Международный конкурс по математике для старшеклассников из нестоличных городов «Я решаю»

Конкурс и программа стипендий для поддержки талантливых школьников из провинциальных городов, помощи им в реализации своего потенциала и получении качественного высшего образования.

Направления поддержки
поддержка образования, поддержка одаренных детей, стимулирование изучения STEM / точных наук

Благополучатели
дети и подростки до 18 лет, проживающие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга

Язык: русский

Период реализации: с 2013 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
Гальченко Дарья, менеджер по организации мероприятий

+7 (499) 704-37-35
info@rcpcf.ru

Сайт проекта
http://math.gs-group.com/, http://gs-group.com/, http://technopolis.gs/

Социальные сети

Видео О проекте

Проект Фонда поддержки социально-культурных инициатив «Креативная платформа ДжиЭс»

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

Сегодня, когда весь мир переживает цифровую трансформацию, российские высокотехнологичные предприятия как никогда нуждаются в привлечении молодых специалистов. Мы вносим свой вклад в популяризацию математических знаний, которые лежат в основе подавляющего большинства профессий «Индустрии 4.0». Через несколько лет одаренные школьники смогут занять ведущие позиции на российских инновационных предприятиях: чтобы подготовить достойный кадровый резерв, необходимо как можно раньше разглядеть в юных ученых и исследователях талант и последовательно его развивать.

Внешние причины инициации программы

Как правило, в регионах недоступны все опции качественного образования, поэтому дети там в большей степени нуждаются в мероприятиях, позволяющих раскрыть их потенциал. В провинциальных городах живут и учатся не менее одаренные школьники, чем в столицах, но не у всех есть возможность участвовать в государственных конкурсах и олимпиадах, а после окончания школы – продолжать учебу в крупном городе. Конкурс позволяет школьникам из самых отдаленных провинциальных городов максимально проявить себя, реализовать свой потенциал. Исключить из борьбы столичные города было решено, чтобы конкурс не превратился в поле интеллектуального боя между несколькими сильными лицеями Петербурга и Москвы, а стал широкой площадкой для школьников всей России.

Внутренние причины инициации программы 

Поддерживая одаренных школьников, нацеленных на развитие в технической сфере, компания содействует подготовке достойного кадрового резерва для высокотехнологичного сектора российской экономики, вносит свой вклад в популяризацию математических знаний, которые лежат в основе подавляющего большинства профессий «Индустрии 4.0». GS Group – национальный технологический лидер в области разработки, производства и реализации комплексных решений для цифрового телевидения, один из лидеров на рынке российских инноваций в области электроники и микроэлектроники, композитных материалов и нанотехнологий. Международный конкурс GS Group по математике является частью комплексной программы холдинга по подготовке кадров для высокотехнологичных производств.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы:

Учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений из нестоличных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; педагогический состав общеобразовательных учреждений.  

Стейкхолдеры программы: Холдинг GS Group, российские высокотехнологичные предприятия, представители ОГВ федерального и регионального уровней, ведущие вузы РФ,  научные, образовательные и экспертные сообщества. 

Территориальный охват

Россия (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и зарубежные страны

Цели и задачи 

Цель проекта

подготовка достойного кадрового резерва для высокотехнологичного сектора российской экономики

Задачи программы и проекта

  1. Поиск, выявление и поддержка одаренных школьников со всей России, а также зарубежных стран, нацеленных на развитие в технической сфере.
  2. Популяризация в школьной среде высшего технического образования.
  3. Мотивация школьников к профессиональному развитию в области высоких технологий.
  4. Предоставление школьникам из провинциальных городов дополнительных возможностей для получение качественного высшего технического образования, в том числе в ведущих российских вузах.
  5. Привлечение в ведущие российские вузы талантливых школьников со всей России и из других стран.

Описание проекта

К участию в конкурсе приглашаются ученики 9-11 классов из нестоличных городов России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), стран ближнего и дальнего зарубежья.

Конкурс проводится в три этапа:

1-й онлайн-тур: 02 сентября — 13 ноября 2019 года

2-й онлайн-тур: 16 ноября – 01 декабря 2019 года

3-й очный (финальный) тур в «Технополисе GS»: 25–26 января 2020 года

Первые два этапа школьники проходят дистанционно, выполняя предложенные задания в онлайн-режиме. Задания составлены на основе российской общеобразовательной школьной программы по математике. По итогам первого этапа определяется 1000 школьников, набравших наибольшее количество баллов. По итогам второго тура из них отбирают 40 финалистов. Заключительный очный тур проходит в инновационном кластере «Технополис GS» (г. Гусев Калининградской обл.). Трансфер, проживание и питание участников и сопровождающих во время итогового очного тура оплачивает организатор. По итогам финального этапа определяется 10 победителей. Ученики 9–10-х классов, победившие в конкурсе, награждаются электронной техникой. Одиннадцатиклассники-победители ежемесячно в течение года получают именные стипендии при условии поступления в вузы на технические специальности, востребованные на высокотехнологичном производстве, в том числе «Информационные технологии», «Прикладные математика и физика», «Электроника и микроэлектроника», «Радиотехника», «Телекоммуникации», «Наноматериалы» и др. (перечень: https://goo.gl/zAeMF2). Таким образом они получают не только дополнительную финансовую поддержку, но и понимание, что они не ошиблись с образовательной траекторией.

Решение увлекательных математических задач, общение с выдающимися математиками, пребывание в креативной математической среде с другими школьниками и заслуженными деятелями науки и образования, знакомство с высокими технологиями и работой инженеров во время экскурсий по инновационным предприятиям «Технополиса GS», финансовая поддержка – все это призвано вдохновить школьников на выбор высшего технического образования.

Команда и партнеры  

Проект реализуется Фондом поддержки социально-культурных инициатив «Креативная платформа ДжиЭс» при поддержке ведущих российских вузов, образовательных и культурных учреждений, холдинга GS Group.

Партнёрами проекта в 2018 году выступили: Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Международный институт экономики и права (Санкт-Петербург), Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Институт программных систем РАН (Переславль-Залесский).

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

 Бюджет мероприятия в 2018 году составил 2 725 376 рублей.

Например, компания оплачивает расходы на проведение очных этапов, кроме того победители награждаются следующими призами:

  • Учащиеся 11 классов: годовая именная стипендия от GS Group. Размер ежемесячной стипендии, выплачиваемой с сентября 2019 года по май 2020 года, составляет 9000 (девять тысяч) рублей, в том числе НДФЛ.
  • Ученики 9 и 10 классов: электронная техника.

Социальные ресурсы

В состав жюри конкурса входят выдающиеся математики, эксперты в области высоких технологий, заслуженные деятели науки и образования. Среди них директор ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239», почетный работник образования Российской Федерации, к.ф.-м.н. Максим Пратусевич, заслуженный учитель РФ, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель директора Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург) Сергей Рукшин, доцент факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ, к.ф.-м.н. Марина Гончарова, преподаватель Наньянского технологического университета (Сингапур), двукратный победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике — в 1994 и 1995 годах, призер Национальной китайской олимпиады по математике в 1995 году Федор Дужин.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

В 2018 году в конкурсе приняли участие более 5000 старшеклассников из 80 регионов России, а также Азербайджана, Армении, Беларуси, Вьетнама, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдовы, Сирии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии. Всего с 2013 года его участниками стали свыше 23 тысячи старшеклассников из 93 регионов России и 17 стран Евразии.

Пять финалистов будут получать стипендию в течение 2019-2020 учебного года по итогам вступительных экзаменов в ВУЗы.

С 2013 года участниками конкурса стали свыше 23 000 старшеклассников из 93 регионов России и 17 стран Евразии. 22 победителя конкурса поступили в ведущие вузы страны и получили стипендии GS Group.

Таблица2013 г.2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.
Число участников конкурса4500+4300 45004983 50715311
Число стран, представители которых приняли участие в конкурсе9102121510

Социальные результаты

Старшеклассникам наглядно демонстрируется, что промышленности сегодня не нужны пассивные знания, а необходимы высококвалифицированные специалисты, способные создать принципиально новые разработки. Именно это мотивирует их на дальнейшее профессиональное развитие в высокотехнологичной сфере. Победа в международном конкурсе по математике помогает старшеклассникам поверить в себя, а стипендия при поступлении позволяет выбрать желаемый вуз в другом городе. Победители конкурсов прошлых лет учатся в НИУ ВШЭ, МФТИ, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Участие в конкурсе абсолютно бесплатное, дистанционное (на первых двух этапах); GS Group оплачивает трансфер в «Технополис GS» (город Гусев Калининградской области), где проходит финал конкурса, а также проживание и питание каждого финалиста и   сопровождающих лиц; предоставляют уникальную возможность посетить единственный в России частный инновационный кластер «Технополис GS» и увидеть процесс производства российской электроники; побывать в самом западном регионе РФ; победители из числа учащихся 11-х классов, поступивших в ВУЗ на специальность, востребованную в «Технополисе GS» получают годовую именную  стипендию, победители — школьники 9-10 классов получают ценные призы и возможность без экзаменов поступить в Президентский физико-математический лицей № 239 в Санкт-Петербурге; учрежден специальный приз для преподавателя математики, чей воспитанник наберёт наибольшее количество баллов, справившись с конкурсными заданиями финала конкурса по математике «Я Решаю!».

Вызовы и решения

С каждым годом количество математических конкурсов и олимпиад для школьников неуклонно растет, что заставляет организаторов искать новые пути для привлечения все большего числа участников состязания, а также прорабатывать новые способы мотивации.  

Планы дальнейшего развития 

Планируется расширять географию участников, привлекать большее количество школьников к участию, увеличить призовой фонд.