Цифровое равенство

Интегрированная социальная программа «Цифровое равенство» – комплексная программа федерального масштаба в области устойчивого развития, цель которой – улучшить качество жизни миллионов жителей России, устраняя цифровые барьеры и обеспечивая доступность связи, современных цифровых решений и сервисов в первую очередь для таких социально незащищенных групп населения, как люди старшего поколения, воспитанники детских домов, дети из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями и многих других.

Направления поддержки

  • Поддержка образования
  • Социализация незащищенных групп населения
  • Поддержка талантливой молодежи

Благополучатели

  • Воспитанники и выпускники детских домов и интернатов
  • Дети из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
  • Дети, воспитывающиеся в приемных семьях
  • Дети с особыми потребностями
  • Дети школьного возраста
  • Старшеклассники, студенты и молодые специалисты
  • Молодые социальные предприниматели
  • Люди старшего поколения
  • Люди с ограниченными возможностями здоровья

Язык: русский

Период реализации: с 2015 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты
Наталья Белошицкая, Руководитель Отдела социальной политики и специальных проектов Департамента внешних коммуникаций

Тел.: +7 499 999 8 000, доб. 1376

Сайт проекта
https://www.company.rt.ru/social/programms/education/

Социальные сети

Видео https://vk.com/video-181633415_456239018

Проект ПАО «Ростелеком»

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Актуальность социальной проблемы 

По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2015 году ежедневно выходили в Интернет 55% россиян от 18 лет и старше или более 63 миллионов чел. Количество пользователей интернета в России превышает 78 миллионов чел. «Российская аудитория интернета – крупнейшая в Европе, превышает 80 миллионов пользователей, из них 62 миллиона человек выходят в онлайн ежедневно» (из выступления Президента РФ В.Путина на Первом российском форуме «Интернет Экономика», 22.12.2015).

Большая часть интернет-пользователей среди взрослых россиян по оценке компаний ФОМ и TNS сосредоточена в Москве и других крупных городах – более 76%. При этом более 4 000 000 граждан России, проживающих в малых городах и селах, оказались ущемлены в своих правах, не имея прямого доступа в Интернет и, соответственно, к целому комплексу актуальных, а порой жизненно необходимых сервисов.

Национальный проект «Устранение цифрового неравенства», реализуемый при участии «Ростелеком», призван дать равные цифровые возможности всем гражданам страны, включая жителей малых городов и сел. Проект реализуется на основе широко распространенный в мире механизма обеспечения повсеместной доступности для всех граждан страны минимальным набором услуг связи, что, тем не менее, открывает новые возможности для повышения качества жизни даже в отдаленных регионах России.

Внешние причины инициирования

ПАО «Ростелеком» является единственным федеральным оператором универсального обслуживания на всей территории страны до 2024 года. За это время действия государственного контракта «Ростелеком» должен обеспечить по всей стране более 21 тысячи пунктов коллективного доступа в Интернет, а также предоставить услуги передачи данных на скорости не менее 10 Мбит/с в точках доступа, расположенных в 14 тысячи населенных пунктов страны с численностью населения от 250 до 500 человек, а это более 4 миллионов человек. Для решения поставленной государством задачи «Ростелекому» предстоит обеспечить строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) общей протяженностью более 200 тысяч километров. Высокоскоростной Интернет должен появиться во ВСЕХ населенных пунктах Российской Федерации. 13 мая 2014 года с компанией «Ростелеком» был подписан десятилетний контракт на оказание УУС. Первая такая точка доступа в интернет была установлена 17 февраля 2015 года в деревне Михайловское Костромской области.

Внутренние причины инициирования

Став федеральным оператором универсального обслуживания (26 марта 2014 года вышло Распоряжение Правительства РФ №437-р о возложении обязанности по оказанию универсальных услуг связи на ОАО «Ростелеком» с 1 апреля 2014 года), «Ростелеком» приступил к разработке Интегрированной социальной программы «Цифровое равенство», призванной усилить социальные эффекты реализации федеральной программы информатизации и обеспечить дополнительное положительное влияние компании на качество жизни населения во всех регионах реализации программы.

Концепция Программы «Цифровое равенство» объединила в себе три составляющие деятельности компании: технологическое развитие (высокоскоростные точки доступа в Интернет, доступные всем желающим), социальное воздействие (стимулирование использования предлагаемых технологий местным населением, решение проблемы «последней мили» пользователя, повышение качества жизни населения благодаря использованию современных цифровых сервисов и решений), развитие ключевых направлений деятельности компании (тарифы, контент и дополнительные сервисы).

Подготовка механизмов реализации Программы осуществлялась до конца 2014 года. В 2015 году был сформирован первый проектный контур Программы (были определены базовые механики реализации, первичная география, необходимые ресурсы и т.п.). По итогам реализации Программы в 2016 и 2017 годах программа прошла несколько циклов актуализации и в 2018 году вышла на плановый уровень своей реализации на практически всей территории присутствия компании. В 2019 году Программа должна продемонстрировать полное раскрытие заложенного в нее потенциала и стать ведущей практикой в отрасли.

«Ростелеком» уделяет большое внимание своим программам социальной ответственности. Мы уверены, что об уровне развития общества можно судить, прежде всего, по положению самых слабых – социально незащищенных категорий населения. Мы также считаем наиболее верной стратегией развитие проектов, устремленных в будущее, создающих качественные стартовые условия для подрастающего поколения. В современном мире, сложном и быстро меняющемся, наилучшей инвестицией в развитие, в будущее является поддержка образования

Юлиана Соколенко, заместитель директора департамента внешних коммуникаций ПАО «Ростелеком»

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) 

Основные группы благополучателей:

  • Воспитанники и выпускники детских домов и интернатов
  • Дети из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
  • Дети, воспитывающиеся в приемных семьях
  • Дети с особыми потребностями
  • Дети школьного возраста
  • Старшеклассники, студенты и молодые специалисты
  • Люди старшего поколения
  • Люди с ограниченными возможностями здоровья

Сателлитные группы благополучателей:

  • Волонтеры – сотрудники «Ростелекома»
  • Волонтеры и волонтерские объединения
  • Сотрудники партнеров проектов программы
  • Молодые социальные предприниматели

Стейкхолдеры:

  • Педагоги дополнительного профессионального образования
  • Сотрудники детских домов и интернатов
  • Кураторы воспитанников и выпускников детских домов и интернатов
  • Семьи приемных детей 
  • Сотрудники региональных органов социальной защиты
  • Сотрудники специальных образовательных учреждений различного уровня
  • Представители региональных администраций
  • Чиновники органов местного самоуправления
  • Представители институтов развития и поддержки социальных инноваций

Одна из перспективных задач «Ростелекома» – привлечь внимание школьников к потенциалу современных информационных технологий и создать для подрастающего поколения новые возможности развития в этой области. Мы уверены, что по результатам нашего сотрудничества с Фондом новых форм развития образования вырастет количество молодых людей, имеющих знания и навыки, которые позволят им в будущем стать успешными профессионалами в сфере IТ.

Михаил Осеевский, Президент ПАО «Ростелеком»

Территориальный охват

г. Москва
АдыгеяМосковская обл.
Алтайский крайМурманская обл.
Амурская обл.Ненецкий АО
Архангельская обл.Нижегородская обл.
Астраханская обл.Новгородская обл.
БашкортостанНовосибирская обл.
Белгородская обл.Омская обл.
Брянская обл.Оренбургская обл.
БурятияОрловская обл.
Владимирская обл.Пензенская обл.
Волгоградская обл.Пермский край
Вологодская обл.Приморский край
Воронежская обл.Псковская обл.
ДагестанРеспублика Алтай
Еврейская АОРостовская обл.
Забайкальский крайРязанская обл.
Ивановская обл.г. Санкт-Петербург
ИнгушетияСаратовская обл.
Иркутская обл.Саха (Якутия)
Кабардино-БалкарияСахалинская обл.
Калининградская обл.Свердловская обл.
КалмыкияСеверная Осетия
Калужская обл.Смоленская обл.
Камчатский крайСтавропольский край
Карачаево-ЧеркесияТамбовская обл.
КарелияТатарстан
Кемеровская обл.Тверская обл.
Кировская обл.Томская обл.
КомиТульская обл.
Костромская обл.Тыва
Краснодарский крайТюменская обл.
Красноярский крайУдмуртия
Курганская обл.Ульяновская обл.
Курская обл.Хабаровский край
Ленинградская обл.Хакасия
Липецкая обл.Челябинская обл.
Магаданская обл.Чувашия
Марий ЭлЧукотский АО
МордовияЯрославская обл.

Цели и задачи 

Цель проекта

повышение качества жизни миллионов жителей России благодаря устранению цифровых барьеров и обеспечения доступности связи, современных цифровых сервисов и решений для социально незащищенных групп населения.

Задачи проекта

  • Обеспечение доступа благополучателей к современным телекоммуникационным технологиям;
  • Повышение уровня образования благополучателей в области телекоммуникаций;
  • Социализация благополучателей и применение ими полученных знаний и навыков на практике;
  • Поддержка проектов в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развитию личности;
  • Реализация проектов, включая партнерские, направленных на развитие научно-технического творчества и самореализацию детей и молодежи;
  • Поддержка через проекты программы общественно значимых молодежных инициатив.

Описание проекта

Интегрированная социальная программа «Цифровое равенство» на протяжении последних лет является ключевой и самой масштабной программой компании, способствующей устойчивому развитию и достижению целей благо­твори­тель­ной деятельности и социальных инвестиций «Ростелекома» с помощью информационных технологий и сопутствующих решений.

В концепции программы «Цифровое равенство» заложено понимание, что обеспечение доступа пользователю к Интернет, как показал опыт компании, не решает проблему использования им даже сервисов, относящихся к обязательным (базовым), либо экстренным. Причина в неготовности пользователей использовать предложенное абонентское решение в силу уровня образования, социальной позиции, профессиональной компетентности и ряда других причин.

Данную проблему компания определила как «последнюю милю пользователя». Устранение проблемы использования абонентом предлагаемых сервисов неминуемо запустит процесс его погружения в технологию и инициирует запрос на дополнительные решения и профильный контент, что лежит в логике ключевой деятельности компании. В такой модели компания проходит с абонентом три ключевых шага – «обеспечение доступа к технологии» – «начало использования технологии/решения» – «формирование запроса на новые сервисы и решения компании».

Базисом программы «Цифровое равенство» стало стремление «Ростелеком» оказать системное влияние на повышение качества жизни в тех регионах и территориях, где компания в соответствии с Распоряжением Правительства России организует пункты коллективного доступа в интернет – в малых городах и селах. При разработке программы «Ростелеком» учитывал, в первую очередь, интересы местных сообществ, а также всех заинтересованных сторон, участвующих в программе, либо способствующих реализации проектов программы. Обеспечивая технологическое решение и предоставляя адресные пользовательские решения компания, в полном соответствии с принципами социального партнерства, на этапе решения задачи «начало использования технологии/решения» активно вовлекает в реализацию программы сотрудников, органы власти, местные сообщества, профессиональные объединения и другие заинтересованные стороны.

Проекты программы «Цифровое равенство» направлены на улучшение качества жизни конкретных благополучателей за счет реализации компанией следующих ключевых направлений деятельности:

  • обеспечение доступности связи и технологий;
  • подключение к интернету удаленных малообеспеченных пунктов;
  • подключение к интернету детских учреждений;
  • предоставление бесплатного федерального номера 8-800;
  • компьютеризация детских учреждений;
  • обучение компьютерной грамотности людей старшего поколения;
  • создание и поддержка обучающих порталов;
  • дистанционное образование;
  • обеспечение безопасности в интернете (детей, пожилых людей и других групп повышенного риска);
  • профессиональная ориентация в сфере коммуникаций;
  • развитие социального предпринимательства.

Программа «Цифровое равенство» объединяет социально значимые подтвердившие свою эффективность проекты компании: «Азбука Интернета», «РОСТ», «Изучи Интернет – управляй им!», «Social Impact Award», «Интернет для учреждений социальной сферы», «Компьютеризация детских домов», «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями». В 2018 году программа «Цифровое равенство» пополнилась «цифровыми треками» федеральных проектов – «ПроеКТОриЯ», «Кванториум» и «Сириус».

Поддерживающие проекты

ПРОЕКТ «АЗБУКА ИНТЕРНЕТА»

Проект «Азбука Интернета» реализуется «Ростелекомом» на постоянной основе с 2014 года в партнерстве с Пенсионным фондом России (ПФР).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: помочь старшему поколению освоить компьютерную грамотность, научиться пользоваться интернетом, что дает возможность пенсионерам пользоваться порталами государственных услуг, общаться с друзьями и родными в социальных сетях, записываться на прием к врачам, находить в интернете полезную информацию, оплачивать товары, услуги и оставаться активными членами общества.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: проект изначально направлен на граждан серебряного возраста и людей с ограниченными возможностями. В работе проекта «Азбука Интернета» приняли участие также университеты и библиотеки, общественные центры и летние курсы при средних школах.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: очные занятия и дистанционное обучение. Очные занятия проводятся на базе образовательных центров партнера проекта – ПФР РФ и библиотек различного уровня. Занятия в учебных центрах и офисах «Ростелекома» проводят волонтеры компании в нерабочее время.

Совместно с ПФР «Ростелеком» подготовил специальное образовательное пособие для людей старшего возраста «Азбука Интернета», которое можно использовать как самоучитель при работе на компьютере и в сети интернет, так и как учебник.

ПРОГРАММА «АЗБУКА ИНТЕРНЕТА» СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ ЦЕЛОГО РЯДА СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ:

  • социализация людей̆ старшего поколения, обеспечение активного долголетия;
  • удовлетворение растущей̆ потребности пожилых людей̆ в компьютерной̆ грамотности, сокращение цифрового разрыва между поколениями;
  • обеспечение права пожилых людей̆ на использование электронных госуслуг и социальных интернет-сервисов;
  • формирование позитивного образа органов государственной̆ власти (gosuslugi.ru) в глазах общественности.

ПРОЕКТ «РОСТ»

Компания «Ростелеком» совместно с НКО АНО «РОСТ» в течение пяти лет реализует проект дистанционного обучения «РОСТ» – «Развитие, Образование, Социализация и Трудоустройство».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить доступ уязвимых представителей подрастающего поколения к качественному образованию с помощью технологии живого online-образования. Организовать и обеспечить постоянное функционирование процесса дополнительного образования в выбранных детских домах и интернатах путем высококачественного онлайн обучения с опытными преподавателями-репетиторами по всем предметам, которые требуются учащимся. Проект позволяет детям получить доступ к качественному индивидуальному образованию через интернет, что приводит их 0к более уверенной социализации и последующему достойному трудоустройству.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: воспитанники и выпускники детских домов и интернатов, а также дети, оставшиеся без попечения родителей̆. Проект распространился на детей в приемных семьях.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: дистанционное обучение. Для этого проекта компания разработала электронные учебники, сочетающие учебный̆ текст, интерактивные теоретические и практические материалы, видеоуроки, аудио- и видеокомментарии учителей̆.

В проекте принимают участие высокопрофессиональные преподаватели и волонтеры со всех уголков страны, которые способны качественно подготовить детей к ЕГЭ, а также преподаватели из Нидерландов, Франции и США и других стран.

ПРОЕКТ «ИТ-РОСТ»

Проект реализуется «Ростелекомом» и молодежной волонтерская организация «АЙСЕК» с 2014 года.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ознакомление старшеклассников с перспективными высокотехнологичными решениями в сфере цифровых технологий.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: школьники и старшеклассники, в проекте участвуют в качестве волонтеров сотрудники «Ростелекома», молодые специалисты, а также успешные студенты из разных стран мира.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: семинары, мастер-классы, профориентационные занятия и экскурсии для школьников на объекты связи и в центры компетенций «Ростелекома» с целью:

  • развития у школьников компетенций в сфере ИТ;
  • вовлечения школьников в орбиту «Ростелекома» с целью ранней профориентации;
  • расширение сотрудничества – специалисты «Ростелекома» дают школьникам новые курсы об инновациях в сфере телекоммуникаций, об эволюции сетей связи от телеграфа до интернета, о безопасном интернете.

Реализуя совместный проект «ИТ-Рост», AIESEC и «Ростелеком» вместе создают инновационную образовательную среду, которая соответствует как сегодняшним потребностям ИТ-компаний в высококвалифицированных специалистах, так и требованиям к выпускникам школ, желающим овладеть знаниями в области одной из самых динамично развивающихся отраслей. Проект способствует увеличению количества молодых людей, имеющих профессионально-технические знания и навыки, необходимые им для того, чтобы в ближайшем будущем стать успешными профессионалами в компаниях из ИТ-сферы.

ПРОЕКТ «ИЗУЧИ ИНТЕРНЕТ – УПРАВЛЯЙ ИМ!»

Совместный социально-образовательный проект для школьников «Ростелекома» и Координационного центра национального домена сети интернет был запущен в сентябре 2011 года и позволяет получить участникам базовые знания об устройстве и возможностях интернета в современной интерактивной форме.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • повысить уровень цифровой грамотности начинающих интернет-пользователей в современной интерактивной форме;
  • содействовать распространению знаний о глобальной сети;
  • обучить практическим навыкам использования IT-сервисов.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: школьники.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: программа дистанционного обучения и конкурсов.

Образовательный модуль проекта в доступной игровой форме представляет информацию об устройстве интернета, функционировании основных ИT-сервисов, безопасном использовании сети. Также в проект входит тренировочное приложение для мобильных устройств, позволяющее совершенствовать полученные знания. По мотивам проекта проводятся ИT-марафоны и викторины, а также главное событие каждого года – Всероссийский онлайн-чемпионат по киберграмотности, в котором каждый участник может побороться за призовые места и ценные призы.

Проект состоит из нескольких важных разделов:

Образовательный портал, где в интерактивной, игровой форме представлена информация об устройстве интернета, его составных «элементах», иерархии, истории, работе главных IT-сервисов, а также о сетевой безопасности и конфиденциальности персональных данных. в данный момент в разделе «Знания»” представлены порядка 20 тематических модулей, каждый из которых состоит из 5 заданий разной сложности; часть заданий — в открытом доступе, знакомство с ними не требует предварительной регистрации на сайте проекта «Изучи интернет — управляй им».

Тренировочное мобильное приложение, позволяет закрепить полученные на портале знания в компактной форме и в удобное время. Приложение адаптировано под популярные мобильные платформы: Android и iOS и представляет собой серию из более чем 150 тестовых вопросов по следующим темам: история интернета, как устроен интернет, браузеры, интернет-сервисы, Рунет, интернет-ресурсы, интернет-культура и безопасность в интернете.

Викторина, помогает узнать интересные IT-факты увлекательной блиц-форме. Викторина проводится с 2015 года и доступна всем пользователям, зарегистрированным на сайте проекта «Изучи интернет – управляй им»; викторина также работает в офлайн-режим (не требуется постоянного подключения к интернету). На данный момент викторина состоит из 9 туров, в которой представлены порядка 250 вопросов разной сложности по следующим темам: история и устройство интернета, интернет-сервисы и ресурсы, история Рунета, интернет-культура и безопасность в интернете. Викторина предполагает соревнование 3 игроков, которые самостоятельно выбирают тему и «стоимость» вопроса, за правильный ответ игроку начисляются баллы (формат, близкий к популярной телевизионной викторине «Своя игра»)

Всероссийский онлайн-чемпионат «Изучи интернет – управляй им», в рамках которого участники проекта демонстрируют свои ИТ-знания и соревнуются за полезные гаджет-призы. Чемпионат проходит в двух категориях – «Командный зачет» и «Индивидуальный зачет», к участию приглашаются школьники до 18 лет, резиденты Российской Федерации. Чемпионат проводится ежегодно, регистрация участников начинается в августе, соревновательный длится с 1 по 30 ноября.

ПРОЕКТ «ЦИФРОВОЙ ТРЕК ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА SOCIAL IMPACT AWARD»

Social Impact Award (SIA) — международная программа развития социального предпринимательства среди молодежи, разработанная в 2010 году Венским университетом при участии международной сети центров Impact Hub.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить поддержку реализации цифровых проектов участников конкурса SIA – тех, кто хочет основать свой социальный бизнес или совсем недавно его запустил и нуждается в помощи с его развитием.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: молодые предприниматели.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: конкурсный и акселерационные треки.

Вручению премии Social Impact Award предшествует инкубационная программа, которая позволяет отследить качество социальных проектов и обозначить потенциальных стипендиатов.

В рамках данного конкурса «Ростелеком» четвертый год подряд объявляет специальную номинацию «Интернет для лучшего мира». В ней участвуют авторы проектов, которые используют интернет-технологии в качестве фундамента для создания продукта или ключевого инструмента в продвижении своих идей.

В рамках программы Impact Hub «Интернет для лучшего мира» проводятся вебинары и ИТ-поддержка для НКО. Для подготовки к конкурсу проходят открытые семинары, видео-лекции, а также мастер-классы по ключевым темам: от исследования целевой аудитории до написания бизнес-плана.

ПРОЕКТ «ИНТЕРНЕТ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

Библиотеки в жизни современного общества продолжают играть значимую роль, особенно в отдаленных регионах. В то же время очень остро стоит проблема пополнения библиотечных фондов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечение учреждений социальной сферы высокоскоростным интернетом.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: создана и развивается Платформа информационно-библиотечных центров (ИБЦ) – это комплексная автоматизированная информационная система. Система включает в себя: электронную библиотеку, единую систему построения отчетности, плеер электронного контента и т. д. Платформа обеспечивает возможность доступа и работы с различными типами образовательных ресурсов: учебники, книги, периодические издания, научно-популярные издания, словари и методические пособия. Предусмотрена возможность воспроизведения содержания на персональных и планшетных компьютерах в онлайн- и офлайн-режимах.

ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

Высокий̆ уровень цифровой̆ грамотности является важным фактором как в социализации, так и выработке необходимых навыков для профессионального роста. Проект «Компьютеризация детских домов» предоставляет детям технику и связь ради создания условий для усвоения необходимых актуальных знаний.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: способствовать формированию у школьников умения решать различные практические задачи посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, ИКТ-инструментов и открытых источников информации, которые будут полезны для них в выборе будущей̆ профессии.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: школьники.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: обеспечение доступа к Интернет на плановой и внеплановой основе. «Ростелеком» в рамках проекта «Компьютеризация детских домов» предоставляет детям компьютерную технику и средства связи для получения необходимых актуальных знаний. Это способствует формированию у школьников умения решать различные практические задачи посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, ИКТ-инструментов и открытых источников информации, которые будут полезны для них при выборе будущей профессии.

ПРОЕКТ «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Программа дистанционного обучения была создана в 2010 году. Благодаря проекту «Ростелекома» «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями» ребята с ограниченными возможностями изучают школьную программу на дому.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: обучение детей̆ с ограниченными возможностями и их социальная адаптация, позволяющая реализовать себя, получить качественное образование и общаться со сверстниками.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети с особыми потребностями.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: программа дистанционного обучения. Преодоление препятствий при обучении детей̆ с ограниченными возможностями здоровья – это важная социальная и гуманитарная задача. Решить ее помогают современные телекоммуникационные технологии, которые позволяют наладить общение в системе «ученик–учитель–сверстники» вне зависимости от их физического местоположения.

Учителя-участники проекта проходят специальные курсы, чтобы овладеть навыками дистанционного преподавания школьных предметов. Процесс обучения проходит в режиме реального времени при помощи интерактивной видеосвязи, во время которой преподаватели контролируют знания учащихся и оценивают их.

Благодаря подключению к интернету от «Ростелекома» дети с особыми потребностями могут изучать школьную программу на дому. Компания предоставляет каждому участнику проекта специальный̆ комплект оборудования для обучения: компьютер, принтер, графический̆ планшет, цифровой̆ фотоаппарат, микрофон, наушники, сканер, цифровой̆ микроскоп и набор для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений.

Дети обучаются по специальным программам, предусматривающим связь с преподавателями в реальном времени. Те, в свою очередь, обладают высокой̆ квалификацией̆, необходимыми знаниями и методиками для работы с детьми с ограниченными возможностями. Кроме того, были организованы высокоскоростные каналы связи для доступа к учебно-методическим и сервисным ресурсам Регионального ресурсного центра дистанционного образования. Планируется дальнейшее развитие проекта и масштабирование лучших практик, выработанных в ходе реализации проекта, на территории всей территории присутствия компании.

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «РОСТЕЛЕКОМА» И ВСЕРОССИЙСКОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФНАВИГАЦИИ «ПРОЕКТОРИЯ» – «РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ «ИТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» (ранее – «Будущие интеллектуальные лидеры России») объединяет экспертов крупнейших российских компаний и вузов, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: содействие профориентации школьников через привлечение к участию в решении современных технологических задач от «Ростелекома», других крупных компаний и инженерных вузов; повышение престижа технологических профессий, содействие росту осведомленности школьников в области информационных и телекоммуникационных технологий.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ: старшеклассники, победители олимпиад и участники мероприятий, нацеленных на инженерное, научно-техническое и естественнонаучное развитие, педагоги дополнительного образования.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: открытые уроки, фестивали профессиональных проб («ПрофПроб»), а также итоговый форум в г. Ярославле.

В рамках проекта ведущие сотрудники «Ростелекома» проводят уроки профессиональной ориентации для учеников выпускных классов в рамках профориентации старшеклассников. В доступной интерактивной форме передаются знания о том, как интернет и телевидение приходит в дома, как работают стационарные и сотовые телефоны, что такое информатизация и электронное правительство, о том какие специалисты востребованы в компании и об особенностях работы в ИТ, телеком отрасли.

Каждый урок проходит в формате онлайн-трансляции с одновременным участием более 20 тыс. школ и подключением по телемосту четырех различных регионов РФ. На каждом этапе «Ростелеком» оказывает технологическую поддержку и обеспечивает проект высококачественными цифровыми услугами.

«Ростелеком» выступает партнером Всероссийского форума, обеспечивая участие педагогов и школьников в лекциях и мастер-классах от ведущих инновационных отечественных компаний о технологиях и профессиях будущего, работу в лабораториях, решение реальных производственных задач. Обеспечение работы интернет-каналов и проведение Web-конференций, на которых известные ученые и педагоги ведущих вузов страны выступают наставниками команд, выполняющих конкурсные задания.

В рамках проекта также проводятся телемосты и прямые трансляции с участием ведущих ученых России, предоставляются возможности доступа миллионам российских школьников к уникальному образовательному контенту.

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РОСТЕЛЕКОМА» С ФОНДОМ НОВЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «КВАНТОРИУМ»

Сеть «Кванториум» – это платформа создания нового всероссийского образовательного формата для детей, результатом внедрения которого может стать патент на изобретение или отложенный контракт с ведущими промышленными предприятиями региона. «Ростелекомом» обеспечивается комплексная поддержка развития инновационной инфраструктуры дополнительного образования детей и молодежи, направленная на раннюю подготовку кадров в сфере инженерных наук, основанная на проектной командной деятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие инновационной структуры дополнительного образования в областных центрах по всей стране с привлечением интеллектуального и технологического потенциала компании «Ростелеком».

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ: дети школьного возраста в различных регионах России; педагоги дополнительного профессионального образования для детей.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: открытые уроки, лекции, мастер-классы.

Разработка уникальных образовательных методик и повышение доступности дополнительного образования детей являются целью сотрудничества с Фондом новых форм развития образования, определенного проектным офисом приоритетного проекта Правительства России в сфере образования и науки «Доступное дополнительное образование для детей». Фонд является федеральным оператором сети детских технопарков «Кванториум».

«Ростелеком» подписывает соглашение о сотрудничестве с действующими детскими технопарками (новые и существующие) и совместно разрабатывает технические задания и проекты для участников «Кванториума», а также привлекает сотрудников региональных подразделений «Ростелекома» в качестве наставников и экспертного жюри.

На базе «Кванториумов» компания «Ростелеком» открывает демонстрационные зоны по инновационным разработкам. Так, в ряде «Кванториуов» создана зона интеллектуальной системы «Умный дом», позволяющая продемонстрировать школьникам коробочное решение для обеспечения безопасности и комфорта жилья, с помощью которого можно круглосуточно в режиме реального времени контролировать происходящее в доме.

На занятиях, разработанных сотрудниками филиалов «Ростелекома», юные исследователи уже изучают новые форматы на основе подходов цифровизации «Ростелекома»: основы изобретательского мышления, проектного управления, командной работы, эвристики и многое другое.  Специалисты «Ростелекома» помогают ребятам с выбором будущих профессий, проводят мастер-классы и ознакомительные стажировки в компании, а также принимают участие в оценке научных разработок маленьких ученых.

Подготовка школьников осуществляется по направлениям: «IT-квантум» (интеллектуальные системы и технологии информационной безопасности), «VR/AR квантум» (системы распознавания образов, виртуальной дополненной реальности), «ЭНЕРДЖИ квантум» (изучение альтернативной энергетики), «Хай-тек цех» (высоко технологичное оборудование для прототипирования), Аэроквантум (проектирование и создание беспилотных летательных аппаратов), Промышленный дизайн (дизайн и проектирование технологических изделий), Наноквантум (материаловедение и нанотехнологии), Робоквантум (робототехника и программирование), а также участие в направлениях Геоквантум, Биоквантум и другим.

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «РОСТЕЛЕКОМА» – ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА – СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СМЕНА ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «СИРИУС»

Центр «Сириус» создан в Сочи образовательным фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина с целью раннего выявления, развития и дальнейшей профессиональной поддержки одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Совместный проект «Ростелекома» и федерального Образовательного центра «Сириус». Центр «Сириус» создан в Сочи выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства с целью раннего выявления, развития и дальнейшей профессиональной поддержки одаренных детей в различных областях.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА: способствовать удержанию талантливой молодежи в РФ; продемонстрировать карьерные возможности российских предприятий на примере «Ростелекома»; популяризировать обучение в области информационной безопасности; находить и растить таланты в области информационной безопасности.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ:

  • Школьники всей страны, студенты, преподаватели – обучение, развитие, получение знаний, создания собственных проектов, прохождения отбора на очное и онлайн обучение в образовательном центре «Сириус».
  • Сотрудники «Ростелекома» – вовлечение в работу над задачами бизнеса, поиска и отбора лучших школьников в проектные команды, генерации идей проектов для решения бизнес-задач.
  • Сотрудники «Сириус» – повышение эффективности управления образовательным процессом и контентом, использования возможностей краудсорсинговой платформы, использование образовательных механик краудсорсингового модуля проектной работы и модуля социальных коммуникаций для развития softskills, научение и использование систем автоматического формирования образовательной отчетности.

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ: компания «Ростелеком» как ведущая инновационная компания России, лидер цифровой трансформации страны, приглашена в качестве партнера по разработке специализированных программ и проектов в области информационной безопасности, образования и новых технологий. Программу специализированной смены разрабатывали сотрудники и эксперты «Ростелекома» совместно с сотрудниками образовательного центра «Сириус». В будущем по окончании смен планируется проведение хакатонов и выбор лучших командных проектов для реализации при поддержке «Ростелекома».

Задания Олимпиады для школьников включают следующие направления:

  • Crypto – задачи в области криптографической защиты информации;
  • Stegano – задачи в области организации скрытых каналов передачи информации и их обнаружения;
  • PPC – задачи в области программирования подсистем безопасности (professional programming and coding);
  • Reverse – задачи в области обратной разработки и исследованию программ;
  • Web – задачи по обнаружению веб-уязвимостей;
  • Forensic – задачи в области расследования инцидентов в IT-сфере.

По окончании обучения проводится Квест-Хакатон «Соревнования по компьютерной безопасности», состоящий из нескольких этапов анализа безопасности следующих объектов. Финальный командный хакатон – это мероприятие, предназначенное для выявления одаренных детей в области информационной безопасности и обеспечение поддержки их персонального профессионального развития.

Команда и партнеры  

Команда

Координатором и драйвером проектов программы выступают сотрудники Департамента внешних коммуникаций ПАО «Ростелеком» (отдел Отдела социальной политики и специальных проектов). В команду программы входят также многочисленные волонтеры, включая и более чем  4 500 сотрудников-волонтеров компании, преподаватели, профильные специалисты, сотрудники партнерских организаций и другие задействованные в реализации проектов программы лица.

Партнеры

Компания уверена в том, что успех и результативность социально значимой деятельности «Ростелекома» во многом зависит от системной работы над проектами и открытого сотрудничества на долгосрочной стабильной основе со всеми заинтересованными сторонами.

В рамках реализации интегрированной социальной программы «Цифровое равенство» компания тесно сотрудничает с органами федеральной власти, включая Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ, профильными региональными органами исполнительной власти, инфраструктурными партнерами, вузами, различного уровня образовательными центрами и некоммерческими организациями и рядом других партнеров.

В реализации программы «Цифровое равенство» активное участие также принимают НКО, выступающие в ряде проектов основными партнерами при их реализации. К примеру, НКО АНО «РОСТ» в течение пяти лет на партнерских началах реализует проект дистанционного обучения «РОСТ» – «Развитие, Образование, Социализация и Трудоустройство».

Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках реализации проекта «Азбука Интернета» обеспечивает доступ благополучателей программы к современным компьютерным классам, а также осуществляет широкое информирование целевых групп Программы о возможностях участия в конкретных активностях проекта «Цифрового равенство».

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет программы «Цифровое равенство» в 2018 году превысил 21 млн. рублей. В расчете приведены расходы, отнесенные на прямое финансирование проектов программы без учета общих операционных и косвенных затрат. Оптимизация бюджета достигается благодаря активному вовлечению в реализацию программы профильных партнеров, а также полноформатного задействования компетенций волонтеров (сотрудников и внешних участников).

Человеческие ресурсы

К участию в проектах Программы «Цифровое равенство» активно привлекаются волонтеры из числа сотрудников компании. Это помогает им принимать участие в решении значимых общественных задач, реализовывать свой потенциал и повышать вовлеченность в деятельность компании. Во всех проектах программы «Цифровое равенство» также принимают участие внешние участники-волонтеры.

Особенностью волонтерского движения «Ростелекома» является его масштабность. Количество волонтеров, задействованных в проектах на постоянной основе, в 2018 году превысило 4,500 человек.

На внутреннем портале «Ростелекома» функционирует специальный раздел «Социальные проекты», позволяющий повысить качество информирования сотрудников компании о благотворительных, социальных и волонтерских инициативах программы «Цифровое равенство»: на портале размещается оперативная информация о планируемых мероприятиях программы, размещаются обучающие материалы, полезные ссылки, «сквозной» календарь событий.

Виды и формы поощрения волонтеров носят нематериальный характер и осуществляяются в рамках установленных паспортами проектов процедур по каждому проекту в отдельности.

Планы дальнейшего развития 

Компания планирует в дальнейшем реализацию проектов, направленных на развитие культурного и интеллектуального потенциала регионов, интеграцию пользователей в глобальное информационное пространство, развитие сферы образования и науки, в том числе за счет расширения доступа целевых групп программы к специализированным сервисам и ресурсам, стимулирование развитии малых территориальных сообществ.

«Ростелеком» продолжит развитие интегрированной социальной программы «Цифровое равенство», последовательно увеличивая масштаб ее реализации, в том числе с учетом одобренных предложений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реформированию универсальных услуг связи (УУС).

Минкомсвязь России предложила (https://digital.gov.ru/ru/events/39022/) в законодательство об УУС ряд новшеств, в том числе:

  • Доступ в интернет должен предоставляться во всех населенных пунктах с численностью населения от 100 человек (а не от 250, как сейчас). В более чем 25 тыс. населенных пунктов с населением 100–250 жителей, а это около 8 млн человек, услуги связи остаются по-прежнему недоступными.
  • В тех населенных пунктах, где есть интернет, но нет мобильной связи, должна быть и она.
  • Оператор универсального обслуживания не должен иметь права отказывать в подключении к сети физическим и юридическим лицам. Более того, услуга по такому подключению должна быть бесплатной.
  • Из состава УУС необходимо исключить доступ к интернету через пункты коллективного доступа в связи с их низкой востребованностью у населения. Сэкономленные деньги можно было бы направить на финансирование оказания новых УУС.
  • Правительство необходимо наделить полномочиями назначать универсальных операторов в тех регионах, где деятельность общероссийского единственного поставщика невозможна.

Раскрытие потенциала программы «Ростелеком» ожидает в 2020 году, что должно найти свое отражение в повышении качества жизни в регионах присутствия компании, повышении уровня социализации незащищенных слоев населения. Программа «Цифровое равенство» призвана также оказать стимулирующее воздействие на реализацию социальных программ в рамках всей телекоммуникационной отрасли России.

Программа сохранит статус самой масштабной программы компании, способствующей устойчивому развитию и достижению целей благо­твори­тель­ной деятельности и обеспечивающей пролонгированные социальные инвестиции «Ростелекома» с помощью информационных технологий. В ближайшей перспективе запланировано увеличение числа реализуемых в рамках программы «Цифровое равенство» проектов с учетом поддержки «Ростелекомом» целевых направлений реализации национальных проектов.

Публикации о проекте

  1. Объявлены победители номинации «Интернет для лучшего мира» (Аргументы и Факты, Черноземье, 12.11.2018) http://www.chr.aif.ru/kursk/events/obyavleny_pobediteli_nominacii_internet_dlya_luchshego_mira