Школа городских компетенций

«Школа городских компетенций» представляет собой комплексную стратегию социализации детей и молодёжи, содержательно сфокусированную на формировании у подрастающего поколения городских компетенций, способную удовлетворять запросы семей, местных властей и градообразующих предприятий, находящихся на территории присутствия объектов компании «Норильский никель».

Направления поддержки

  • Поддержка образования
  • Поддержка науки
  • Развитие территорий присутствия

Благополучатели

  • Школьники старших классов,
  • Родители школьников старших классов
  • Педагогический состав школ

Язык: русский

Период реализации: с 2015 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 15.12.2019

Контакты
Игорь Сухотин, начальник Управления благотворительных программ Департамента социальной политики
+7 (495) 786-83-90

Сайт проекта
https://www.nornickel.ru

https://komitetgi.ru/news/news/4153/

http://vector2025.tilda.ws/

Социальные сети

Видео О проекте

Проект ПАО «ГМК «Норильский никель»

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Актуальность социальной проблемы 

Городские власти промышленных моногородов заинтересованы в том, чтобы школьники и молодёжь стали реальным ресурсом развития территорий своего проживания, а не источником проблем, связанных с маргинализацией и криминализацией молодёжной среды. А промышленные корпорации заинтересованы не только в закреплении перспективных молодых людей на местах в качестве стратегического кадрового резерва, но и в формировании благоприятного социального окружения.

Помимо специфических проблем и потребностей, в моногородах присутствуют проблемы, общие для всех территорий Российской Федерации. Прежде всего, это неграмотность населения в финансовых и юридических вопросах, в управлении собственным жилищем, в вопросах элементарной самоорганизации и самообслуживания на территориально-общественном уровне (в домах, подъездах, дворах, микрорайонах), в вопросах конструктивного взаимодействия с органами муниципальной власти и т.п. Иными словами, речь идёт о несформированности элементарных городских компетенций как у взрослого населения, так и у подрастающего поколения.

Особый интерес в решении проблем социализации населения всех возрастов представляют подходы, когда сами дети, получив базовый курс подготовки по тем или иным жизненно-важным навыкам, выступают преподавателями «ликбез»-программ для своих родных и близких.

Внешние причины инициирования

Предприятия ГМК «Норильский никель» являются градообразующими для городов Норильск, Дудинка, Мончегорск, Заполярный и Никель, расположенных в северных регионах нашей страны за Полярным кругом. Специфика жизнедеятельности удалённых моногородов, образованных вокруг градообразующих промышленных предприятий, требует особых подходов к социализации детей и подростков, учитывающих интересы проживающих на таких территориях семей, расположенных в них городских структур и, безусловно, самих предприятий.

Так, семьи и молодые люди, помимо получения хорошего образования, заинтересованы в современных программах воспитания, социализации и личностного развития, не уступающих по своему качеству аналогичным программам, доступным в крупных культурных и образовательных центрах страны.

Внутренние причины инициирования

На основных территориях деятельности Компания является градообразующей и вносит существенный вклад в экономическое развитие, развитие инфраструктуры и местных сообществ регионов.  ПАО «ГМК «Норильский никель» реализует комплекс социальных программ, направленных на решение текущих и перспективных задач. Приоритетным направлением деятельности в этой сфере компания выбирает поддержку местных социальных инициатив, активизацию людей к сотрудничеству и наращиванию социального капитала.

Основной целью благотворительной деятельности ПАО «ГМК «Норильский никель» является создание благоприятных условий и возможностей для устойчивого развития территорий присутствия.

Направления благотворительной деятельности определяются в соответствии со стратегическими целями развития Компании. Компания рассматривает благотворительность, прежде всего, как социальные инвестиции в развитие социальной сферы и вклад в формирование гражданского общества. Внедряя наиболее эффективные подходы, компания продолжает инвестировать в людей, в жизненную среду, в объекты социальной инфраструктуры, в сохранение уникального биоразнообразия природы Севера. В Компании определены конкретные и измеримые цели, утверждены принципы и приоритеты благотворительности.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Педагоги общеобразовательных школ, дети и их родители.

Кроме того, стейкхолдерами являются региональные органы власти, образовательные учреждения, НКО, СМИ.

Территориальный охват

Мурманская область и Красноярский край, а именно, Норильск, Дудинка, Мончегорск, Заполярный, Никель

Цели и задачи 

Цель проекта

Формирование у школьников ключевых социальных компетенций в таких областях, как жилищное просвещение, финансовая грамотность.

Задачи проекта

Проект способствует решению следующих задач:

  • изучение сущности социального проектирование и структуры социального проекта, внедрение культуры благотворительности и добровольчества,
  • формирование современного экономического мышления, базовых основ финансовой грамотности, культуры правовых и деловых отношений как основы будущей профессиональной деятельности,
  • расширение представлений участников о социальной сфере родного города, прежде всего, о социальных объектах и программах градообразующих предприятий «Норильского никеля», стимулирование изучения участниками истории своего края и города, его культурно-исторического наследия;
  • совершенствование образовательных технологий для дальнейшего внедрения полученного опыта в педагогическую практику муниципальных образовательных учреждений.

Все эти задачи работают на основную цель Благотворительной программы «Мир новых возможностей» Компании «Норильский никель» — поддержка общественных инициатив и создание условий для устойчивого развития регионов присутствия.

Описание проекта

С организационной точки зрения ШГК представляет собой ежегодно возобновляемый цикл мероприятий по отбору, мотивации и лидерской подготовке волонтёров-старшеклассников, отвечающих за реализацию социальных проектов по месту нахождения своих школ.

Программа реализуется поэтапно:

1. Запускающий методический семинар для педагогов-организаторов школ, родителей и школьных команд.

2. Online «Галерея лучших социальных практик»

3. Общегородской фестиваль детских социальных инициатив «Наш город».

4. «Полевая академия проектного менеджмента» (летние каникулы).

5. Создание Школьных проектных офисов и активная работа в них по реализации разработанных проектов в течение учебного года.

6. Деловая игра «Мегаполис».

Запускающие семинары «Технология социального проектирования «Шаг за шагом», или «Как разработать, защитить и реализовать социальный проект» предназначены для методической подготовки педагогов-организаторов школ к осуществлению проекта, а также для освоения навыков социального проектирования педагогами и детьми. После завершения семинаров команды педагогов и школьников разрабатывают социальные проекты и презентуют в «Галерее лучших социальных практик «Школы городских компетенций». Эксперты проводят экспертизу проектов, организуют удалённое консультирование участников проекта по доработке и реализации проектов. 

Фестиваль «Наш город» способствует популяризации социальных инициатив среди школьников, профориентации (экскурсии на промышленные и социальные объекты города), а также помогает выявить наиболее способных к проектной работе юных лидеров посредством деловой игры «Муниципальная стратегия экономического роста», проектно-исследовательского квеста «Мой город — моё будущее», ток-шоу «Сто вопросов взрослому» и соревнования школьных команд в публичной защите идей и стратегий улучшения городской среды.

Участники фестиваля, показавшие лучшие результаты в отборочных испытаниях, получают приглашение в «Полевую академию проектного менеджмента». Во время приключенческого похода по заповедным уголкам России участники не только учатся работать в команде, но и получают необходимую подготовку, чтобы доработать собственные социальные инициативы и создать на базе своих школ современные штабы социальной работы – волонтёрские проектные офисы.

После возвращения домой выпускники «Полевой академии» приступают к созданию на базе своих школ проектных офисов, которые решают социальные проблемы не только самих школьников, но и проживающих поблизости других групп населения. Наличие подобных офисов превращает школы в «Центры развития местных сообществ», а городская проектная сеть, управляемая самими детьми, создаёт социально-защищённую среду для нуждающихся в волонтёрской помощи горожан.

В целях повышения мотивации школьных активистов к работе над социальными проектами, для наиболее результативных из них предусмотрено право стать участниками большой деловой игры «Мегаполис», которая проводится в ходе очередного летнего лагеря и полностью моделирует работу городской администрации, промышленности, бизнеса и общественного сектора современного моногорода.

Образовательная ценность «Полевой академии проектного менеджмента» заключается в её многогранности: арсенал проектной компетентности при внимательном рассмотрении может быть разложен на целый спектр метакомпетенций, необходимых человеку для успешной личной жизни и продуктивной работы в избранной профессии. Среди них:

  • умение видеть и анализировать мир как систему;
  • выявлять проблемы и разрабатывать проблемные поля;
  • синтезировать частные замыслы решения проблем в стройные концепции;
  • делать выбор и принимать оптимальные с учётом сложившегося контекста решения;
  • разрабатывать цель и переходить от общей концепции проекта к стратегии его выполнения;
  • создавать команду, мотивировать людей на достижение поставленных целей и управлять ресурсами;
  • выполнять поставленные задачи и правильно оценивать эффективность проделанной работы.

Таким образом, Школа городских компетенций является проверенной системой социализации школьников моногорода, способной формировать новое качество позитивных отношений между горожанами, городскими властями и промышленными предприятиями.

Поддерживающие проекты

Участники Школы городских компетенций становятся волонтерами масштабных мероприятий, инициированных компанией «Норильский никель» (Фестиваль детских социальных инициатив «Наш город», Форум социальных технологий «Город – это мы!», Фестиваль научных открытий «ARCTIC WAVE», благотворительных акций и др.).

Так волонтерами Фестиваля детских социальных инициатив «Наш город» становятся школьники – участники предыдущего цикла реализации проекта. Все зависит от количества команд – участниц фестиваля, обычно 2 волонтера на одну команду. В фестивале принимали участие: 8 команд из Мончегорска, 6 команд из Заполярного, 13 команд из Норильска. Их сопровождали 53 волонтера.

Все волонтеры получили благодарственные письма от Оргкомитета фестиваля «Наш город».

Педагоги, принявшие активное участие в семинаре и продолжающие сопровождать проектные команды, получают Удостоверение о повышении квалификации Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Организационно-педагогические основы самоуправления обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

В Форуме социальных технологий «Город – это мы!» и Фестивале научных открытий «ARCTIC WAVE» ежегодно принимают участие 100 волонтеров (Норильск и Мончегорск/Заполярный). Все ребята награждаются благодарственными письмами и памятными подарками. В благотворительных акциях, инициированных органами власти и НКО, участие принимают 10-15 школьников, таких акций в год проводится от 3 до 5.

В будущем планируется проведение отдельной тематической смены «Мегаполис» именно для волонтеров.

Ежегодно около 10 школьных команд получают гранты в размере 100 тыс. руб. на реализацию социально значимых проектов.

Команда и партнеры  

Команда

Школа городских компетенций – это партнерский проект компании «Норильский никель» и Фонда гражданских инициатив «Диалог», поэтому команда состоит из сотрудников Управления благотворительных программ Норникеля, в том числе региональных филиалов, и Фонда.

Партнеры

Реализация проекта невозможна без сотрудничества с органами власти, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и СМИ:

  • Управление образования администрации города Норильска и Дудинки Красноярского края, Мончегорска, Заполярного и Никеля Мурманской области – донесение информации до образовательных учреждений, участие в ток-шоу «Сто вопросов взрослому».
  • Образовательные учреждения – формирование команд педагогов и школьников, создание проектных офисов, методическая помощь в реализации социальных проектов.
  • НКО и социальные предприниматели – реализация совместных социальных проектов, формирование базы данных волонтеров-школьников, привлечение участников ШГК в качестве волонтеров при организации благотворительных акций.
  • СМИ – информирование местного сообщества, организация детских пресс-центров на городских мероприятиях.
  • Социальные сети (Фейсбук и ВК) – созданы специальные странички «Школы городских компетенций» для информирования и консультирования школьных команд, Online презентации в «Галерее лучших социальных практик», распространения информации о социокультурных мероприятиях компании.

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет проекта около 20 млн. в год.

Человеческие ресурсы

Школа городских компетенций – это партнерский проект компании «Норильский никель» и Фонда гражданских инициатив «Диалог», поэтому команда состоит из сотрудников Управления благотворительных программ Норникеля, в том числе региональных филиалов, и Фонда.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

  • Не менее 100 педагогов-организаторов и около 800 учащихся 8-10 классов ежегодно становятся участниками проекта.
  • Более 2000 школьников познакомились с промышленными предприятиями и объектами социальной инфраструктуры городов на профориентационных экскурсиях, приняли участие в проектно-исследовательском квесте «Мой город — моё будущее», в ток-шоу «Сто вопросов взрослому».
  • 300 детей стали участникам «Полевой академии проектного менеджмента».
  • 60 школьных команд приняли участие в соревнованиях в публичной защите идей и стратегий улучшения городской среды.
  • В 2017 году 8 проектов участников ШГК стали получили гранты в размере 100 тыс. рублей на реализацию проектов. А в 2018 году уже 16 проектов стали победителями.
  • не менее 200 ребят принимают участие в мероприятиях городского масштаба.

Проект «Школа городских компетенций» завоевал признание не только в регионах присутствия компании Норильский никель, но и в экспертной среде:  

в 2016 году во Всероссийском конкурсе лучших практик работодателей по развитию человеского капитала «СОЗДАВАЯ БУДУЩЕЕ» компания «Норильский никель» завоевала III место в номинации «Ответственный лидер» за реализацию проекта «Школа городских компетенций»в 2017 году в конкурсе Ассоциации грантодающих организаций «Лидеры корпоративной благотворительности-2017» компания «Норильский никель» завоевала I место в номинации «Лучшая программа (проект), направленная на продвижение идей благотворительности в обществе» за реализацию проекта «Школа городских компетенций».

В 2018 году Проект «Школа городских компетенций» — I место во Всероссийском конкурсе GRADUATE AWARDS-2018» в номинации «Лучшая программа по работе со школьниками».

Социальные результаты

Участники «Школы городских компетенций»:

1.   Научились разбираться в устройстве муниципалитета, городских хозяйств, общественного сектора, выделять социальные проблемы региона. 
2.   Освоили навыки социального проектирования и стали активными участниками грантового Конкурса социальных проектов Компании.
3.   Самостоятельно реализовали более 20 социальных проектов. 
4.   Стали постоянными волонтерами масштабных мероприятий, инициированных компанией «Норильский никель» (Фестиваль детских социальных инициатив «Наш город», Форум социальных технологий «Город – это мы!», Фестиваль научных открытий «ARCTIC WAVE», благотворительных акций и др.).
5.   Стали проводниками бренда города и компании во внешний мир, ребята с гордостью рассказывают о городе и градообразующем предприятии в видеороликах в социальных сетях.

Внутренняя оценка

На протяжении всего проекта оценка осуществляется посредством внутреннего мониторинга сотрудниками Управления благотворительных программ ПАО «ГМК «Норильский никель» и Фонда гражданских инициатив «Диалог», а также на основании отзывов руководителей и педагогов-организаторов образовательных учреждений и школьников.

Внешняя оценка

В 2017 году была проведена масштабная оценка Благотворительной программы «Мир новых возможностей», одним из компонентов которой является «Школа городских компетенций». Выдержки из исследования представлены ниже:

  1. ШГК удаётся привлечь социально активных ребят:

«Дети к нам попадают самые активные, лидеры в социальной активности, которым все интересно. Не всегда отличники… Скорее какой-то актив, на которых школа держится. Такие в каждой школе есть» (из интервью с организаторами ШГК)

  • Часто подростки в ШГК раскрываются по-новому даже для своих учителей, которое их много лет знали:

«Я увидела её [ученицу школы] в новом свете — как организатора, агента влияния. Неожиданно сильные лидерские качества проявились. Может быть, без ШГК с этой стороны и не увидели бы девочку… В ШГК дети без педагогов, с ними посторонние люди работают, там они раскрепощаются…» (из интервью с завучем школы)

  • Для детей ШГК даёт возможность выхода в новое пространство, где они не только получают новые знания и навыки. В этом новом пространстве оказываются востребованными и раскрываются те их качества, которые далеко не всегда были заметны в школе и в семье. Такого рода «прорыв» на пороге взрослой жизни может быть исключительно важен для подростка.

«В результате участия в ШГК ребёнок другим взглядом смотрят на город. И эти активные ребята сохраняют в себе такой взгляд. Опыт показывает, что такой настрой у ребят остается, когда они уже становятся студентами. А возможностей здесь оказывается уже больше» (из интервью с завучем школы)

  • Люди, связанные с ШГК (организаторы ШГК, администраторы школ, учителя) считают, что развитие молодежного волонтерства в городах присутствия Компании в последние годы во многом произошло благодаря ШГК.

Отзывы благополучателей:

Отзывы ребят: http://prod1318.tilda.ws/otzivi.

«Спасибо за эти великолепные 5 дней. Это невероятно приятно и затягивающе, когда ты чувствуешь, что твой мозг перегружается от полученной информации, и хочется ещё и ещё испытывать это ощущение. Многому научила меня школа городских компетенций. Для начала- стремиться к саморазвитию и любить себя таким, какой ты есть, за всю душевную простоту и искренность, знакомиться с интересными и разносторонними людьми. Брать инициативу в свои руки. И знать, что всё возможно, если выйти за пределы дома. Как говорят, учитель найдётся, главное будь уверен, что готов!). Благодарю вам, дорогие организаторы, за вашу теплоту, энергичность, Ваше храброе намерение обучать нас, Вы научили нас важным вещам в жизни, Вы поделились с нами кусочком своих знаний, чувств и эмоций. И это лучшее что Вы могли дать нам!»

Анастасия Чумаченко

«Спасибо. Спасибо за организацию фестиваля, за эту лёгкую атмосферу, за те эмоции, за воспоминания которых хватит до следующего раза и за то, что вы создали условия для интересного и непринужденного обучения и получения огромного опыта. И конечно же за возможность проявить себя.
Такого рода мероприятия прививают подросткам любовь к активизму, желание чему-то учиться и находить себя в жизни. Именно помочь найти себя в жизни является самой главной на мой взгляд помощью. Возможность попробовать себя в роли лидера или специалиста по связям с общественностью или художника, да кого угодно. Это и является главным преимуществом фестиваля. Именно многогранность сфер проявления себя. Спасибо за незабываемые 5 дней».

Арсений Воронов

«Хотелось бы в первую очередь поблагодарить школу городских компетенций за предоставленную возможность поучаствовать в фестивале Наш Город. Участие в этом фестивале для меня оказалось, непросто познавательным, интересным делом, но что самое главное открытием, а подчас откровением! Я открыла для себя, новых друзей, новые идеи, новый опыт и даже новые горизонты и это всё бесценно! Основная тема, состоящая на фестивале, была: «Научит нас взаимодействовать и грамотно договариваться с людьми. Я считаю, что мне очень повезло поучаствовать в этой сфере взаимодействия людей, потому что именно здесь я смогла посмотреть свои силы, возможности, интеллектуальность, поработать в команде и остаться большой дружной семьёй. Этот фестиваль, согласятся со мной многие, не прошел, а пролетел стремительно и ярко, одарив нас морем незабываемых впечатлений, благодаря нашим замечательным организаторам, которые сумели создать неповторимую атмосферу знаний и любви. Спасибо всем, кто вкладывал свои силы, время часть сердца и души в организацию этого фестиваля!»

Илюза Гаряева

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Школа городских компетенций – это совершенно уникальный опыт промышленной компании. Чаще всего компании поддерживают проекты, близкие по направлению деятельности компании: инженерные школы, научно-технические марафоны и т.д. А проект «Школа городских компетенций» связан с изучением городской инфраструктуры, выявлением и решением малых социальных проблем регионов, развитием волонтерского движения.

Вызовы и решения

Было выявлено несколько проблем, связанных с осуществлением данного проекта:

  • Дети в ШГК меняются, меняется и их поведение в школе. Это предъявляет новые требования к учителям. Не все учителя к этому готовы. Нужна системная работа с учителями.
  • В идеале в каждой школе нужен куратор ШГК из числа учителей, к которому дети могли бы обратиться. Сегодня учителям не доплачивают за работу с ШГК. Получается лишь дополнительная нагрузка.
  • Очень важна координация ШГК на уровне городов. Наличие постоянного компетентного куратора в каждом городе, сильно облегчило бы решение целого ряда организационных и содержательных вопросов.
  • Школы зачастую отказываются от получения грантов на осуществление проектов, разработанных детьми, ссылаясь на сложности с отчетностью и контролем за расходованием этих средств. Были случаи, когда дети обращались даже в местные НКО с просьбой взять их «под крыло» на период выполнения проекта (где также получили отказ).

Решением проблемы стало открытие проектных офисов участникам школы городских компетенций. Школы, в которых работают детские офисы социальных проектов, превращают свои образовательные учреждения в центры развития местных сообществ, создавая вокруг себя реальное социально-защищённое пространство для нуждающихся в помощи групп населения моногорода.

А также в 2019 году компания Норникель запустила новую образовательную программу «Перемена» для педагогов, школьников и их родителей, чтобы не только менялись школьники, но и учителя понимали, как работать с новым поколением.

Планы дальнейшего развития 

«Школа городских компетенций» является проверенной системой социализации школьников моногорода, способной формировать новое качество позитивных отношений между горожанами, городскими властями и промышленными предприятиями. Компания «Норильский никель» и Фонд гражданских инициатив «Диалог» продолжают реализацию проекта, модернизируя и насыщая новыми компонентами на основании предложений участников «Школы городских компетенций».   

Также компания Норникель запустила с 2019 года образовательную программу «Перемена» для педагогов, школьников и их родителей. Проект направлен на создание благоприятных условий для качественного профессионального и личностного роста специалистов в сфере образования и реализации способностей, талантов и потенциала детей в регионах присутствия Компании.

Реализуется по нескольким направлениям:

•    ПЕРЕМЕНА.EDU — образовательная программа для школьных педагогических команд, инициирующих и реализующих изменения в школьной среде.
•    ПЕРЕМЕНА.TEAM — программа развития полезных навыков для родителей.
•    ПЕРЕМЕНА.TEEN — комплексная программа по жизнеориентации и формированию психологической зрелости учащихся.
•    ПЕРЕМЕНА.CLUB — открытые лекции, мастер-классы и дискуссии на актуальные темы воспитания и образования.

Советы и рекомендации

  • Приступая к реализации подобного проекта, необходимо прежде всего выстроить систему взаимодействия со всеми стейкхолдерами.
  • Сотрудники компании, отвечающие за реализацию Конкурса социальных проектов, должны быть включены не только
  • Очень важна координация проекта на уровне городов: от органов власти до образовательных учреждений, это облегчает решение организационных и содержательных вопросов.
  • Необходимо открывать Проектные офисы, команда которых состоит из педагогов и школьников.