Программа подготовки людей разных профессий к преподаванию в школах, трудоустройство этих учителей в городские, сельские, поселковые школы России на два года с возможностью остаться в школе/в системе образования и после окончания программы, создание сообщества талантливых учителей из числа специалистов с непедагогическим образованием.
Направления поддержки
Поддержка образования
Благополучатели
- Ученики школ в небольших городах России и на селе
- Небольшие городские, сельские и поселковые общеобразовательные школы
- Новые учителя — люди, решившие сменить специальность и пройти переподготовку по профессии учителя
Язык: русский
Период реализации: с 2015 по настоящее время
Статус: действующий
Дата актуализации: 02.12.2019
Контакты
Светлана Примакова, руководитель направления «Коммуникации» фонда «Новый учитель»
Адрес: 127006 г. Москва Садовая-Триумфальная ул., 16, стр. 3
Сайт проекта
https://uchitel.ru
Социальные сети
Видео О проекте https://www.youtube.com/watch?v=5SNN7O2ZG44
Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель»
Социальный вызов и причины инициации проекта
Актуальность социальной проблемы
Из доклада Экспертного совета по малым территориям: «Из 46 234 общеобразовательных школ в России 28 222 находятся в сельской местности. Однако из 15 474 357 школьников лишь 3 789 806 обучаются на малых территориях. Важнейшим вопросом является кадровый: старение преподавательского состава, отсутствие мотивации для молодых учителей, проблема квалификации преподавательского состава, несовершенство системы переподготовки. Остро стоит вопрос с тарифами и подушевым финансированием – низкая загруженность сельских школ при современной системе оплаты труда преподавателей приводит к обнищанию сельских работников образования и, как следствие, отсутствию притока молодых кадров преподавательского состава в сельскую местность.
Школы стремительно стареют. В сельской местности на данный момент в среднем только 10% молодых педагогов, еще 20% – это предпенсионный возраст, 70% –пенсионеры. Почему не едет молодежь? Очень низкая заработная плата, немногим выше прожиточного минимума. В итоге сельская школа оказывается просто на грани выживания, так как действует принцип: «нет детей, нет и денег».
На малых территориях затруднен доступ жителей к привычным для большинства российских детей городским, областным и федеральным конкурсам, наблюдаются проблемы с развитием системы дополнительного образования для детей из-за дефицита соответствующих кадров».[1]
[1] Образование в малых городах и селах: проблемы и решения // rusregions.com http://rusregions.com/obrazovanie-v-malykh-gorodah-i-selah/
Мы делаем “Летний институт”, чтобы у новых участников появилась возможность не только в теории узнать педагогику, но и отрабатывать практические навыки. Лагерь “Территория лета” — важная часть этого процесса. Лагерь устроен так, что участники работают 12 дней по 13 часов, проводят уроки по-новому, ведут внеурочную деятельность, видят, как работает Совет школы. Мы много и неформально общаемся с детьми — они могут говорить про школу, про уроки и жизненно важные дилеммы, которые волнуют взрослых, подростков и детей. Это важная обратная связь для всех сторон — и для учителей в их будущей работе, и для детей, которые понимают, что их мнение ценно для взрослых. Многие выпускники педвузов задаются вопросом «Почему нас никто этому в университете не учил?»
Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта
Целевая аудитория (благополучатели) программы
Основная группа благополучателей:
Дети — учащиеся небольших городских, поселковых и сельских школ России
Сателлитные группы благополучателей:
- Небольшие городские, сельские и поселковые общеобразовательные школы
- Новые учителя — люди, решившие сменить специальность и пройти переподготовку по профессии учителя
- Действующие учителя школ, решившие пройти программу переподготовки и освоить новый подход к образованию
Стейкхолдеры программы:
- Районная администрация
- Администрация районных школ
- Родители учеников
То, где ребенок родился, в городе или в маленьком селе, и какой социальный капитал у него есть — это во многом определяет сам шанс на развитие и самореализацию. От этого зависит вся дальнейшая жизнь — и только школа и учителя могут стать началом важных перемен.
Территориальный охват
- Московская область
- Новгородская область
- Нижегородская область
- Тамбовская область
- Воронежская область
- Калужская область
Цели и задачи
Цель проекта
дать импульс обновлению и развитию системы образования в России путем направления в школы, где у детей меньше образовательных и познавательных возможностей по сравнению с ровесниками из благополучных городских школ, талантливых специалистов, изучивших систему образования изнутри. Миссия программы — искать, трудоустраивать и поддерживать учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом. «Мы верим, что в союзе с региональными школами, вступающими с нами в плодотворное партнёрство, дети из самых разных уголков России, вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий, будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать самых смелых своих целей», — гласит официальный сайт фонда «Новый учитель» и программы «Учитель для России».[1]
[1] Официальный сайт программы «Учитель для России» https://uchitel.ru/about/mission-and-history/
Задачи программы и проекта
- отбор желающих стать «Учителями для России» из числа людей непедагогической профессии, а также из числа действующих школьных учителей
- переподготовка для работы учителями в небольших школах с недостаточными образовательными возможностями для детей
- кураторская и методическая поддержка новых учителей, помощь в адаптации в школе
- мониторинг успехов учителя и его аттестация по итогам двухлетнего участия в программе
- постпрогаммная поддержка проектов выпускников
Описание проекта
История инициации программы
Студентки СПбГУ Алена Маркович и Елена Ярманова в 2013 году придумали адаптировать к реалиям России международную модель Teach for all — переподготовки специалистов престижных вузов для работы в непрестижных школах. Teach for all вдохновляла учеников этих «средненьких» учебных заведений, давая им равный с их более удачливыми ровесниками из других школ шанс получить знания и поступить в хорошие вузы, а новым учителям показывала другую жизнь и давала неожиданную — и, как правило, успешную — самореализацию.
В 2015 году проект «Учитель для России» официально поддержал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Команда программы вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ разработали программу обучения педагогике для будущих учителей из непедагогических профессий. Пилотный набор из 40 учителей был поддержан благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка России.
Создатели программы вспоминают, что их истоки не только в Teach for all, но и в дореволюционном опыте развития в Российской империи земств и земских школ, в которых преподавала активная интеллигенция.
«Я осталась в школе, потому что тут можно ещё много всего сделать. Мне хотелось продолжить работу с этими же детьми. За первые два года было потрачено так много сил на то, чтобы понять контекст и среду, что интересно остаться и ещё поработать».
Желающие стать учителями проходят четыре этапа испытаний: отбор онлайн-заявок и мотивационных эссе, скайп-собеседование с командой проекта, очный тур с упражнениями и собеседование с методистом по предмету, который претендент хочет преподавать. При условии хороших знаний можно выбирать любой предмет, а не только «профильный» по своему диплому: юрист может преподавать литературу, журналист — биологию и так далее.
Те, кто успешно прошел четыре этапа, получают доступ к программе матрикуляции – вводной программе-знакомстве с проектом. После этого начинается переподготовка в Летнем институте от НИУ ВШЭ, которая длится пять недель. Это выездной интенсивный курс, включающий изучение федеральных государственных образовательных стандартов, годового и поурочного планирования, а также педагогических технологий, практик внимательности, психологических аспектов профессии. По окончании Летнего института будущий педагог выбирает школу из тех, которые участвуют в программе и имеют нужные вакансии. В рамках Летнего института проходит в том числе лагерь «Территория лета» с участием детей — так и происходит знакомство учителей с теми, кому им предстоит преподавать.
Обучение самого учителя на Летнем институте не останавливается: ежемесячно он проходит сессии, лекции, воркшопы, занятия с методистами, а по истечении двух лет участия в программе защищает выпускную аттестационную работу для получения диплома НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке.
Если для работы в школе приходится переехать (а это практически всегда так), то программа компенсирует аренду жилья все два года в размере 15 тыс. рублей ежемесячно. В школы распределяют не по одному новому учителю, а, как правило, командами от трех человек — для облегчения адаптации самих учителей. Руководство школ-участников программы давно готово и привычно к приезду новичков. Все два года каждого учителя сопровождает методист-предметник из числа опытных работников сферы образования, его задача — помогать конвертировать знания учителя в легкоусваиваемый учебный материал. В каждом наборе и каждом регионе есть куратор для помощи в адаптации и учителю, и школе. Кураторы — сами выпускники предыдущих наборов. На второй год участия в программе учитель определяется со своей дальнейшей карьерой, и если он решает остаться в системе образования в каком-либо качестве, то у него появляется ментор, ему обеспечивают встречи с интересными бизнес-экспертами, чтобы помочь составить собственный карьерный трек.
«Учителя для России» могут преподавать любые предметы, становиться классными руководителями, завучами, брать на себя общественную внеурочную нагрузку в школе. Как говорят организаторы, бывает, что новым учителям предлагают должности завучей по воспитательной работе. Помимо учительской зарплаты, участники программы получают стипендию — 20 тыс. рублей ежемесячно.
В программе нет возрастного ценза и требований к наличию предыдущего педагогического опыта. Необходимо только иметь законченное высшее образовании, то есть подавать заявку можно, начиная с выпускного курса высшего учебного заведения и старше. И еще нужно быть готовым к переезду из города-миллионника в малый город или сельскую местность. Поддержка рассчитана на два года, по окончании срока учителей «выпускают в жизнь», они сами определяются с дальнейшим местом работы.
Суть программы состоит в гуманистическом подходе к учебе: чем лучше внутришкольный климат, тем выше мотивация детей (и учителей) к учебе и, следовательно, лучше успеваемость. Новые учителя призваны именно показать дружелюбное отношение к детям, часто непривычное для самих детей, сделать свой предмет «живым», вдохнуть жизнь в давно едущие по накатанной школьные процессы, сделать так, чтобы дети поверили в себя и свои силы.
Команда и партнеры
Команда
Команда программы состоит из 78 сотрудников, включая руководителей направлений, менеджеров, рекрутеров, кураторов, и методистов программы.
Партнеры
- Институт Образования НИУ ВШЭ
- Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»
Ресурсное обеспечение
Финансовые ресурсы
Бюджет программы в 2017—2018 гг., согласно отчету фонда «Новый учитель»[1], составил 179 млн рублей. «Учитель для России» — единственная программа фонда.
В 2019 году фонд запустил еще одну программу «Одинаково разные» — проект по адаптации детей инофонов в массовой школе. Проект пилотируется в Калужской области.
[1] Учитель для России. Годовой отчет 2017/2018. С. 29: https://uchitel.ru/uploads/2019/03/UdR_godovoi-otchet-2017-2018.pdf
Технологические и материальные ресурсы
Фонд не привносит в школы дополнительные материально-технические возможности. Учителя адаптируются к условиям, существующим в каждом классе.
Достигнутые результаты
Непосредственные результаты
В программе «Учитель для России» участвуют 78 школ. На данный момент (2019) в программе 182 выпускника, 175 действующих учителей, в сезон 2018-2019 гг. было принято 2668 заявок. По оценке команды проекта, новые перспективы открылись перед более чем 20 тысячами учеников в 2019 году. Около 30% выпускников программы остаются работать в школах-партнерах и 100% — в сфере образования.
С начала работы программы среди учащихся школ-партнеров: 1637 участников олимпиад, конференций, конкурсов; 498 победителей олимпиад, конференций, конкурсов; 80%детей говорят, что им интересно на уроках учителей-участников программы (по результатам анонимного опроса Tripod); 4745 детей посещали внеклассные занятия.
«У меня произошла переоценка ценностей. В Новорусаново своеобразный социальный контекст. Большинство жителей русские, но сюда часто приезжают цыгане. Также тут живут семьи староверов, которым не нравятся некоторые общественные устои — например, они против электронной обработки информации, поэтому их дети не входят в электронную базу школы. Дети цыган числятся в школе, но ходят бессистемно и часто остаются на второй год. Их родители часто не умеют писать и читать, могут только считать. В детстве меня пугали: «Одна не ходи, цыгане заберут». Этот бессмысленный страх жил во мне. Кто бы мог подумать, что спустя много лет я буду преподавать цыганским детям? Жизнь дает мне возможность по-настоящему все увидеть и ощутить. Дети очень необычные: житейски взрослые и ограниченные во многом другом. Мне интересно все: их культура, нравы. Я хорошо с ними контактирую, и это бесконечное взаимообучение на разных уровнях».
Социальные результаты
Внутренняя оценка
Эффективность учителей и атмосферу в классах по промежуточным итогам их работы менеджеры программы оценивают по семи категориям: «поддержка и забота», «вовлечение и уважение», «интерес», «объяснение», «закрепление и систематизация», «требовательность», «управление классом». Замеры производят с помощью анонимного опросника Tripod.
Отличительные особенности и передовой опыт проекта
Программа «Учитель для России» — единственная в России адаптация международной программы Teach for all и единственная в своем роде в стране программа переквалификации людей непедагогических специальностей в учителя для целенаправленной работы в нуждающихся школах.
«Я хочу учиться. Если я не буду заниматься, то не смогу размышлять, не стану грамотным, а значит, не смогу поступить в университет, меня не примут на работу. На уроках Анастасии Александровны мне интересно, я записываю и запоминаю. Я точно знаю, где могу применить свои знания в реальной жизни. Я стараюсь, потому что уверен, что наше поколение — это будущее нашей страны».
Вызовы и решения
В процессе адаптации бывают единичные случаи перевода в другую школу, например, если участник программы изначально хотел уехать в глушь подальше от цивилизации, а потом понял, что не справляется с такой жизнью, или если с администрацией школы происходит неразрешимый конфликт. По оценке команды программы, таких случаев 1-2 на 100 человек.
«Я восхищаюсь смелостью той молодёжи, которая пришла в проект! Они научат детей тому, чему не могут научить учителя старшего поколения, — современному восприятию мира, тем навыкам, которые пригодятся».
Планы дальнейшего развития
В перспективе создатели программы планируют охватить до 10-15% школ в рабочих регионах, нарастить новыми учителями до 10% педагогического состава в «своих» школах и обеспечить соотношение 100 учителей на 1 млн жителей.
В 2017–2018 году был разработан новый тип грантов для поддержки выпускников, желающих продолжить работу в региональной школе-партнёре на третий год. C сентября 2018 года получателями гранта стали 6 выпускников программы. В 2019 году уже 13 человек получили стипендию на третий год.
Советы и рекомендации
- В возможных аналогичных программах переподготовки и поддержки учителей, учитывая опыт «Нового учителя», стоит уделять внимание не только методической проверке знания предмета и контролю качества преподавания, но и психологической поддержке самого учителя в его адаптации в школе.
- Следуя образцу «Учителя для России», стоит принимать во внимание стоящий во главе угла гуманистический подход, формулирующийся как: «Каждый ребенок станет автором своей жизни». «Под термином “авторство” мы подразумеваем способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим. Мы верим, что образовательный процесс должен вести к тому, чтобы ребёнок легко лавировал среди доступной ему информации, умел сопоставлять и анализировать, общаться и сотрудничать, запрашивать помощь там, где она ему необходима, и лидировать в тех процессах, где он успешно разобрался», — говорится в описании программы.
Документы проекта
Описание образовательной программы https://uchitel.ru/for-participants/education/?fbclid=IwAR1xits5bg192vglTF_L_5VDvz_JqrH9-evJVMLBTDWOuNn-CH_aHaPimHw
Публикации о проекте
- «Познер». Гость Ярослав Кузьминов. Выпуск от 14.10.2019. https://www.1tv.ru/shows/pozner/vypuski/gost-yaroslav-kuzminov-pozner-vypusk-ot-14-10-2019
- Саша Шведченко. «Мы выбираем школы с низкими показателями ЕГЭ». Зачем молодые люди едут преподавать в провинцию // Мел. https://mel.fm/uchitelya/1497520-province_teacher
- Александра Гришина. Все на одного // Такие Дела, 31.05.2019. https://takiedela.ru/2019/05/vse-na-odnogo/
- Детей из российской глубинки научат создавать бренд села // Strelka Mag, 15.07.2019. https://strelkamag.com/ru/news/festival-glubinki
- «У меня синдром фронтовика»: молодая учительница о сложностях работы с детьми, педагогами и родителями // TJ, 15.05.2019. https://tjournal.ru/stories/97071-u-menya-sindrom-frontovika-molodaya-uchitelnica-o-slozhnostyah-raboty-s-detmi-pedagogami-i-roditelyami