог бы работать с такими ребятами. иногда школы просто испытывают проблемы с привлечением тех или иных преподавателей. Даже очень мотивированный преподаватель или волонтер не всегда сможет регулярно выезжать за несколько километров от своего дома для индивидуальной работы с такими ребятами. 

Проект дает практически неограниченный ресурс преподавателей со всей страны. Среди этих преподавателей всегда можно найти очень талантливых, подходящих для работы педагогов. И расстояние для команды проекта не имеет значения.

Внутренняя оценка

По окончании  учебного года проводится мониторинг, позволяющий отследить динамику уровня образования детей, а также постоянный мониторинг жизни выпускников Проекта РОСТ.

Внешняя оценка

Сотрудничество с партнерскими НКО, которые занимаются детьми, оставшимися без попечения родителей, и является внешней оценкой. Кроме того, проводятся независимые исследования Института Психологии РАН.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Преимущество Проекта РОСТ: с помощью онлайн технологий он организован так, что административные расходы очень малы, а социальный эффект масштабен.

Вызовы и решения

Для проекта всегда нужны 

  • преподаватели, причем не только в рамках школьной программы, но и те, кто готовы проводить онлайн любый обучающие и развивающие занятия;
  • юристы для оказания регулярных и разовых правовых консультаций;
  • волонтеры с автомобилем для перевозки компьютеров и подарков в детские дома и интернаты;
  • специалисты в области PR для продвижения проектов в социальных сетях.

Планы дальнейшего развития 

  1. Совершенствовать организацию учебного процесса.
  2. Выйти на запланированный уровень по учебной нагрузке.
  3. Привлечь большее количество ребят к учебе.
  4. Повысить регулярность и дисциплинированность посещения.
  5. Повысить качество компьютерного и интернет обеспечения в выбранных детских домах.

    Сейчас мы преподаем три иностранных языка: английский, французский и испанский, скоро начнем преподавать немецкий.  Ребята берут по несколько предметов, и очень часто просят больше чем одно занятие по ключевым предметам. Это значит, что дети сами почувствовали необходимость в учебе и оценили предоставленную им возможность повышения уровня знаний. А это, в свою очередь, означает, что они изменили свое отношение к учебе, к своим планам на будущее, к выбору профессии, к дальнейшей жизни.

  6. Команда проекта проводит большую подготовительную работу, такую как профориентация. Мы учим как писать резюме, выявляем склонности к той или иной профессии, учим искать работу через интернет. Для этого у нас есть другой проект — каникулы не в детском доме, который мы будем развивать в дальнейшем.