ФосАгро-классы |ФосАгро-школа

Проекты «ФосАгро-класс» (с 2013 г.) и «ФосАгро-школа» (с 2018 г.) направлены на популяризацию технического образования среди детей старших классов, профориентацию молодежи, а также на получение современного качественного инженерного образования на базе современного химического производства.

Направления поддержки
поддержка образования, профессиональная ориентация, поддержка одаренных школьников

Благополучатели

  • Школьники в возрасте 7-18 лет
  • Педагоги школ, преподаватели партнерских ССУЗов и ВУЗов
  • Выпускники «ФосАгро-Школ»

Язык: русский

Период реализации: с 2013 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 06.12.2019

Контакты
Екатерина Пудова, менеджер по обучению и развитию АО «Апатит», ГК «ФосАгро»
+7 (495) 232-96-89
info@phosagro.ru

Сайт проекта
https://clck.ru/Jv3yh

Социальные сети

Видео О проекте

Проект ПАО «ФосАгро»

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

Дефицит высококвалифицированных рабочих кадров ощущают практически все отрасли промышленности. Реформа профессионального образования, которая проходит сейчас в России, не решает проблему. Поэтому компании, которые модернизируют производство, вынуждены самостоятельно искать и обучать тех, кто завтра придет работать на предприятия. Профессиональные высококвалифицированные кадры – главная ценность компании. Уровень технического оснащения современных предприятий настолько высок, что базовые знания персонала необходимо закладывать уже со школьной скамьи. Поэтому в 2013 году руководство Группы «ФосАгро» выступило с инициативой реализации проекта по созданию профильных «ФосАгро-классов».

Внешние причины инициации программы

Предпосылкой для формирования профориентационного проекта «ФосАгро-класс» послужили социологические исследования. Расчёты показали, что потребность компании в специалистах рабочих профессии составила 85%, а также то, по состоянию на 2016 год одному из предприятий требовалось не менее 500 рабочих высокой квалификации, в то время как большинство школьников отдают предпочтение выбору профессий гуманитарной направленности. После согласования с Администрациями городов присутствия Компании (мэрия города, управление образования) было принято решение открыть специализированные классы во всех городах (г. Кировск, г. Апатиты Мурманской обл., г. Балаково Саратовской обл., г. Череповец Вологодской обл., г. Волхов Ленинградской обл.).

К моменту трансформации «ФосАгро-классов» в «ФосАгро-школу» существенно выросло количество желающих поступить в классы — учащиеся 8-9 классов не только базовых школ, но и других учреждений.

Внутренние причины инициации программы 

Проект «ФосАгро-школа» вырос из стартовавшего в 2013 году проекта «ФосАгро-классы»: с 2018 года 6 образовательных учреждений, находящихся в регионах присутствия компании «ФосАгро», стали участниками «ФосАгро-школы».  Проект стал ответом на потребность компании в квалифицированных, мотивированных инженерных специалистах, в обеспечении узнаваемости бренда, повышении уровня лояльности к компании, начиная с 1-го и заканчивая 11-м классом среди школьников, педагогов и родителей.  

«Индустрия движется семимильными шагами вперёд. На наших предприятиях теперь используется настолько сложное оборудование, что для работы с ним недостаточно знаний, которые даются в рамках программы среднего и высшего образования. В определённый момент мы поняли, что если сами не будем готовить квалифицированных специалистов, то на рынке их не найдём. А сегодня это производственная необходимость».

Андрей Гурьев, генеральный директор ПАО «ФосАгро»

Цели и задачи 

Цель проекта

Обеспечение притока в средне- и высокотехнологичные производства компании высокообразованной, имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи, через повышение качества образования и целенаправленную профессиональную ориентацию, сопровождение их обучения в ВУЗах, привлечение на практику, стажировку, решение практических задач, актуальных для компании.

Задачи программы

  • предоставление возможности лучшим выпускникам 9-х классов школ городов присутствия компании «ФосАгро» дальнейшего обучения по программам с углубленным изучением точных и естественных наук;
  • ориентация и стимулирование старшеклассников на дальнейшее получение высшего технического образования;
  • формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам профильного изучения;
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся, их личностного роста, самоопределения и самореализации через формирование ключевых компетентностей, овладение учащимися навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
  • удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся;
  • организация взаимодействия ВУЗа и Школы для повышения качества образования, фундаментальной подготовки старшеклассников по школьным дисциплинам, обеспечивающей конкурентоспособность их на рынке высшего образования и интеллектуальное развитие учащихся;
  • внедрение системы непрерывного образования;
  • знакомство школьников с высокотехнологичными производствами, профессиями, востребованными современным бизнесом;
  • ориентация на профессии, существенным образом связанные с профильными предметами и специальностями, востребованными в средне- и высокотехнологичных отраслях экономики страны;
  • поощрение одаренных школьников за счет средств целевой благотворительности от Компании;
  • мотивация школьников для работы в АО «Апатит», его филиалах, управляемых предприятиях и дочерних обществах.

Описание проекта

Проект «ФосАгро-школы» — это расширение проекта «ФосАгро-классы», направленного на раннюю профессиональную ориентацию и стимулирование к углубленному изучению школьниками предметов, необходимых для поступления в технические вузы: математики, информатики, физики и химии, а также предполагающего создание в регионах необходимой материально-технической и кадровой базы.

Проект ориентирован на подготовку инженерной элиты и обеспечение притока в компанию высокообразованной, мотивированной имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи. Деятельность школ ведется в тесном сотрудничестве с компанией не только с учащимися старших классов, а со всеми учащимися школы с 1-го класса.

Для школьников начальной школы в рамках внеурочной деятельности проводится внеурочная работа для развития познавательной деятельности, конкурсные программы, кружки по интересам. Для ребят постарше (5-8 классы) – мягкое профессиональное профилирование. Это и программа пропедевтических курсов по физике, химии, углубленное изучение математики. Ученики участвуют в психолого – педагогических развивающих программах, проходят профориентационные тесты. 9-классники углубленно изучают математику, физику, химию, информатику, готовятся к ОГЭ по профильным предметам. Старшеклассники (10-11 классы) обучаются по программам межпредметных факультативов и элективных курсов практико-ориентированной направленности, готовятся к ЕГЭ, по желанию могут принять участие в «Летней научной школе ФосАгро» или «Инженерной школе ФосАгро».

Для учителей организуются курсы повышения квалификации, в том числе в профильных ВУЗах.

С родителями проводится планомерная систематическая работа:

  • анкетирование 2 раза в год;

По итогам каждого полугодия для учащихся «ФосАгро-классов» применяются различные виды поощрений:

— присвоение звания Ученик года «ФосАгро-класса» с вручением Грамоты Генерального директора «ФосАгро» (вручается ежегодно по результатам учебного года одному обучающемуся каждого «ФосАгро-класса», имеющему первое место в рейтинге обучающихся);
— благодарственное письмо Генерального директора Предприятия «ФосАгро» (вручается ежегодно по результатам учебного года двум обучающимся каждого «ФосАгро-класса», имеющим второе и третье место в рейтинге обучающихся);
— благодарственное письмо Директора школы (вручается ежегодно по результатам первого и второго полугодий учебного года двум обучающимся каждого «ФосАгро-класса»);
— награждение ценным подарком (ежегодно два раз в год по итогам полугодия в соответствии с рейтингом обучающихся, определенным согласно Положения о поощрении, в каждой школе 3 ученика получают сертификат на сумму 20тыс. рублей и 2 ученика на сумму 15 тыс. рублей. Ценный подарок подтверждается свидетельством, удостоверяющим награждение);
— включение фото на Доску почета Школы.
— организация экскурсий на предприятия для родителей;
— проведение развивающих мероприятий (мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ вместе с ребенком», тренинг «Умение планировать» и т.д.);
— экскурсии для родителей в ВУЗы, где обучаются их дети.

«Звание учащегося «ФосАгро-класса» это, прежде всего, ответственность и, наверное, большой шанс попробовать себя в разных профессиях, которые необходимы компании. Мы видели изменения, которые произошли в школе благодаря нашим шефам — компании «ФосАгро» и в частности Балаковского филиала АО «Апатит». Перемены кардинальные. Благодаря поддержке «ФосАгро» все ребята с 1 по 11 класс могут приходить в уютную столовую и заниматься в хороших кабинетах».

Мария Нотина, учащаяся Балаковской средней общеобразовательной школы № 25

Применяется система вознаграждений (премирования) педагогических работников школ, участвующих в реализации проекта «ФосАгро-классы» по результатам работы за отчетный период и при достижении определенных целевых показателей (на основании критериев и оценки комиссии).

Для качественной реализации проекта привлекаются сотрудники Компании (организация и проведение экскурсий в музей предприятия, на производственную площадку), проводятся встречи школьников с руководством «ФосАгро», с ведущими инженерами и специалистами по направлениям, с администрацией городов присутствия компании

Поддерживающие проекты

Компания ведет активную работу по профессиональной ориентации школьников: это и проведение корпоративной Олимпиады по профильным предметам среди учащихся «ФосАгро-классов», и проведение анкетирования среди учащихся, педагогов и родителей учащихся «ФосАгро-классов», выстраивание системы взаимодействия с профильными ВУЗами страны.

Одно из самых значимых событий в ходе реализации Проекта – проведение ежегодного Фестиваля «ФосАгро-классов». Ученики «ФосАгро-классов» 2018 года приняли участие в Фестивале, который проводился на базе Образовательного центра Сириус в г. Сочи. Фестиваль направлен на командообразование, развитие лидерских качеств и выбор будущей профессии. 140 десятиклассников – участников проекта «ФосАгро-классы» приняли участие в Фестивале.

«Сегодня я уже студент 4 курса института, учусь по целевому направлению от «ФосАгро», на череповецком предприятии прохожу практику. Закончу вуз, приду в компанию инженером-теплотехником. Фестиваль «ФосАгро-классов» в моей жизни занимает особенное место. Я стал его куратором. Я по-хорошему завидую сейчас этим ребятам. Знаю, ещё месяц они будут ходить с улыбкой до ушей. И стимул для учёбы получили колоссальный ».

Владислав Мартюшев, куратор проекта «ФосАгро–класс» выпускник первого профильного класса компании

Фестиваль имеет весьма насыщенную программу: проводятся образовательные и познавательные квесты, Мастер-классы в лабораториях Сириуса, тематическая лекция доцента кафедры Зеленая химия РХТУ, богатая экскурсионная программа. Школьники приняли участие в конкурсе видеороликов на тему «Один день из жизни специалиста компании «ФосАгро». Результат проведения Фестиваля – это и новые знакомства, и новые возможности, и новые горизонты.

«Летняя научная школа ФосАгро» – это 10 тематических дней для школьников 8-9 классов, во время которых ученики принимают участие в экскурсиях на производство, посещают занятия  по естественнонаучным дисциплинам. Для ребят сформирована коммуникационная площадка: тренинги, круглые столы, встречи с работниками компании «ФосАгро» и студентами профильных ВУЗов, проводят консультации педагоги по профильным предметам, насыщенная спортивная программа.

В рамках реализации Проекта большое внимание уделяется духовному развитию, нравственному, патриотическому и спортивному воспитанию подрастающего поколения. Для школьников с 1 по 1 класс организуются мероприятия, способствующие культурному просвещению, воспитанию духовности: экскурсии, посещение заводских храмов, посещение экспозиции, посвященной духовно – нравственному воспитанию в интерактивно – познавательном центре «Зеленая планета», конкурсы, социально – трудовые акции, классные часы, посвященные теме уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, государственным праздникам.

Команда и партнёры  

Команда

  • Менеджер по обучению и развитию Акционерное Общество «Апатит», ГК «ФосАгро» Пудова Екатерина Валентиновна; HR-управления компаний ПАО «ФосАгро»
  • Руководство общеобразовательных школ в Апатитах и Кировске (Мурманская область), Волхове (Ленинградская область), Череповце (Вологодская область) и Балаково (Саратовская область)

Общее число человек, задействованных в реализации проекта, — ок. 7000.

Партнёры

  • Органы власти: губернаторы регионов,  министерства образования в субъектах
  • Профильные вузы и ссузы: Мурманский филиал Арктического государственного университета, Горный университет в Санкт-Петербурге и др.
  • СМИ
  • НКО, молодежные организации (АНО «ДРОЗД» и др.)

«Образовательные проекты «ФосАгро» — это пример дуальной модели образования, которую мы сейчас активно развиваем в регионе. Мы считаем, что наша система образования должна готовить и выпускать специалистов, которые будут востребованы на рынке труда, вытребованы на конкретных предприятиях. И выпускникам, и работодателям, и региону такая схема работы даёт уверенность в завтрашнем дне »

Андрей Чибис, губернатор Мурманской области

При реализации Проекта Компания «ФосАгро» взаимодействует с органами власти. Это и губернаторы регионов, и Министерство образования области по решению административных вопросов. Мэрия города участвует в процессе согласования вопросов о проведении мероприятий на уровне города для учащихся «ФосАгро-классов», Управление образования администрации города – в согласовании вопросов, касающихся образовательного процесса, учебных планов, систематической аналитики и т.д.). Для реализации мерпориятий в рамках спортивного и культурно-нравственного воспитания школьников привлекаются комитеты по физической культуре и спорту мэрии города, а также управление по делам молодежи (помощь в проведении мероприятия и совместное продвижение городских проектов).

Компания тесно взаимодействует с представителями областных и городских средств массовой информации в плане освещения деятельности «ФосАгро-классов» (помощь в организации пиар-акций про «ФосАгро-классы», создание рекламных роликов и т.д.).

Налажена и система взаимодействия с профильными ВУЗами (организация педагогами ВУЗов семинаров и лекций для учащихся «ФосАгро-классов», проведение Дней открытых дверей и экскурсий в ВУЗе, знакомство со специальностями профильных кафедр ВУЗов, обучающие и профориентационные встречи с преподавателями математики и физики ВУЗа (Горный СПб); проведение практических занятий в лабораториях профессорами и преподавателями Кольского филиала ПетрГУ, руководство проектными работами обучающихся.

Молодежные общественные организации помогают в организации и проведении мероприятий для учащихся «ФосАгро-классов», Дворцы культуры, Дома творчества, музеи предоставляют помещения и залы для проведения мероприятий, оказывают помощь в организации мероприятий).

Проект «ФосАгро – школа» полностью интегрирован в другие корпоративные проекты (например,  в рамках интеграции проекта «Молодые талантливые специалисты» проводятся систематические встречи школьников с участниками Проекта). Для организации мероприятий в ходе Проекта привлекаются волонтеры молодежной и профсоюзной организаций Предприятий «ФосАгро», молодые талантливые специалисты, студентов химико-технологических колледжей, студенты ВУЗов.

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет Проекта «ФосАгро-Школа» за период его реализации составил более 400 млн рублей, из них более 250 млн было выделено на ремонты и оборудование школ.. Бюджет в 2016 г. составил 19 400 млн. рублей, в 2018 г. — более 60 млн. 600 тыс. рублей, из которых на ремонты школ израсходовано 20 млн. 768 тыс. рублей. На первом этапе компания направила более 35 миллионов руб­лей на улучшение материально­технической базы школ.

Технологические и материальные ресурсы

Для каждого школьника – участника проекта «ФосАгро-классы» компания приобретает комплект корпоративной школьной формы и современный планшет, в классах установлены интерактивные доски и мультимедийная аппаратура, приобретено компьютерное оборудование и современные приборы для лабораторных исследований.

Для школ выделяется целевое финансирование на ремонт и реконструкцию зданий. С 2013 года оснащаются кабинеты физики, химии, математики, информатики. Закуплено современное оборудование: интерактивные доски нового поколения со встроенными проекторами, компьютерное оборудование, которое позволяет проводить образовательные телемосты и устраивать научные видеоконференции.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Социальные результаты

В результате реализации Проекта растет положительное отношение учащихся к техническим специальностям. За счет профориентационной работы с профильными ВУЗами увеличилось количество учащихся (по сравнению с сентябрем 2016 года), поступивших в профильные ВУЗы на технические специальности. Постоянно возрастает квалификация педагогов профильных предметов (химия, физика, математика) по подготовке учащихся к Олимпиадам за счет проведения семинаров и мастер-классов методологами и лучшими педагогами России. Социальные исследования подтверждают формирование позитивного отношения родителей к выбору школьниками технических специальностей и дальнейшей работе детей на предприятиях Группы «ФосАгро», а также говорят о повышении узнаваемости бренда проекта и компании в целом на местном, региональном и всероссийском уровнях. Лучшие выпускники «ФосАгро-классов» (19 человек), которые в 2019 году успешно закончили профильные ВУЗы по востребованным в компании специальностям приходят на работу в компанию «ФосАгро». По результатам всероссийского конкурса проектов для выпускников университетов и молодых специалистов проект «ФосАгро-классы» вошел в тройку сильнейших в категории «Лучшая программа работы с учащимися».

Конкурс на зачисление в «ФосАгро-класс» возрастает с каждым годом. Этих ребят отличает большая осознанность в выборе профессионального пути. Они серьезно нацелены добиться успеха в жизни – получить качественное образование и продвигаться по карьерной лестнице.

Внутренняя оценка

Ежегодно в рамках реализации проекта компания анализирует результаты работы «ФосАгро–классов» и корректирует при необходимости нормативные документы и Программу Проекта. Обратная связь с основными стейкхолдерами проходит 1 раз в полгода на заседании Правления Компании, в т.ч. рассматриваются отчетные документы.

Компания регулярно мониторит ход Проекта, оценивая его эффективность. Для учащихся «ФосАгро-классов» существует система поощрений хорошей учебы. Индивидуальный рейтинг успеваемости учеников учитывает не только оценки, но и участие в исследовательской работе, олимпиадах и общественной жизни.

Оценка проводится на нескольких уровнях:

  • На уровне благополучателей, через анкетирование, опросы, встречи с руководителями проектов от Компании, с руководителями предприятий Компании.
  • На уровне руководителя проекта, посредством подведения итогов за отчетный период на встречах с участниками, общественных слушаниях, интервью.
  • На уровне руководителей управляемых Компанией предприятий. На заседаниях правлений Компании. В рамках заседания Правления по итогам года принимается решение о продолжении проекта, необходимости доработки или внесении изменений.

Критерии оценки качественные — уровень воздействия на местные сообщества и на благополучателей, количественные – оценка количества участников проекта.

Критерии оценки изложены в проектных документах, в анкетах, опросных листах, в отчетах по проекту.

Критерии оценки реализации проекта:

  • Конкурс на зачисление в ФосАгро-класс (учитываются только заявления, полностью соответствующие требованиям, предъявляемым к ученикам проекта).
  • Количество выпускников ФосАгро-класс, выбравших технические специальности.
  • Средний балл успеваемости учеников в школе.
  • Рост популярности технических специальностей среди школьников.
  • Количество выпускников ВУЗов, продолживших работу по специальности (данный критерий применяется с 2020 г.).
  • Доля обучающихся ФА-школы, ставших победителями и призерами в очных предметных олимпиадах различного уровня, в общей численности обучающихся, принявших участие (%).
Внешняя оценка

Наиболее масштабная внешняя оценка была проведена в рамках комплексного исследования всей благотворительной деятельности Компании профессиональными экспертами в 2016 году. В результате рекомендаций профессиональных экспертов были внесены ряд изменений в локальные нормативные акты Компании, в проекты и программы, в отчетность каждого проекта, а также в раздел сайта по внешним социальным инвестициям. В 2018 году проведены социологические исследования внешними профессиональными экспертами, в настоящий момент руководители проектов подготавливают отчеты по полученным данным.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

— Комплексное сопровождение участников проекта на протяжении всего образовательного цикла.
— Привлечение сотрудников компании в реализацию проекта (организация и проведение экскурсий в музей предприятия, на производственную площадку). Для повышения эффективности образования и максимального приближения образовательных программ к реальным потребностям бизнеса специалисты компании принимают участие в разработке и реализации учебных планов с углубленным изучением профильных предметов).
— Встреча школьников с руководством «ФосАгро», с ведущими инженерами и специалистами по направлениям, с администрацией города.
— Участие школьников в научно-познавательных квестах, олимпиадах, фестивалях, викторинах с применением современных цифровых решений.
— Система поощрений участников и педагогов «ФосАгро-Школы».

Вызовы и решения

 В настоящий момент команда проекта работает над решением ряда проблем:

  • связанных с удаленностью некоторых предприятий компании от городов, где располагаются «ФосАгро-школы»;
  • не на всех предприятиях пока существует интерактивно-познавательный центр, в котором для школьников других площадок проводятся не только экскурсии, но и занятия, квесты, мастер-классы;
  • количество желающих прийти учиться в «ФосАгро-школу» всё больше, а ресурсы и система образования не всегда позволяют зачислить всех школьников.

Планы дальнейшего развития 

Проект «ФосАгро-Школа» постоянно развивается, запланированы новые мероприятия, в числе которых:

  1. Участие в проекте «Уроки настоящего», реализуемом с Образовательным центром «Сириус» — запланировано вовлечение всех шести «ФосАгро-школ» в работу по изучению лекций, информационных материалов компаний – партнеров «Сриуса» (в т. ч. в рамках образовательного цикла «ФосАгро») с последующим решением реальных проектных задач с сентября по апрель 2019-2020 учебного года (8 образовательных проектных циклов от 8 компаний, таких как Яндекс, Россети, Роскосмос, Русгидро, Камаз и др.)
  2. Участие в проектной смене «Большие вызовы» учащихся «ФосАгро-школ», прошедших конкурсный отбор – работа в составе проектной команды по решению производственного кейса компании – партнера «Сириуса» на протяжении трех недель.
  3. Создание в каждой из 6-ти «ФосАгро-школ» медиацентра (информационно – просветительского центра компании «ФосАгро», включающего музейный уголок, посвященный истории и работе компании) для проведения на его базе открытых уроков, бесед, лекций с привлечением представителей компании экскурсий для учащихся, а также аккумулирующего информацию о жизни школы, города, региона.