Инклюзион

Социальный инклюзивный театр для людей с инвалидностью и без; инклюзивные театральные школы в регионах России в сотрудничестве с региональными театрами и театральными деятелями; обучение (повышение квалификации) театральных специалистов.

Направления поддержки

  • Социальная защита, поддержка людей в трудной жизненной ситуации
  • Культура и искусство

Благополучатели

  • Люди с одновременными нарушениями слуха и зрения
  • Люди с ментальными особенностями
  • Люди с повреждением опорно-двигательного аппарата

Язык: русский

Период реализации: с 2014 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион»
+7 495 212-92-09
info@inclusioncenter.ru

Сайт проекта
https://inclusioncenter.ru

Социальные сети

Видео О проекте

Проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Актуальность социальной проблемы 

По последним данным Всероссийской переписи слепоглухих (на 30 июня 2019 года), в России 4161 человек с одновременными нарушениями слуха и зрения, из них 10-15% тотально слепоглухих. Хоть большинство из них и живут в семьях (в 2015 году, по данным переписи, таких было порядка 68%), а не в соцучреждениях, их общение с внешним миром очевидно затруднено: в том же 2015-м примерно половина не умела пользоваться мобильным телефоном, 76% не освоили персональный компьютер, порядка 10% не знали шрифт Брайля.

Специфические нужды, сложности и проблемы слепоглухих людей в России до появления фонда «Со-единение» (2014) публично не обсуждались. В медицинских документах они числились как люди либо с инвалидностью по слуху, либо по зрению. Арт-терапия, реабилитация через творчество, как и другая немедикаментозная реабилитация не адаптировались широко к их нуждам, хотя адаптация, начиная с подстраивания подходов к особому состоянию здоровья и заканчивая сложностями общения для таких людей, необходима.

Известны сложности и с внедрением инклюзии для преодоления социальной изоляции людей с другими видами инвалидности, в том числе людей с ментальными особенностями.

История появления «Инклюзиона» и «Инклюзион. Школ»

В 2014 году, когда только был создан фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», член попечительского совета фонда, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов предложил поставить спектакль, рассказывающий о слепоглухих людях. В ходе работы над спектаклем режиссер принял решение вывести основных слепоглухих героев на сцену. Начались репетиции и с ними — поиски эффективных способов работы с непрофессиональными актерами, лишенными слуха и зрения, поиск технического решения, которое создавало бы на сцене доступную среду и позволяло бы слепоглухим ориентироваться на сцене и взаимодействовать со зрячеслышащими актерами и зрителями. Так появился первый инклюзивный спектакль «Прикасаемые» на основе реальных историй людей с одновременным нарушением слуха и зрения. По информации фонда, это первый в мире спектакль, где задействованы слепоглухие и «обычные» актеры на одной сцене. Позже появилась международная версия спектакля, показанная в Лондоне, Париже, Амстердаме, Брюсселе, «кругами по воде» вокруг «Прикасаемых» возникла выставка «Трогательное искусство» и был снят документальный фильм «Слово на ладони». В 2016 году постановку номинировали на «Золотую маску» как лучший спектакль-эксперимент.

«Спектакль «Прикасаемые», в котором участвовали наши первые слепоглухие герои, показал, что помимо чисто театрального продукта он еще является хорошим средством реабилитации и абилитации слепоглухих людей. В ходе репетиций улучшилось физическое и эмоциональное состояние участников, у них появились новые интересы, друзья, они стали более открытыми и уверенными в себе. Стало понятно, что театротерапия может быть востребована людьми с ограниченными возможностями здоровья и интересна профессиональным театральным режиссерам, актерам. В 2015 году фонд «Со-единение» получил грант Министерства культуры РФ на проведение инклюзивной театральной лаборатории и создание инклюзивных спектаклей по классическим произведениям. И таким образом по следам «Прикасаемых» было создано еще три инклюзивных спектакля, но уже с привлечением не только слепоглухих людей, но и людей с другими особенностями здоровья. Затем из сотрудничества с британскими коллегами родился сенсорный спектакль “Четыре ветра”, помогающий родителям лучше понять своих детей, вне зависимости от состояния их здоровья.
В ходе театральной лаборатории мы взаимодействовали с лучшими театральными вузами страны — ГИТИСом, Школой-студией МХАТ, Щукинским институтом — и создали первую образовательную инклюзивную программу по основам актерского мастерства. Все участники лаборатории хотели заниматься дальше, поэтому было принято решение создать первую театральную школу в Москве. Затем мы начали работать в регионах, и поняли, что надо создавать отдельную самостоятельную организацию, которая будет заниматься развитием инклюзивного театра в России. Так появился Центр реализации творческих проектов «Инклюзион».

Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион»

Создатели проекта решили идти в регионы — в крупные города, где театр (вообще, не только социальный) развит на высоком уровне. За основу взяли московскую обучающую программу, разработанную совместно с крупнейшими театрами, и стали искать хороших специалистов-кураторов, которые стали бы «точкой входа» и имели бы достаточно ресурсов, чтобы собрать вокруг себя сообщество и привлечь к сотрудничеству театры в регионе. «Так как мы сразу стремились к высокому уровню и качеству, все приглашенные педагоги и кураторы приглашались на платной основе. Мы стараемся мотивировать и привлекать разными способами  самых талантливых, самых включенных представителей театрального сообщества, которые не боятся экспериментов, которым интересен современный социальный и инклюзивный театр», — комментирует Татьяна Медюх.

«В Лондоне бурей оваций встретили премьеру российского спектакля «Прикасаемые», уникальной постановки, в которой участвуют слепоглухие артисты. В основе сюжета – реальные истории людей, актеры общаются со зрителями на языке пластики и жестов». /Из репортажа телеканала «Культура»/[1]


[1] В Лондоне овациями встретили премьеру российского спектакля «Прикасаемые» c участием слепоглухих артистов // «Культура», 16.10.2017. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/195986/

Сама Татьяна Медюх до прихода в программу не работала со слепоглухими людьми: «За полтора года до прихода в “Инклюзион” я увидела в Театре наций спектакль «Прикасаемые». Помню, что он меня поразил. Это казалось невероятным, что слепоглухие люди вышли на сцену. Потом, когда я уже стала работать в «Инклюзионе» и видеть закулисье этой работы, волшебство немного рассеялось. Стало понятно, что это прежде всего долгая сложная системная работа. И я все время стараюсь наш “Инклюзион”, появившийся, можно сказать, случайно благодаря неожиданному реабилитационному эффекту «Прикасаемых», превратить в системный, устойчивый и долгоиграющий проект, который поможет развитию социального театра в России и будет способствовать изменению отношения общества к иным людям». Незнание дактильной азбуки и жестового языка не мешает руководить программой: Медюх общается с актерами письменно, через чаты и социальные сети, при встрече пишет слова на ладони своего собеседника или пользуется услугами переводчика. Переводчики есть у каждого актера, и есть групповой переводчик для занятий.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы:

Основная группа благополучателей:

Люди с одновременными нарушениями слуха и зрения, в том числе как тотально слепоглухие, так и люди с остатками зрения/слуха.

Сателлитные группы благополучателей:

  • Люди с другими видами инвалидности
  • Родственники людей с инвалидностью
  • Театральные зрители
  • Театральные специалисты
  • Студенты театральных вузов

Стейкхолдеры проекта:

  • Театры в регионах
  • Региональные руководители и кураторы школ
  • Приглашенные эксперты и преподаватели обучающих модулей
  • Актеры (в том числе студенты), принимающие участие в спектаклях за плату или на волонтерских началах
  • Режиссеры, сценаристы, композиторы и другие создатели спектаклей
  • Площадки проведения отчетных спектаклей
  • Региональные НКО

Территориальный охват

  • г. Москва
  • г. Новосибирск
  • г. Казань
  • г. Екатеринбург
  • г. Санкт-Петербург
  • г. Калининград

Образовательный компонент для специалистов доступен благополучателям и из других регионов

Цели и задачи 

Цель проекта

Цель проекта: предоставление услуг в сфере реализации творческих проектов, а также в сфере творчества, культурно-просветительских, досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных услуг инвалидам, гражданам с мультисенсорными нарушениями здоровья.[1]

В цели центра входит

  • поиск новых театральных форм, выработка соответствующей методологии для различных инклюзивных групп;
  • формирование зрительского интереса к инклюзивному искусству;
  • социализация и развитие потенциала слепоглухих людей и людей с другими видами инвалидности  через творчество;
  • изменение общественного мнения в отношении людей с особенностями.

[1] Устав центра «Инклюзион». http://inclusioncenter.ru/wp-content/uploads/2018/04/Устав-АНО-Центр-реализации-творческих-проектов-Инклюзион.pdf

Задачи программы и проекта

  • проведение спектаклей, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов;
  • организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков;
  • проведение тематических вечеров, лекций, феситвалей других форм просветительской деятельности.

Описание проекта

Базовое обучение в школе длится 2-3 года. Центр постулирует общие организационные и содержательные принципы для всех школ.

Организационные принципы:

  • наличие профессионального партнера (театр, театральный вуз);
  • удобное расположение театральных  школ, высокие требования к учебным и репетиционным площадкам, площадкам для  показов;
  • финансирование инфраструктуры: переводчики для слепоглухих и глухих, оплата такси, пандусы, кофе-брейки, сопровождающие, технический персонал, декорации и реквизит и т.д.;
  • тиражирование: сеть школ (единый документооборот и попытки стандартизировать оплату и требования к педагогам, режиссерам, обмен опытом между  школами, мастер-классы).

Содержательные принципы:

  • общее художественное и эстетическое развитие студентов (помимо театральных занятий, совместные походы в музеи, кино, экскурсии);
  • совместные занятия с профессиональными артистами и студентами театральных вузов — как волонтерами, так и оплачиваемыми актерами;
  • одинаковые требования ко всем особым и обычным артистам на репетициях и показах;
  • равенство при  выплате гонораров за коммерческие показы спектаклей;
  • сочетание разных методик работы и разных средств коммуникации во время занятий  и репетиций;
  • отчетные театральные эскизы, перформансы, спектакли;
  • адаптация постановок и спектаклей для всех зрителей: жестовый и разговорный  язык, субтитры, программки и либретто на брайле, тифлосурдоперевод.

По первым итогам работы было составлено методическое пособие, которым теперь пользуются все школы проекта.

В первый спектакль «Прикасаемые» приглашали всех знакомых желающих слепоглухих. Сейчас к участию в проектах привлекают с помощью информационных рассылок по базе слепоглухих (база пополняется благодаря другой программе фонда «Со-единение» под названием «Региональное развитие», часть которой — всероссийская перепись слепоглухих людей), по учреждениям культуры и общественным организациям, работающим с людьми с ОВЗ (не только слепоглухими), размещают объявления на информационных ресурсах фонда. «Приходят все желающие, которых мы не делим по нозологиям, талантам и так далее. В ходе открытой театральной лаборатории потенциальные студенты понимают, хотят ли они заниматься в театральной школе, комфортно ли им. С первого дня создается все необходимая инфраструктура: переводчик жестового языка, индивидуальное сопровождение для слепоглухих», — говорит Татьяна Медюх.

До осени 2019 года программа работала только со взрослыми, но потом в Калининграде открылась первая детская «Инклюзион. Школа».

Спектакли, перформансы создаются с учетом возможностей и желаний актеров, содержание может меняться, дополняться прямо на занятиях.

«Например, в петербургском «Инклюзионе» долго не могли выйти на отчетный спектакль, так как там основную категорию студентов составляют не просто слепоглухие люди, а пожилые слепоглухие. И все темы, которые поднимались, как-то не находили отклика в их душе. Но однажды на одном из занятий педагог по актерскому мастерству и режиссер Александр Савчук затронул тему лошадей, и она отозвалась у участников. Так из импровизаций участников, оттолкнувшихся от материала повести Л.Толстого «Холстомер», родился отчетный спектакль школы «Ночи Холстомера».

Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион»

«У нас получился спектакль-хоровод, в котором участники существуют в едином круге, в нем постепенно выделяется Холстомер, потом князь, следом все актеры присоединяются к этому хору, а за ними — зрители, — рассказывает Александр. — Мы втягиваем их в круг. “Ночи Холстомера” — это драматический спектакль, который переплетается с перформансом, пластикой, вокалом и личными историями исполнителей».

Александр Савчук, режиссер спектакля «Ночи Холстомера»

В 2018 году фонд впервые ввел в программу «Инклюзион. Школ» образовательный компонент для специалистов: в Санкт-Петербурге прошел первый образовательный семинар для педагогов всех пяти театральных школ, а также для внешних специалистов социокультурной сферы «Создание и развитие инклюзивных театральных проектов». Семинар шел два дня, включал обмен опытом и обучение у приглашенных экспертов, в том числе из-за рубежа.

Педагоги школ, включенных в проект, постоянно учат друг друга, приезжают на мастер-классы и воркшопы, поддерживают творческий обмен.

В 2019 году «Инклюзион» в партнерстве с фондом «Искусство, наука и спорт» провел первый форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд», где образовательной программе для специалистов было уделено большое внимание.

Команда и партнеры  

Команда

  • Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион»
  • менеджмент проекта, люди с профильным высшим образованием — девять человек, включая пятерых кураторов театральных школ;
  • 20 театральных режиссеров и педагогов;
  • более 60 волонтеров: профессиональных актеров, студентов театральных вузов, сотрудников коммерческих компаний;
  • приглашенные специалисты, обладающие компетенциями по определенной теме: театральные художники, композиторы и др.

Партнеры

  • Театр наций
  • Театральные высшие учебные заведения в Москве и в регионах
  • Центр им. Мейерхольда
  • Музеи Москвы
  • Фонд «Искусство, наука и спорт» (партнер по проведению форум-фестиваля «Особый взгляд»)

И другие театральные организации, учреждения культуры и социальной защиты населения.

Ресурсное обеспечение

Единственный учредитель центра «Инклюзион» и «Инклюзион. Школ» — фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Согласно отчетности фонда «Со-единение», в 2019 году программные расходы на театральный проект распределяются следующим образом:

весь «Инклюзион» — 16 млн рублей;

театральная школа в Москве — 900 тыс. рублей;

театральные школы в регионах — 3,6 млн рублей.

Общий бюджет проекта за период 2017—2019 годы составил порядка 15 млн рублей. Изначально все школы финансировались централизованно, сейчас осваиваются модели софинансирования совместно с региональным бизнесом. Новые театральные школы открываются только с условием софинансирования 50/50 или наличием донора, заинтересованного в открытии школы в данном регионе.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Качественные результаты:

Инклюзивные до потери ощущения инвалидности у актеров постановки «Кармен», «Король Лир», «Чайка», «Женитьба», придуманные вместе с актерами «Ночи Холстомера» и уже вошедшие в классический московский репертуар «Прикасаемые» — проект «Инклюзион» меняет правила в театральном искусстве, соединяя на одной сцене людей, которые без театра не смогли бы взаимодействовать в обычной жизни. Начавшийся со спектакля с участием слепоглухих актеров «Инклюзион» вырос в сеть региональных театральных школ для людей с разными видами инвалидности и без нее, школу для театральных специалистов и первый в России форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» (прошел в октябре 2019 года).

«В современном мире социальная тематика становится все актуальнее: ее границы расширяются. Наша цель в рамках Форума-фестиваля — добиться синергетического эффекта, а именно, собрать все существующие ресурсы, профессионалов и активистов, волонтеров и просто неравнодушных людей на одной площадке для обмена опытом. Нам важно, чтобы каждый человек как личностная единица мог высказать свое мнение и быть уверенным в том, что его услышат. Форум-фестиваль “Особый взгляд” – это новые возможности, новые ресурсы и новые связи. Мы надеемся, что в будущем сможем сделать его ежегодным».

Мария Красникова, директор Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», соорганизатор фестиваля

Разработаны авторские курсы по инклюзивному образованию по направлениям «сценическая речь», актерское мастерство», «пластика и хореография», «музыкальное сопровождение» и др. Выпущено методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ. Повышено качество жизни слепоглухих студентов и студентов с другими особенностями «Инклюзион.Школы» благодаря регулярным занятиям, репетициям и выступлениям. Создана профессиональная сеть контактов для специалистов социокультурной сферы. Номинации и победы в различных творческих конкурсах: «Золотая маска», Парадельфийские игры, Inclusive art, фестиваль «Протеатр» и так далее.

Количественные результаты:

На сегодняшний день «Инклюзион.Школа» — это:

  • шесть инклюзивных театральных школ;
  • 89 студентов инклюзивных театральных школ;
  • 20 театральных педагогов и режиссеров;
  • 14 инклюзивных театральных спектаклей;
  • более 60 профессиональных актеров-волонтеров.

Оценка и внутренний аудит

Фонд регулярно проводит мониторинг эффективности школ, добавляет/исключает дисциплины, меняет график репетиций, корректирует репертуар и т.д. с учетом мнения благополучателей. В 2019 году состоялся первый выпуск студентов региональных театральных школ, в 2020-м фонд планирует провести комплексную оценку социального эффекта.

«Эффективность проекта мы рассматриваем с разных сторон. Например уже два года подряд Инклюзион проводит дискуссии и участвует в профессиональном потоке Санкт-Петербургского международного культурного форума. Для нас это показатель результативности проекта, потому что мы вышли на главную трибуну, рассказывающую о российской и международной культуре. На наши секции на форуме приходит много профессионалов. Еще одним важным результатом нашей деятельности можно назвать растущую самостоятельность наших студентов. Они начинают развивать свои собственные творческие проекты, открывают свои благотворительные или общественные организации. Конечно, у нас есть и количественные показатели эффективности. Количество спектаклей, зрителей, инклюзивных студентов, школ, гастролей, собранных средств и так далее».

Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион»

«Мы с Лешей вместе начали работать над проектом “Прикасаемые” с самых первых дней. Тогда еще не было “Инклюзиона”. Леша потом начал репетировать “Кармен”, а я — “Чайку”. Школа появилась позже. Леша стал учиться говорить голосом правильно, учился пластике, сценическому движению. Очень много дали репетиции — вдохновения, уверенности в себе. Сейчас Леша спортсмен, единственный в России слепоглухой триатлет, недавно занял первое место в триатлоне [на общероссийских соревнованиях людей с инвалидностью]. А начиналось все с этюдов “Прикасаемых”…».

Ирина Поволоцкая, актриса, о слепоглухом студенте школы Алексее Горелове (г. Москва)

«В проекте “Инклюзион” театр не средство реабилитации. Люди занимаются театральным искусством и получают реабилитационный эффект. В нашей студии есть ребята с ментальными особенностями и с физическими. В Новосибирске люди с ментальными особенностями сами делятся по интересам на закрытые группки и никогда не принимают участие в городских мероприятиях вместе с людьми без особенностей. И когда они попадают в такую среду, как в нашей школе, сразу становится заметен скачок в их социализации. Грубо говоря, они в каком-то смысле становятся “нормальными”: видят, что ко всем относятся одинаково, и начинают тянуться за теми, кто социализирован. Они становятся общительными, понимают, что нужно расставлять и убирать стулья перед/после занятий, приносить печенье или что-то еще для своих друзей-актеров. Родственники и члены семьи, как правило, не ждут от них, что они будут заботиться об окружающих, а тут они начинают это делать. Есть те, кто после попадания в школу почувствовал острое желание изменить свою жизнь, они впервые ищут работу. Вот недавно у нас девушка устроилась работать на склад в аэропорту».

Ольга Стволова, помощник режиссера в «Инклюзион. Школа. Новосибирск» (г. Новосибирск)

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

По информации фонда, «Прикасаемые» — первый в мире спектакль, где задействованы слепоглухие и «обычные» актеры на одной сцене. «Инклюзион. Школа» — первый опыт социального театра, объединяющего людей с любыми видами инвалидности (в отличие от давно существующих театров с актерами только с синдромом Дауна и др.), а также людей из других социально-незащищенных групп населения. Кроме того, «Инклюзион. Школы» — первые театральные инклюзивные школы для слепоглухих. Проект имеет передовой опыт обучения слепоглухих людей театральному искусству и уже передает знания на его основе театральным специалистам.

Вызовы и решения

«Инклюзион» все еще доказывает окружающим, прежде всего стейкхолдерам программы, ценность творческой реабилитации и перспективность творческих проектов с включением людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральное сообщество и региональные драматические театры не всегда разделяют идеи социального искусства и «Инклюзиона» в частности. «Даже в Петербурге один известный современный театр отказался предоставлять нам площадку за деньги, директор объяснил это тем, что не хочет, чтобы у зрителей его театр ассоциировался с социалкой, инвалидами. Вообще в нашем обществе слово “социальный” окрашено негативом и ассоциируется с чем-то бедным, постыдным», — приводит пример Татьяна Медюх. В конце октября 2019 года «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и фонда «Со-единение» совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» организовали первый форум-фестиваль социального  театра «Особый взгляд» с участием не только отчетных спектаклей всех «своих» школ, но и со сторонними постановками на острые и важные темы: инклюзия, бедность, бездомность, насилие, сиротство. Основная цель фестиваля — привлечь внимание общества к таким темам, показать, что социальный театр есть, он развивается и что загонять его на обочину искусства уже не получится. В экспертный совет фестиваля вошли известные российские деятели культуры: Александр Адабашьян, Юлия Ауг, Алена Бабенко, Виктор Рыжаков, Софья Апфельбаум, Елена Польди и другие. В фестивале участвовали более 300 актеров, режиссеров, педагогов. «Особый взгляд» приняли на своих площадках Театр наций, ММОМА, Центр имени Мейерхольда и другие московские культурные пространства.

Планы дальнейшего развития 

К 2022 году организаторы планируют трансформировать «Инклюзион.Школу» в грантовую программу по поддержке региональных социокультурных проектов, направленных на работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также включить модули по социальному и инклюзивному театру в образовательные программы ведущих театральных вузов.

Советы и рекомендации

Внимательно и тщательно выстраивать отношения со всеми стейкхолдерами, вовлекать в создание театральных инклюзивных проектов, подобных региональным школам «Инклюзиона», как можно больше заинтересованных сторон.

«В проекте “Инклюзион” театр не средство реабилитации. Люди занимаются театральным искусством и получают реабилитационный эффект. В нашей студии есть ребята с ментальными особенностями и с физическими. В Новосибирске люди с ментальными особенностями сами делятся по интересам на закрытые группки и никогда не принимают участие в городских мероприятиях вместе с людьми без особенностей. И когда они попадают в такую среду, как в нашей школе, сразу становится заметен скачок в их социализации. Грубо говоря, они в каком-то смысле становятся “нормальными”: видят, что ко всем относятся одинаково, и начинают тянуться за теми, кто социализирован. Они становятся общительными, понимают, что нужно расставлять и убирать стулья перед/после занятий, приносить печенье или что-то еще для своих друзей-актеров. Родственники и члены семьи, как правило, не ждут от них, что они будут заботиться об окружающих, а тут они начинают это делать. Есть те, кто после попадания в школу почувствовал острое желание изменить свою жизнь, они впервые ищут работу. Вот недавно у нас девушка устроилась работать на склад в аэропорту».

Ольга Стволова, помощник режиссера в «Инклюзион. Школа. Новосибирск» (г. Новосибирск)

Документы проекта

 Устав центра «Инклюзион»

Публикации о проекте

  1. Легко ли быть не таким?// Новая газета 6.11.2019 https://novayagazeta.ru/articles/2019/11/06/82622-legko-li-byt-ne-takim
  2.  В Москве пройдет первый в России форум-фестиваль социального театра // Сноб, 15.10.2019. https://snob.ru/news/183966/
  3. Как социальный театр избавляет общество от страхов? // Такие дела, 26.09.2019. https://takiedela.ru/news/2019/09/26/socialnyy-teatr/
  4. «Ночи Холстомера» — спектакль, сыгранный идеальными актерами// Первый канал Санкт-Петербург 24.04.2019 http://www.1tvspb.ru/event/_Nochi_Holstomera_spektakl_sigrannij_ideal_nimi_akterami_/
  5. В Лондоне овациями встретили премьеру российского спектакля «Прикасаемые» c участием слепоглухих артистов // «Культура», 16.10.2017. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/195986/

Скачать кейс в pdf