Школа городских изменений

«Школа городских изменений» — повышение качества жизни в регионах посредством реализации проектов территориального развития.

Направления поддержки
развитие регионов

Благополучатели
местные сообщества, инициативные группы и физические лица, НКО, социальные учреждения, социально ориентированный бизнес, представители органов местного самоуправления

Язык: русский

Период реализации: с января 2017 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 16.12.2019

Контакты
Илья Пестриков, руководитель СО
+7 (495) 720-5170

Сайт проекта
https://fcsp.ru/program/school/

Социальные сети

Видео О проекте

Проект ОК РУСАЛ совместно с ЦСП РУСАЛ

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Актуальность социальной проблемы 

Дефицит ресурсов для развития городов является одной из главных причин, препятствующих повышению качества жизни граждан. Редкие российские города ассоциируются у жителей с городами, где удобно ходить, где приятно встречаться, интересно проводить время, где находит свое место самовыражение, игра и спорт. В то же время очень небольшой процент людей осознает, что в их силах самостоятельно менять жизнь в своем городе в лучшую сторону.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org), несмотря на достижение Россией за последнее десятилетие успехов в улучшении качества жизни граждан, показатели по нескольким параметрам Индекса лучшей жизни остаются ниже среднего уровня: субъективное благополучие, доходы и благосостояние, личная безопасность, качество окружающей среды, жилищные условия, гражданская активность и уровень здоровья.

Выходом из этого положения может стать комплексная практика, предполагающая сначала выявление потенциальных субъектов городского пространства, затем их «инициацию» и необходимую образовательную подготовку, и уже затем сопровождение разработки ими проектов и дальнейшую поддержку данных проектов.

Ключевая идея: Подготовить инициативные группы и отдельных заинтересованных граждан к успешному участию в развитии и усовершенствовании жизненной среды города, в котором они проживают, с обязательной разработкой и защитой проектов конкретных действий в результате подготовки, и с дальнейшей финансовой поддержкой лучших проектов

Внутренние причины инициирования

ОК РУСАЛ начиная с 2003 года реализует грантовые программы в поддержку социальных инициатив граждан и НКО, направленных на развитие территорий. В то же время из года в год независимые эксперты, оценивающие заявки на грантовые конкурсы компании http://www.fcsp.ru/program/rusal_territory/grant/experts.php,      отмечают низкий уровень проектной культуры участников, нередкое стремление решать проблемы текущей жизнедеятельности муниципальных учреждений, а не предлагать инициативы, развивающие город. Кроме того, эксперты отмечали невысокую социальную значимость заявляемых проблем и неумение анализировать проблемные ситуации, отсутствие интереса местных стейкхолдеров к взаимодействию и консолидации ресурсов в реализации значимых социальных проектов. Очевидно, в местных сообществах имело место отсутствие компетентных лидеров социальных изменений и неразвитый социальный капитал.

Ежегодно компания и ее корпоративный фонд проводят в рамках разных социальных программ образовательные мероприятия, направленные на повышение проектной грамотности, развитие социального предпринимательства, обучение технологиям организации эффективной деятельности НКО, инициативных групп и проектных команд муниципальных и государственных организаций, жителей, реализующих социально-значимые проекты в территориях присутствия РУСАЛа. Но за последние 3 года, в ходе проведения внутренней оценки не отмечается существенного влияния образовательных мероприятий на ключевые показатели эффективности грантовых конкурсов (прирост новых организаций–заявителей, динамика качества конкурсных заявок, социальную значимость проектов заявителей для территорий). При этом многие участники образовательных событий обучались раздельно, исходя из специфики программ, по направлениям «Волонтерство», «Социальное предпринимательство», «Территориальное развитие». В ходе опроса инициативных команд и благополучателей были определены наиболее выраженные образовательные потребности аудитории в темах, связанных  с анализом и выявлением социальных проблем, технологиями изменений городской среды, развитием сообществ, городских общественных пространств, поиском новых источников ресурсов.

Если ранее реализованные образовательные мероприятия корпоративного Фонда «Центр социальных программ» РУСАЛа были ориентированы на раздельное обучение групп активистов по программным направлениям (инициативные проектные группы, социальные предприниматели, волонтеры), то с 2017 года в компании принято решение реализовать комплексную программу интеграции местных сообществ в развитие городов, направленную на выявление, сопровождение и повышение устойчивости и эффективности социальных инициатив и проектов, достигаемое при объедении ресурсов и опыта разнообразных групп лидеров городских изменений.

В 2013 году в целях реализации образовательных программ компания РУСАЛ при поддержке Агентства стратегических инициатив учредила АНО «Центр инноваций в социальной сфере» (АНО «ЦИСС»). За годы реализации программы АНО «ЦИСС» приобрел практический опыт, разработал учебные  материалы, систему партнеров, педагогов и наставников, которые позволили организации в 2017 году получить лицензию на образовательную деятельность по программам дополнительного образования. В связи с этим АНО «ЦИСС» стал субъектом реализации социально-образовательной программы «Школа городских изменений» в части осуществления программ повышения квалификации.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

  • инициативные люди/команды, генерирующие и реализующие проекты территориального развития (инфраструктурные, событийные, локальные);
  • волонтеры (волонтерские организации, группы волонтеров, представители региональных подразделений Национального совета по корпоративному волонтерству), реализующие проекты, инициативы, мероприятия;
  • руководители\основатели некоммерческих организаций, социальных предприятий и социально-ответственного бизнеса, содействующие решению актуальных социальных проблем в территориях присутствия с помощью бизнес подходов.

Стейкхолдеры программы: региональные органы власти

Территориальный охват

География очных мероприятий программы:

  • Республика Хакасия — г. Саяногорск;
  • Иркутская область — гг. Братск, Тайшет, Шелехов;
  • Красноярский край — гг. Красноярск, Ачинск, Назаровский район, Боготольский район, Шарыповский район, п.Таёжный Богучанского района;
  • Кемеровская область — г. Новокузнецк, пгт Белогорск Тисульского района;
  • Свердловская область — гг. Североуральск, Каменск-Уральский, Краснотурьинск;
  • Волгоградская область — г. Волгоград.

География дистанционных курсов и мероприятий:

  • Российская Федерация.

Цели и задачи 

Цель проекта

Подготовка активных жителей и представителей созидательных сообществ горожан в территориях присутствия Компании к разработке и эффективной реализации инициатив и проектов, связанных с решением актуальных социальных проблем и развитием городской среды территорий присутствия Компании.

Задачи программы и проекта

  • выявление актуальных социальных проблем и точек развития в городах присутствия компании;
  • выявление потенциальных лидеров городских изменений и их мотивация к разработке проектов, которые способствуют развитию территорий;
  • передача представителям созидательных сообществ (городским активистам, волонтерам, социальным предпринимателям) технологий, позволяющих эффективно реализовывать социальные инициативы и проекты территориального развития;
  • оценка влияния социальных инициатив на развитие территорий;
  • развитие сообществ лидеров городских изменений и сети партнеров, заинтересованных в развитии территорий.

Описание проекта

Сегодня программа “Школа городских изменений” реализуется корпоративным Фондом “ЦСП” совместно с АНО “ЦИСС” и объединяет в себе две составляющие.

Первая, образовательная, заключается в выявлении, обучении и сопровождении потенциальных лидеров местных сообществ, которые самостоятельно или в партнерстве с РУСАЛом могут повышать качество жизни в регионах посредством реализации проектов территориального развития. В рамках данного направления проводятся образовательные очные и дистанционные курсы, модули и семинары, вебинары, образовательные мероприятия,  направленные на развитие у аудитории ключевых компетенций, позволяющих грамотно разрабатывать и эффективно реализовывать социальные инициативы. По итогам обучения на дистанционных курсах участникам, имеющим профессиональное образование, выдается удостоверение о повышении квалификации.

Вторая, социальная составляющая программы предусматривает организацию масштабных городских событий, дискуссионных мероприятий, на которых активные горожане, представители администрации, предприниматели и эксперты могут обсудить актуальные для территории проблемы, а также сообща предложить возможные варианты их решения. Работа в этом направлении включает деятельность по развитию местных сообществ, клубов грантополучателей и грантозаявителей, вовлечение партнеров в процесс социальных преобразований, проведение комплексных исследований в городах присутствия компании и оценку результатов социальных программ РУСАЛа, разработку стратегических направлений развития территорий. Акселерационные программы для победителей грантовых конкурсов, стартовавшие в 2018 году, позволяют повысить устойчивость проектов и организаций, их социальную значимость и эффективность.

Ключевые направления, в которых реализуется программа ШГИ:

— социальное предпринимательство: опирается на технологии и компетенции, позволяющие разрабатывать, реализовывать и масштабировать социальные бизнес-проекты;

— социальное проектирование: связано с разработкой проектов, направленных на решение социальных проблем, развитие городских пространств и местных сообществ;

— волонтерство: направлено на развитие компетенций и способов организации волонтерской деятельности, развитие ценностей добровольчества, личного участия в решении социальных проблем территории, развитие волонтерского движения;

— городская среда: инициация и поддержка локальных проектов общественных пространств, реализуемых силами жителей и инициативных групп, с привлечением архитекторов – урбанистов, развитие добрососедства и местных сообществ жителей, включенных в создание комфортной городской среды.

Школа городских изменений – это, с одной стороны, площадка для выявления, исследования, обсуждения городских проблем и точек развития, генерации совместных проектов с городскими активистами, НКО, партнерами, экспертами, для определения общих приоритетов, задействования ресурсов бизнеса, государства и некоммерческих организаций, а с другой стороны — образовательная программа, позволяющая развивать компетенции и делиться технологиями лидерам городских изменений: волонтерам, инициативным проектным группам, представителям СО НКО, социальным предпринимателям.

Логика программы учитывает годовые циклы социальных программ компании (в т.ч. грантовых конкурсов), расширение географии программ, оценку промежуточных результатов, формат образовательной программы (очный, дистанционный).

Этапы годичного цикла Школы городских изменений:

Очный формат

1 Этап: Исследование, координация, мотивация на разработку новых проектов.

Задачи: Старт программы. Исследование и выявления актуальных проблем и направлений развития городов присутствия; выявление потенциальных и действующих лидеров, партнеров; инициация, информирование, знакомство, координация, планирование совместной деятельности Лидеров городских изменений и проектных команд.

Возможные форматы мероприятий: Форумы городских изменений, деловые и деятельностные игры, конференции, форсайт-сессии, открытые переговорные площадки, сторителлинг, деловые завтраки/обеды, стратегические сессии, технологии по оформлению “Лица города”/ДНК города и др.

Результат: Определены актуальные проблемы городов и точки их развития, определен вектор приоритетов в социальной политике и повышении качества жизни для каждой конкретной территории, увеличена осведомленность жителей о социальных и образовательных программах ЦСП, мотивация и вдохновение людей на участие в процессах позитивных изменений территорий, проявление потенциальных партнеров.

2 Этап: Обучение, разработка проектов.

Задачи: Включение инициативных групп в разработку актуальных проектов и генерацию идей, определение приоритетных линий поддержки.

Возможные форматы мероприятий: семинары, нетворкинги, экспертные сессии, деловые и имитационно-деятельностные игры, воркшопы, мастер-классы. Спецификой мероприятий является ориентация содержания на приоритетные для конкретных территорий направления развития, характеристики ведущих групп, выступающих лидерами социальной активности, актуальные социальные проблемы конкретных территорий.

Результат: проекты участников конкурса направлены на решение актуальных  для территорий проблем. Созданы проектные команды, готовые решать актуальные проблемы территории, используя экспертную и методическую поддержку.

3 Этап: Усиление, акселерация, развитие проектов.

Задачи:  Сопровождение и усиление проектов, инициатив.

Возможные форматы мероприятий: экспертные сессии, акселераторы, деловые игры, тренинги, митапы, консультации.

Результат: повышение устойчивости эффективности социальных проектов участников конкурсов. Предъявление экспертному сообществу и общественности итогов программ и лучших проектов.

4 Этап: Оценка результатов, инвентаризация ресурсов и потребностей, проектирование следующего годового цикла.

Сквозная деятельность: Оформление кейсов успешных проектов, клубы грантополучателей.

Результаты: Сформированы сообщества грантополучателей, активных горожан, клубы по интересам, участвующие в позитивных изменениях территорий. Обмен опытом успешных грантополучателей и новых участников и повышение устойчивости проектов за счет объединения ресурсов, обмена эффективными технология и практиками. Продвижение успешных проектов.

Дистанционный формат

Запуск дистанционных курсов по мере их разработки дважды в год: сентябрь-ноябрь, март – май.

2017 год – Выявление интересов, потребностей и ожиданий от благополучателей и стейкхолдеров, апробация новых форматов, поиск ресурсов (гранты, партнеры), разработка и апробация дистанционного курса «Социальное предпринимательство» (2 набора), съемка кейсов лучших проектов, коммуникативные и переговорные площадки. С сентября запуск годового цикла образовательных мероприятий программы. Проведение комплексных исследований социальной сферы в городах Красноярск, Североуральск и Саяногорск.

2018 год – Продолжение мероприятий годового цикла программы, разработка и проведение акселерационных программ, разработка и запуск дистанционного курса «Социальное проектирование», разработка и запуск дистанционного курса «Корпоративное волонтерство», оценка результатов программы за 2017 год, разработка и запуск следующего цикла образовательных мероприятий программы. Проведение исследования социальной сферы в городах Новокузнецк, Ачинск, Белогорск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский.

2019 год — Продолжение годового цикла программы, разработка и проведение акселерационных программ, разработка и запуск дистанционного курса «Сообщества и общественные пространства». Проведение исследования социальной сферы в городах Шелехов, Тайшет, Братск оценка результатов и влияния программы за три года, принятие решения о продолжении программы.

Поддерживающие проекты

Программа Школы городских изменений логично дополняет гранатовые конкурсы по всем направлениям социальных инвестиций компании РУСАЛ: конкурс волонтерских инициатив «Помогать просто» (2017, 2018, 2019), конкурс проектов территориального развития «Территория РУСАЛа» (2017, 2018), конкурс проектов социальных предпринимателей (2018). В ходе образовательных событий программы, в том числе происходят презентации конкурсов, консультирование по вопросам написания заявок, для победителей конкурса реализуются различные форматы мероприятий по управлению проектами и ведется работа над доработкой проектов победителей для повышения эффективности их реализации и значимости результатов. В рамках программы организуются нетворкинги и клубные мероприятия для грантополучателей программы, лучшие участники конкурсов представляю успешные кейсы реализованных проектов на масштабных событиях, межрегиональных слетах лидеров городских изменений. Также на площадках слетов Школы городских изменений презентуются и обсуждаются результаты исследований социальных сферы в городах с ключевыми стейкхолдерами – администрациями муниципальных образований и городскими активистами, определяются совместные с компанией направления для реализации общегородских проектов и программ социальной политики на основании государственно-частного партнерства.

Команда и партнеры  

Команда

Сотрудники Центра социальных программ РУСАЛа, 22 человека.

Партнеры

  • Региональные и муниципальные органы власти в городах Красноярск, Ачинск, п.Таежный, Шарыповский р-н Красноярского края,  городе Новокузнецк, п.гт Белогорск Кемеровской области, городах Братск, Шелехов Иркутской области, городах Краснотурьинск, Североуральск, Каменск-Уральский в Свердловской области;
  • НКО, консалтинговые и тренинговые агентства, образовательные организации: Центр корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента СПбГУ, Центр управления социальных инноваций GrantRafting, Межрегиональное молодежное общественное движение «Даниловцы», ООО «Импакт Хаб», D-Group Social (г. Москва), АНО «Территория» (Новокузнецк), «Центр развития социальных инициатив «Формула» (Новокузнецк), МБОО «Центр развития некоммерческих организаций» (Санкт-Петербург),  РО МО Республики Хакасия «Эдельвейс» (Абакан), Тренингового центра «Открывалка» (г Каменск-Уральский), Фонд развития Урала (г. Екатеринбург), Конструкторское бюро бизнес-решений (Красноярск), Краевой центр поддержки общественных инициатив (Красноярск), АНО «Информационный центр атомной отрасли»;
  • Компания «ЕВРАЗ», ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург), ООО «Инфомаксимум» (www.crocotime.com); ЗАО «ПФ «СКБ Контур» (проект Контур.Бухгалтерия); ООО «Конструктор» (конструктор сайтов); Банк «Точка»; ООО «Фастком» (Битрикс 24); ООО «Актив-АйТи» (онлайн-сервис Еtutorium) Онлайн-школа городских предпринимателей Vektor института «Стрелка»;
  • Фонд президентских грантов;
  • Местные сообщества, организации — грантополучатели в городах присутствия компании РУСАЛ.

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет программы за 2017 год

6,74 млн рублей, в том числе:

5,18 млн. рублей – средства, выделенные компанией РУСАЛ на реализацию программы

1,56 млн рублей – привлеченные средства: гранты, pro bono, средства партнеров, бесплатные ресурсы

Бюджет программы за 2018 год

4,34 млн рублей, в том числе:

1,19 млн. рублей – средства, выделенные компанией РУСАЛ на реализацию программы

3,15 млн руб. – привлеченные средства: гранты, pro bono, средства партнеров, бесплатные ресурсы

Человеческие ресурсы

Для реализации программы активно привлекаются pro bono волонтеры: специалисты в сфере менеджмента, образования, продвижения, бизнеса, массовых коммуникаций, финансов и др., которые выступают как эксперты, наставники, спикеры, консультанты, модераторы в рамках публичных, образовательных, акселерационных программ, курсов и мероприятий Школы городских изменений.

Специалисты компании и предприятий привлекаются для реализации программы на условиях pro bono как эксперты для проведения профильных семинаров, мастер-классов по продвижению социальных проектов, управлению проектами, консультирования проектных команд по юридическим вопросам, связанным с их реализацией, взаимодействию со СМИ, составлению технических заданий, дефектных ведомостей для проведения строительных работ и благоустройства.

Внешние региональные и федеральные эксперты в области социального и бизнес проектирования, фандрайзинга, массовых коммуникаций, продвижения, оценки программ, волонтерства, регионального развития сотрудники НКО выступают в роли спикеров, консультантов, наставников проектных команд, ведущих вебинары, семинары, тренинги, курсы по направлениям: социальное предпринимательство, социальное проектирование, корпоративное волонтерство.

Поощрение сотрудников компании, участвующих в реализации программы на волонтерских началах, осуществляется в рамках системы нематериальной мотивации волонтеров промплощадок РУСАЛа и предполагает:

  • позиционирование сотрудников как экспертов программы на сайте корпоративного фонда и публичном признании результатов их труда в виде вручения сертификатов экспертов, благодарственных писем, грамот на публичных мероприятиях,
  • предоставление возможности бесплатного участия в семинарах, тренингах, культурных мероприятиях (спектаклях, выставках, приемах), организуемых компанией и ее партнерами,  
  • финансирование участия в выездных мероприятиях, конкурсах, корпоративных играх и торжествах.

Для привлеченных внешних волонтеров также осуществляется позиционирование их как экспертов программы на сайте корпоративного фонда, награждение сертификатами экспертов, благодарственными письмами, грамотами, сувенирной продукцией, бесплатными билетами на спектакли, выставки, культурные и досуговые мероприятия, организованные Компанией,   рассматриваются возможности кобрендинга мероприятий, финансирование участия экспертов и наставников в конференциях, слетах и других публичных мероприятиях, предоставляется доступ к корпоративной библиотеке, материалам дистанционных курсов, предоставляется возможность использования для проведения ими своих мероприятий в помещениях и с использованием оборудования корпоративного фонда.

 20172018
Количество экспертов – сотрудников компании, привлеченных для реализации программы ШГИ на условиях pro bono1837
Количество внешних экспертов (других организаций), привлеченных для реализации программы ШГИ на условиях pro bono5579
Количество других волонтеров, привлеченных для реализации программы ШГИ3569

Увеличение количества привлеченных pro bono экспертов в 2018 году и волонтеров обусловлено включением в ШГИ в 2018 году акселерационных программ по разным направлениям, в которых появилась потребность в организации взаимодействия участников с наставниками и экспертами-консультантами для работы над развитием проектов, увеличением количества небольших мероприятий, ориентированных на индивидуальную работу с инициативными группами по специализированным направлениям.

Технологические и материальные ресурсы

Образовательные, дистанционные форматы ШГИ реализуются на сайте  https://fcsp.ru/edu/  и с использованием платформы Bitrix 24 (https://fcsp.bitrix24.ru/).  В каждом городе имеется оборудование необходимое для организации обучения: интерактивные доски, проекторы, экраны, ноутбуки,  доски-флипчарты, мебель.

В собственности БО Фонд «ЦСП» имеется учебное помещение, площадью 42,40 кв. м. в г. Красноярске, для проведения масштабных городских событий в разных городах арендуются или задействуются на условиях партнерства соответствующие уровню мероприятия площадки.

Учрежденная фондом «ЦСП» — АНО «ЦИСС» имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации и права выдачи удостоверений о повышении квалификации по программам «Социальное проектирование» и «Социальное предпринимательство».

Для реализации образовательных программ БО Фонд «ЦСП» и АНО «ЦИСС» имеют широкую базу методических ресурсов, библиотеку печатных и электронных изданий.

В 2018 году по материалам программы с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества подготовлено и издано 1000 экземпляров книги «Хорошее дело. Социальное предпринимательство», автор Ю.Б. Калашников.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

В 2017 году при запуске программы «Школа городских изменений» в городах реализации учитывались, с одной стороны, интересы разных участников, а с другой — специфика территорий, поэтому Школа проводилась в разных форматах и с участием разных экспертов. Как показал опыт, такой подход очень удобен и эффективен, и мероприятия вызвали большой интерес у местных сообществ.  За 2017 год в 70 мероприятиях Школы приняли участие 2635 человек из 11 городов. Так как в работе Школы принимали участие и эксперты федерального уровня в области урбанистики, проектирования и стратегических разработок, она вызвала интерес и у представителей органов власти, департаментов, ведомств, наряду с руководителями и представителями некоммерческих организаций, грантополучателей, социальных предпринимателей, СМИ.

Мероприятия Школы проводились в разнообразии форматов, включая лекции, воркшопы, мастер-классы, групповая работа, мозговые штурмы, стратегические сессии, дискуссии и т.д.

В Братске в рамках Школы проходили дискурс-лекции «Свежий взгляд на Братск», «Основы социального проектирования: как создать и реализовать качественный социальный проект», «Соседские центры: новый этап развития городов», «Проблемы городского благоустройства», Деловая игра «Город».

В Новокузнецке выбрали формат Школы в виде еженедельных семинаров по субботам. Семинары проводились в первом полугодии в интерактивном научно-познавательном центре «Кузница наук», создание которого стало возможным благодаря победе заявителей в конкурсе грантов программы «Территория РУСАЛа» в 2015г. Достаточно длительный цикл обучающих мероприятий Школы с постоянным расписанием и местом проведения позволяет охватить больше желающих, отследить ход подготовки заявок, своевременно предоставить обучающимся заявителям рекомендации по доработке заявок, и таким образом, достичь повышения качества заявляемых проектов. В финале цикла обучения в рамках Школы проведена деловая игра «Экспертиза», участники которой получили от экспертов обратную связь по своему проекту и дополнительно усилили свою заявку. Во втором полугодии после завершения обустройства социального коворкинга в Новокузнецке (грант программы «Территория РУСАЛа» 2016 г.) Школа сменила локацию проведения семинаров в его пространстве и объединилась с новокузнецкой площадкой Лаборатории социальных инициатив /Social Lab «Город для жизни». В результате Школа городских изменений стала значимым городским событием, где лидеры городских изменений, местные партнеры и эксперты вместе обсуждают значимые для территории проблемы и пути их совместного решения, делятся опытом и учатся друг у друга. Этот пример еще раз наглядно говорит о приоритетах конкурса – создании, во-первых, новых городских пространств, которые могут качественно изменить жизнь жителей, а во-вторых, что не менее важно, – создание на новой площадке качественного сообщества лидеров городских изменений.

В Североуральске и Саяногорске деловая игра в рамках Школы, проведенная Александром Холодновым, заместителем генерального директора Экспертного института территориального планирования «Урбаника», стала частью масштабного исследования социальной сферы муниципальных образований и разработки локальной стратегии социальной политики компании.

В ноябре 2017 г. семинары на тему «Люди для города, Город для людей», «Сообщества меняют города» состоялись в городах Свердловской области и в Красноярске. К их ведению были привлечены федеральные эксперты. Семинары объединили аудиторию волонтерских сообществ и инициативных команд социальных проектов, а также представителей власти, бизнеса, архитектурного сообщества и СМИ.

Результатом встреч в рамках Школы городских изменений стали новые идеи, проекты и решения по развитию городских пространств. Помимо этого, результатом проведения Школы стало формирование сообществ жителей, администраций и профессионалов, которые совместно вырабатывают общее  видение развития своих территорий. Так в Каменске-Уральском были разработаны проекты «Исетские берега» по благоустройству зоны отдыха на лыжно-лодочной станции «Металлист» и Арт-площадка «Каменский Арбат», в Краснотурьинске — прогулочная набережная и «Спортивная площадка «Тополёк», в Саяногорске – сквер «Центр притяжения», в Ачинске — Парк «Молодежный», Театральная аллея и другие объекты и пространства.

С мая по июнь 2017 г. в Ачинске прошел городской квест PlayHelloCity по итогам знакомства с опытом международного проекта коллег из Новокузнецка. В игре приняли участие около 50 активистов, из них 4 команды — новые потенциальные заявители грантового конкурса «Территория РУСАЛа».

С одной стороны, Школа городских изменений – это уникальный образовательный проект, а с другой – проект, который повышает эффективность всех реализуемых социальных программ РУСАЛа. Школа помогает подготовить проектные команды, которые способны разрабатывать и реализовывать социальные проекты, направленные на развитие городских пространств и доступной среды в жилых районах, на организацию социокультурных событий и многое другое.

В ноябре 2017 года Проект «Школа городских изменений» стал победителем конкурса Президентских грантов и получил грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, в сумме 2,99 млн рублей для проведения в 2018 году исследований социальной сферы в 4-х городах, организации и проведения Слета лидеров городских изменений, издание методического сборника и оформление кейсов лучших социальных практик.

В апреле 2017 г. был запущен первый дистанционный курс «Социальное предпринимательство» в рамках онлайн-формата Школы городских изменений. Курс осуществлен на платформе дистанционного обучения Moodle. За счет вовлечения участников онлайн-курса из других городов России и стран охват территорий значительно увеличился и составил 113 городов 8 стран участников проживания участников онлайн-курса.. Общая конверсия Школы (отношение выпускников, полностью выполнивших объем курса 34 человек, к поступившим – 532) составила 6,4%. Курс предполагал последовательное освоение 14 тем, в итоге на каждом этапе происходил отсев в среднем до 30 слушателей.

С декабря 2017 года стартовал второй доработанный онлайн-курс «Социальное предпринимательство» Школы городских изменений  на платформе «Битрикс», в рамках которого слушателям предлагалось пройти 5 модулей в любой последовательности. 1 модуль «Базовый курс: бизнес-инструменты, которыми должен владеть каждый социальный предприниматель» включал 4 темы и  предлагался для обучения бесплатно. 4 других модуля, включающих от 2 до 5 тем, предлагались на платной основе (900 руб. за 1 модуль). Участники могли сами выбирать последовательность, темп освоения программы, количество модулей. В результате на курс зарегистрировались  1123 участников, из них прошли обучение по какому либо из модулей 87 человек , 11 человек заплатили за обучение и прошли полный курс из 5 модулей.

В марте 2018 года был объявлен набор в Онлайн-школу «Социальное проектирование». В рамках курса можно научиться основам социального проектирования, методам и технологиям управления проектом, а также параллельно потренироваться подавать заявку на грантовые конкурсы, найти наставника или партнера для реализации своего проекта. Обучение на курсе бесплатное, желающие получить по итогам прохождения курса и успешной аттестации удостоверение о повышении квалификации оплачивают 900 рублей. По итогам первого набора с марта по июнь 2018 года количество обучающихся на курсе «Социальное проектирование» составило 337 человек,  выпускниками курса, успешно прошедшими промежуточную и итоговую аттестации, стали 31 человек.

Все видео лекции, использующиеся при обучении на дистанционных курсах, и записи  вебинаров Школы городских изменений находятся в открытом доступе на www.youtube.com на канале Центра социальных программ РУСАЛа.

В первом полугодии 2018 года стартовали первые акселерационные программы Школы городских изменений по направлениям: проекты территориального развития, социально-предпринимательские проекты, волонтерские проекты. В  акселерационные программы по направлениям территориальное развитие и волонтерские проекты включались проектные команды – победители грантовых конкурсов РУСАЛа 2017 года. В акселерационную программу по направлению «социальное предпринимательство» был объявлен конкурс, по итогам которого участники принимались в программу, для проектов участников данного акселератора также предоставлялась возможность получения грантовой поддержки на конкурсной основе после прохождения акселерационной программы.

Основная задача акселерационных программ Школ городских изменений: повышение эффективности и устойчивости реализующихся проектов, их развитие.

В каждый Акселератор входили:

— аудит — анализ текущего состояния проекта, определение возможностей развития проекта и включения дополнительных инструментов, технологий, мероприятий, действий в план его реализации.

— планирование — составление плана развития проекта на ближайшие полгода/год.

— обучение — индивидуальная образовательная программа из вебинаров, курсов, подборки видео- и методических материалов для каждой команды в целях повышения ее компетенций для развития проекта.

— действия — внедрение инструментов и технологий

— развитие проекта, новых мероприятий, шагов, корректировка существующих мероприятий, механизмов реализации проекта.

Для организации коммуникации в рамках акселерационных программ, взаимодействия участников, наставников и экспертов, постановки задач, использовалась платформа Битрикс24, проводились очные семинары, вебинары и встречи с участниками. Участникам предлагались подборки методических материалов, статей, кейсов, дистанционные курсы, видео-материалы, технологии и ресурсы по темам, связанным с разными аспектами работы над развитием их проектов.

Для организации общей активности участников Акселератора на Битрикс24 создана группа Strong Project Challenge 5, в которой на протяжении 5 недель команды включались в выполнение различных заданий-вызовов по теме недели, связанных с развитием проектов. Тематики недель: «Дизайн проекта/бизнес-модели», «Развитие команды проекта», «Увеличение количества источников ресурсов проекта», «Продвижение проекта», «Оценка проекта и управление финансами». В результате акселерационных программ команды составили планы развития проектов, уточняли, корректировали проекты, определяли и внедряли в деятельность по проекту новые технологии, обеспечивающие повышение устойчивости и эффективности деятельности.

В ходе запуска курсов к информационному сотрудничеству с программой «Школа городских изменений» было привлечено 13 региональных Центров инноваций социальной сферы, на порталах пяти из них было размещено предложение об обучении в Онлайн-школе городских изменений.

Для проведения разных форматов программы в 2017 и 2018 годах привлекалось более 100 экспертов и специалистов регионального и федерального уровня из различных регионов страны, являющихся экспертами  в области управления, бизнеса, образования, PR, территориального развития. Большинство участвовавших экспертов представлены на странице программы https://www.fcsp.ru/edu/experts.php.

Для продвижения и тиражирования опыта успешной реализации проектов создана и размещена на сайте ЦСП серия кейсов «Лидеры городских изменений» об успешных социальных практиках и предпринимательских проектах https://fcsp.ru/keysy-proektov/, в том числе с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Количественные показатели результативности программы20172018
Очные мероприятия  
Количество мероприятий70119
Количество участников мероприятий26353128
Количество участников мероприятий, подавших проектные заявки на грантовые конкурсы792373
Количество партнеров- организаций7166
Вебинары  
Количество вебинаров117
Количество зарегистрировавшихся116595
Количество участников51455
Дистанционный курс «Социальное предпринимательство»  
Количество зарегистрировавшихся5321367
Количество прошедших курс/модуль3487
Количество, получивших удостоверение о повышении квалификации5
Дистанционный курс «Социальное проектирование»  
Количество зарегистрированных на курс769
Количество прошедших курс55
Количество, получивших удостоверение о повышении квалификации49
Дистанционный курс «Корпоративное волонтерство»  
Количество зарегистрированных на курс124
Акселерационные программы  
Общее количество участников программы 111
Количество социально-предпринимательских проектов 20
Количество проектов территориального развития 13
Количество проектов, направленных на развитие волонтерства 32

В целях выявления наиболее актуальных и приоритетных направлений поддержки социальных проектов со стороны компании РУСАЛ, а также развития инфраструктуры поддержки социальных проектов на базе Фонда «ЦСП» и иных подразделений компании, привлеченная экспертная организация ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» при организационной поддержке фонда «ЦСП» провела исследования социальной сферы в городах Североуральск и Саяногорск. В результате разработаны предложения по приоритетам стратегии социальной политики компании РУСАЛ в данных городах. В стратегиях приведен структурированный перечень проектов различного масштаба, актуальных для городов, с учетом оценки значимости социальных проблем. Приводятся рекомендации по возможностям развития поддержки местных инициатив. Отчеты о проведенных исследованиях востребованы администрациями муниципальных образований для использования в стратегическом планировании развития территорий. Результаты исследований легли в основу планирования следующего цикла мероприятий «Школы городских изменений» для данных территорий.

Социальные результаты

Основные результаты реализации проекта, это становление и развитие компетенций у лидеров городских изменений, позволяющих им эффективно осуществлять деятельность по улучшению территорий: повышение уровня проектной грамотности, способность разрабатывать проекты и оценивать их социальное влияние, владение методами организации волонтеров, умение находить партнеров. Повышение эффективности и устойчивости проектов, получивших грантовую поддержку, по итогам участия в образовательных интенсивах ШГИ. По итогам обучения на ШГИ лидеры могут разработать и доработать свои проектные заявки или составить планы развития уже реализующихся проектов, разработать новые бизнес-планы социальных предпринимательских проектов, внедрить новые инструменты продвижения, привлечь дополнительные ресурсы, повысить эффективность командной работы, развития инфраструктуры, оценки, обучения сотрудников своих организаций и привлеченных волонтеров.

Внутренняя оценка

На первом этапе реализации программы и промежуточных этапах перед началом запуска ежегодного цикла образовательных мероприятий проводится оценка образовательных потребностей и ожиданий участников программы по итогам опросов при регистрации на стартовые и текущие мероприятия, проведения коммуникационных площадок, деловых игр. Также анализируется обратная связь от экспертов грантовых конкурсов об уровне подготовки участников, слабых и сильных сторонах проектных заявок в разных территориях. Проводится мониторинг активности и структуры инициативных организаций в грантовых конкурсах компании, оценивается количество поданных заявок, количество и виды новых организаций, включившихся в грантовые конкурсы, направления и проблемы, наиболее актуальные для инициативных групп в различных территориях. При формировании тематик и плана образовательных событий, очных мероприятий Школы городских изменений проводится анализ имеющихся в определенных территориях ресурсах, городских мероприятий, программ, направленных на развитие разных категорий инициативных горожан и НКО. По итогам оценки выявляются наиболее актуальные темы, проблемы, волнующие участников для включения их в проектную деятельность по улучшению качества жизни в конкретных территориях, определения приоритетных направлений конкурсов, тематик и форматов образовательных событий.

По всем социальным программам сотрудниками корпоративного благотворительного фонда проводится внутренний мониторинг и оценка через ведение ежемесячной статистики и action планов по социальным программам, анализ статистических и эмпирических данных, подготовку полугодовых и годовых отчетов.

В рамках грантовых конкурсов проводится анализ качества и количества заявок от инициативных групп и организаций в территориях присутствия компании, оценивается:

— количество заявок в номинациях и направлениях конкурсов,

— активность грантозаявителей,

— включение новых организаций в конкурсы,

— объем софинансирования проектов,

— проблемы, актуальные для заявителей, и их корреляция с проведенными исследованиями социальной сферы в данных территориях,

— источники получения информации о конкурсах,

— количество созданных объектов инфраструктуры по итогам реализации проектов,

— количество благополучателей реализованных проектов.

Для инициативных групп проводятся встречи и деловые игры с экспертами, которые обучают грантополучателей процедуре самостоятельного мониторинга проектной деятельности. В ходе проведения конкурсов заявителям предлагается пройти тест-самооценку своего проекта по критериям конкурса с выдачей рекомендаций по доработке проектов.

В работе с командами, реализующими проекты, проводится ежемесячный мониторинг и сбор статистических данных по количеству мероприятий, благополучателей, публикаций, партнеров и дополнительных средств, привлеченных на реализацию проектов. Сотрудники корпоративного благотворительного фонда и предприятий компании принимают участие в мероприятиях, реализующихся при поддержке грантов компании, участвуют в открытии новых площадок и объектов социальной инфраструктуры. По итогам реализации проектов проводится сбор и анализ финансовых, содержательных и статистических отчетов.

В рамках социально-образовательной программы «Школа городских изменений» (образовательные семинары, сессии, встречи со специалистами, мастер-классы, дистанционные курсы) собирается обратная связь от участников программы об их ожиданиях, потребностях, эффективности проведенных мероприятий и курсов. Проводится анализ количества участников образовательных мероприятий и тех, кто прошел образовательные курсы онлайн, оценивается количество проектов, заявленных для участия в грантовых конкурсах от обучающихся в программе.

В рамках городских событий, переговорных площадок, образовательных мероприятий сотрудники фонда получают обратную связь от партнеров и стейкхолдеров о реализации проектов и программ, по итогам которой, в том числе руководствуясь собственными выводами и наблюдениями, составляют отчет по программам и в целом по деятельности фонда.

Результаты деятельности региональных представительств фонда, реализация всех программ обсуждаются на стратегических сессиях фонда, на которых присутствуют все сотрудники, представители компании, эксперты (проводится 2 раза раз в год). В 2017 году на осенней стратегической сессии для всех сотрудников проводилось обучение и обсуждение подходов к совершенствованию инструментов внутренней оценки с экспертом в сфере оценки программ и политик Е.П. Малицкой, президентом МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив».

Для систематизации базы CRM участников программы, учета потребностей и интересов целевой аудитории, оценки эффективности мероприятий программы были разработаны формы регистрации и анкеты обратной связи для участников школы с использованием гугл-диска и платформы Битрикс 24. Во втором полугодии по итогам анализа анкет обратной связи участников ключевых мероприятий составлялись отчеты, включающие оценку уровня организации, содержания образовательной программы и работы экспертов. В дальнейшем в рамках программы планируется внедрять и совершенствовать единую форму регистрации и инструменты оценки для всех образовательных мероприятий ШГИ.

Внешняя оценка

Для оценки социальных проектов, заявленных на грантовые конкурсы, привлекаются внешние региональные и федеральные эксперты, которые проводят экспертизу проектных заявок и дают комментарии относительно сильных и слабых сторон проектов. В 2017 году для оценки заявок грантовых конкурсов привлекалось 78 независимых экспертов. По итогам оценки всем экспертам предлагалось дать обратную связь об эффективности инструментов и критериев оценки, полноты представленной информации о конкурсе, системе работы на электронной платформе, взаимодействии с организаторами, других вопросах организации и проведении конкурсного отбора проектов. В итоговом опросе приняли участие 34 человека, рекомендации которых были учтены в доработке дизайна грантовых программ, направлений и критериев конкурсов следующего цикла.

В 2017 году в целях формирования эффективной социальной политики компании в территориях присутствия компании РУСАЛ запущены комплексные исследования социальной сферы с привлечением внешних организаций, специализирующихся на маркетинговых, исследовательских и аналитических видах работ.

В городе Красноярске с мая по июль 2017 года проведено комплексное исследование социально-экономической ситуации в городе с привлечением Компании ООО «ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ» (Москва), в результате которого проведена оценка репутационных характеристик и общего восприятия социальных программ компании РУСАЛ, включая:

  • оценку социально-экономической ситуации,
  • оценку социальной ответственности РУСАЛа и Красноярского алюминиевого завода,
  • представленность в СМИ и каналах информирования о социальной деятельности компании.

По результатам исследования даны рекомендации по коррекции коммуникационной стратегии компании и улучшению репутации, в том числе через социальную политику и благотворительную деятельность.

С августа по декабрь совместно с ООО «Институт территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) проведены комплексные исследования социальной сферы в городах Североуральск Свердловской области и Саяногорск респ. Хакасия.

Оценка ИТП «Урбаника» включала в себя:

  • оформление характеристик муниципальных образований (сравнение с городами присутствия РУСАЛа,  социально-экономический обзор);
  • анализ социальных проблем, в т.ч. комплексная оценка значимости городских проблем;
  • сбор предложений по поддержке городских проектов,
  • оценку значимости городских проектов и характера взаимодействия с органами власти и местного самоуправления;
  • определение основных направлений социальной политики РУСАЛа;
  • рекомендации по формированию обоснованного и максимально эффективного набора социальных проектов и программ компании РУСАЛ в муниципальных образованиях на среднесрочную перспективу с учетом актуальных проблем и потенциала развития территории.

В 2018 году компания продолжила работу по проведению комплексных исследований социальной сферы в городах Ачинск, Белогорск, Новокузнецк, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, в том числе с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

По итогам трех лет реализации ШГИ планируется провести внешнюю оценку влияния программы на развитие местных сообществ, устойчивость проектов, организаций и развитие компетенций участников.

Отзывы благополучателей:

Отзывы участников дистанционных курсов:

Елена Черных

«Большое спасибо за информацию о социальных проектах. Как делать, как размещать. Прочитала лекции, видеоролики. Все по способствовало продвинуть свой библиотечной проект. Мы заняли первое место. Спасибо огромное. Информация очень даже пригодилась»

Симон Ольга, Боготол

Теоретическая часть курса очень грамотно выстроена, наполнена информацией о социальном проекте в полном объеме, в ней можно найти ответы на все возникающие вопросы в рамках написания социального проекта.

Наиболее ценным в курсе стало размещение постов на личной странице, где была возможность получить обратную связь по проблеме будущего проекта.

Темникова Ольга, Красноярск

Теоретическая наполненность курса хорошая, отдельно отмечу, что все конкретно и по делу, без «воды». Материалы визуально удачно систематизированы. Все это помогало не терять концентрацию при изучении теории.

Считаю очень удачным, что на курсе есть возможность взглянуть на другой проект в роли «эксперта». Поскольку занимаясь только своим проектом, не всегда можно трезво оценить результат.

Тарасенко Ольга, п. Красногорьевский

Все отлично! Очень понравилось наполнение курса. Все понятно и доступно.

Дрянных Ольга, Красноярск

Наиболее ценное в курсе — пошаговый алгоритм действий при разработке проекта и сопровождение теоретической информации видеоматериалами.

Усольцева Татьяна, Краснотурьинск

Приобретенные знания мне очень понадобятся в написании будущих проектов.

Отзывы по итогам очных мероприятий ШГИ:

Александр Жигалов, г. Саяногорск

Принимал участие в игре «Город», которую вы проводили в п.Черемушки (Хакасия) 14 ноября 2018г.

Очень понравилась встреча, организация. Много полезного получил для себя, встретился со старыми, давно забытыми, знакомыми, и познакомился с новыми людьми.

Мы нашей командой представляли проект «Тропа над облаками» — оборудование скального массива «Мраморка». Строительство экстрим-парка для спорта и отдыха людей.

В декабре со мной связались ваши сотрудники из Саяногорска. Пригласили прийти в гости.

Побеседовав, подарили мне вашу книгу – «Хорошее дело. Социальное предпринимательство».

Прочитал ее, можно сказать, на одном дыхании!

Очень понравилась! Настолько доступно написано и легко воспринимается, что мне, человеку, только начинающему постигать азы предпринимательства, было понятно без дополнительных разъяснений.

Хорошее пособие для начинающих, думаю и для действующих тоже. Все расписано поэтапно, с примерами.

В конце каждой главы понравился список литературы, которую вы рекомендуете прочесть.

Завершающие 3 страницы — это просто шедевр! Вот именно так должны заканчиваться все книги.

И конечно, радует глаз веселый Ежик, который постоянно мелькает на страницах! Он очень понравился моей супруге Маргарите.

Спасибо вам за такой замечательный подарок!

Отзывы и комментарии участников Слета лидеров ШГИ в г. Новокузнецке (октябрь 2018 г.):

— Слет стал прекрасной возможностью для всех его участников познакомиться с активными людьми из разных городов, обменяться с ними опытом, позаимствовать удачные находки и новые идеи, узнать, что происходит в их социальных проектах и что у них получается, а что нет. И конечно, на форуме каждый мог получить обратную связь по своим инициативам от экспертов и коллег из других городов, — отметила приглашенный спикер мероприятия, эксперт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Анастасия Москвина

 — На мой взгляд, слет смог объединить множество заинтересованных людей разных возрастов, профессий и направлений деятельности. При этом формат мероприятия был абсолютно комфортным для всех. Я желаю всем активным горожанам, принявшим участие в слете, ничего не бояться и смело запускать свои проекты – все получится! – говорит эксперт слета, основатель проекта Young Group.Social Кристина Багрова.

 — Слет больше всего понравится своей атмосферой открытости, полезным общением. Здесь многие из нас приобрели новые знакомства, узнали о новых возможностях, нашли новые подходы к решению своих задач. Конечно, все это очень воодушевляет и вдохновляет на новые свершения, — поделилась впечатлениями участница слета из г. Саяногорска Ирина Ефремова.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Социально-образовательная программа «Школа городских изменений» компании РУСАЛ – комплекс образовательных, тренинговых, развивающих мероприятий, вовлекающих жителей городов, в которых присутствуют производства компании РУСАЛ, в развитие своего места проживания, в различных позициях, на выбор конкретных людей – социально ответственного предпринимателя, лидера или активиста проектной группы, волонтера, автора или соавтора нового городского пространства.

Особенностью программы «Школа городских изменений» является то, что с одной стороны – это площадка для выявления, исследования, обсуждения, городских проблем и точек развития, генерации совместных проектов с городскими активистами, НКО, стейкхолдерами, экспертами, для определения совместных приоритетов в социальных инвестициях НКО, бизнеса и государства, развития местных сообществ; а с другой стороны – образовательная  программа, позволяющая развивать компетенции, делиться технологиями лидерам городских изменений: волонтерам, инициативным проектным группам, представителям СО НКО, социальным предпринимателям.

Программа является частью социальных инвестиций ОК РУСАЛ в развитие человеческого потенциала в территориях присутствия и постоянно развивается в логике развития всех социальных программ компании.

Социально – образовательная программа «Школа городских изменений» заняла 3 место в номинации Министерства экономического развития Российской Федерации «Лучшая программа (проект), способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании» в конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности» — 2018 и вошла в Атлас практик неформального образования АСИ.

Планы дальнейшего развития 

По итогам оценки образовательная программа будет корректироваться и дополняться новыми курсами с учетом потребностей развития компетенций у представителей местных сообществ. Отработанные методики и содержание программы предполагается оформлять и представлять в профессиональном сообществе для использования другими организациями.

Ежегодно планируется увеличение числа участников программы за счет расширения географии и новых форматов мероприятий.

Выпускники программы будут расширять сообщества лидеров городских изменений в территориях присутствия компании, из них будет обновляться пул наставников, экспертов и партнеров для социальных проектов следующих участников программы.

Повышению устойчивости социальных проектов лидеров городских изменений будет способствовать использование акселерационных технологий, интеграция лидеров инициатив с некоммерческими организациями, муниципальных организаций с волонтерскими сообществами и социальными предпринимателями.

По итогам реализации предполагается провести оценку устойчивости проектов участников и влияние программы на развитие местных сообществ.