План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области

Проект направлен на поддержку коренных малочисленных народов Севера (КМНС). В рамках плана реализуются два ключевых направления: Программа поддержки традиционной экономической деятельности (ППТЭД) и Фонд социального развития (ФСР). Программа разработана для содействия решению вопросов трудоустройства и развития традиционной экономической деятельности КМНС Сахалинской области — оленеводства, рыболовства, собирательства дикоросов, художественных промыслов. Фонд служит для содействия решению социально значимых проблем КМНС Сахалинской области, включая образовательные и медицинские проекты.

Направления поддержки
поддержка представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС)

Благополучатели

  • Коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области
  • Общественные организации, родовые общины и хозяйства КМНС
  • Общественные организации и учреждения, занимающиеся сохранением культуры и традиций КМНС

Язык: русский

Период реализации: с 2005 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 02.12.2019

Контакты

Завьялова Юлия Александровна

Ведущий специалист

+7 (4242) 66-27-56

Сайт проекта
www.simdp.ru

Видео О проекте http://www.simdp.ru/?id=19&pid=4

«Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» 

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

На Сахалине проживают около 4 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) (около 0,7% населения острова), относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта, эвенки и нанайцы. На протяжении последних нескольких десятилетий места традиционного проживания КМНС Сахалинской области являются территориями достаточно интенсивного промышленного освоения. В связи с этим встают вопросы поддержки местного населения и сохранения самобытности КМНС.

Внешние причины инициации программы

Достижение Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР), которые являются итогом беспрецедентно масштабных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, включая коренные народы, подразумевает решение многих актуальных проблем коренных народов с учетом всеобъемлющего характера ЦУР и ключевого принципа ЦУР — уважение и продвижение прав человека. Основную роль в этом играет Форум ООН по вопросам коренных народов, повестка которого включает отслеживание достижений ЦУР и разработку индикаторов, учитывающих интересы коренных народов.

В связи с вышеизложенным и на основе стремления компании к применению передовых стандартов и инициатив по проблемам коренных народов, «Сахалин Энерджи» провела анализ стратегии взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера (КМНС) Сахалинской области в отношении ЦУР для последующего объединения усилий в этом направлении. Ключевой программой компании по взаимодействию с КМНС является «План содействия». Анализ показал, что подавляющее большинство проектов и мероприятий «Плана содействия» уже соотносится со многими ЦУР и их задачами.

В основе механизма реализации Плана лежит партнерство правительства, бизнеса и населения, что является обязательным условием реализации ЦУР 17. Отношения партнеров построены на общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов КМНС.

«В рамках «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» реализуется новаторский подход к поощрению поддержки КМНС Сахалинской области, который основан на трехстороннем партнерстве между коренными малочисленными народами Севера, «Сахалин Энерджи» и органами власти. За годы реализации «План содействия» доказал свою эффективность и получил высокие оценки авторитетных российских и международных организаций, включая ООН. Коренное население Сахалина также признает его позитивный вклад в решение своих насущных проблем».

По результатам проведения промежуточной оценки реализации третьего «Плана содействия» (2018 г.)

Внутренние причины инициации программы 

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи» или компания) ведет свою деятельность на территории о. Сахалин. С момента своего создания в 1994 г. компания уделяет большое внимание реализации социально значимых программ. Важным и неотъемлемым механизмом взаимодействия в области социальных инвестиций являются равноправные партнерства, акцент делается на реализации стратегических долгосрочных партнерских программ с участием внешних заинтересованных сторон, с совместным принятием решений и разделением ответственности.

Согласно Политике по правам человека, первоочередное значение компания придает вопросам, связанным с уязвимыми группами населения, к которым относятся, в частности, коренные народы. Компания взяла на себя обязательство уважать права коренного населения, уделяя особое внимание предотвращению и (или) минимизации любого возможного негативного воздействия, культуре коренных народов, особенностям уклада жизни, обычаям, участию в экономическом развитии и жизнедеятельности. С самого начала своей деятельности компания помогла реализовать сотни социальных проектов, направленных на поддержку коренных малочисленных народов Севера.

С 2006 г. важной частью этой работы стала реализация программы «План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» («План содействия» или План). Партнерами Плана стали «Сахалин Энерджи», Региональный совет уполномоченных представителей (РСУП) и Правительство Сахалинской области (ПСО). При таком формате работы в равноправном трехстороннем партнерстве происходит конструктивное взаимодействие власти, бизнеса и общества, где проявляется ответственность бизнеса, ответственная политика власти и желание коренных этносов развиваться и управлять собственными ресурсами. Партнерство, выгодное каждой из сторон, обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие территории и гармоничное развитие коренных малочисленных народов острова.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы 

  • коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области;
  • общественные организации, родовые общины и хозяйства КМНС;
  • общественные организации и учреждения, занимающиеся вопросами КМНС, — местные, региональные и федеральные;
  • организации, занимающиеся вопросами КМНС;
  • федеральные, региональные и местные органы власти;
  • научное сообщество, эксперты;
  • акционеры «Сахалин Энерджи»;
  • кредиторы проекта «Сахалин-2».

«Что касается Сахалина, то здесь есть очень удачный пример взаимодействия в рамках долгосрочного проекта «План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области», который реализует компания «Сахалин Энерджи»… Вижу большой плюс в том, что работа поставлена очень грамотно, в соответствии с мировым опытом и стандартами. Исполнительные органы — работоспособные и коллегиальные, все прозрачно и понятно, всем видно, какой бюджет этого мероприятия, какие виды поддержки населения — социальные, экономические. Представители общественных организаций из районов не просто присутствуют на заседаниях, а активно участвуют в обсуждении всех вопросов».

Г. П. Ледков, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

Территориальный охват

Сахалинская область

Цели и задачи 

Программа направлена на предотвращение или минимизацию воздействия проекта на коренные народы, улучшение качества жизни и, самое главное, поддержку устойчивого развития коренных народов острова и их лидерского потенциала:

  • Развитие потенциала: предполагает совершенствование лидерских качеств и технических навыков (в том числе в сферах бухгалтерского учета, бюджетирования, бизнес-планирования, ведения экономической деятельности, подготовки отчетов), поддержку стремления к дальнейшему развитию этнического самосознания.
  • Социально-экономическое и культурное развитие: культурное возрождение, экономическая устойчивость предприятий, осуществляющих традиционное хозяйствование, улучшение социальных условий рассматриваются как целевые направления поддержки.
  • Подготовка к созданию независимого фонда: помощь в подготовке к возможному созданию независимого фонда развития коренных малочисленных народов.
  • Раскрытие информации о воздействии проекта «Сахалин-2» на окружающую среду: обеспечение своевременного, объективного и полного информирования о существующем и (или) потенциальном воздействии и о мерах, принимаемых для предотвращения и (или) минимизации любого возможного негативного воздействия.

Описание проекта

Структура и система управления «Планом содействия»

«План содействия» является на настоящий момент единственным документом на Сахалине, детально определяющим взаимные обязательства КМНС и недропользователя. Роль и ответственность каждого координирующего органа, а также всех партнеров «Плана содействия» разработаны, согласованы и закреплены в положениях, которые включены непосредственно в «План содействия», а также в уточненном формате доступны на сайте программы (http://www.simdp.ru/uploads/files/fon_coord.pdf).

Непременным условием реализации программы является вовлечение коренных народов на всех стадиях принятия решений. Основной отличительной чертой Плана является то, что управляют им непосредственно коренные народы. Решения касательно выделения средств принимаются комитетами программ, которые состоят только из представителей коренных народов, специально избранных на открытых собраниях. Комитетам оказывают поддержку экспертные группы и районные комитеты.

«Мы научились понимать друг друга. Только сообща власть, бизнес и коренные малочисленные народы могут решать многие вопросы».

Ф. С. Мыгун, Председатель Регионального совета уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области, 2012–2017 гг.

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Программы «Плана содействия»

В рамках Плана реализуются два ключевых направления:

Программа поддержки традиционной экономической деятельности разработана для содействия решению вопросов трудоустройства и развития экономической деятельности коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.

Представители коренного населения подчеркивают важность традиционных видов природопользования (оленеводство, рыболовство, собирательство дикоросов, художественные промыслы) для сохранения своего культурного наследия. Данное направление поддерживает желание предпринимателей из числа коренных народов развивать свою экономическую деятельность, в первую очередь на благо коренного сообщества, но в то же время программа направлена на постепенное создание возможностей для предпринимателей из числа КМНС стать более конкурентоспособными.

Средства по данному направлению выделяются на реализацию бизнес-планов, выделяются гранты на поддержку самообеспечения представителей КМНС, выдачу микрозаймов общинам малочисленных народов и иным объединениям КМНС, занимающимся традиционными хозяйственными видами деятельности, а также на развитие экономического потенциала КМНС в осуществлении традиционной деятельности.

В 2018 г. комитет ППТЭД одобрил 32 проекта (поддержка родовых, семейных хозяйств, общин и иных объединений КМНС, помощь представителям КМНС). Для ведения традиционной хозяйственной деятельности приобретены лодочные моторы, сетеснастные материалы, снегоходы, расходные материалы, отдельные виды электробытовой техники, применимые для промысловой хозяйственной деятельности. Участники ППТЭД говорят об успехах в развитии материальной базы родовых и семейных хозяйств. Это позволяет не только обеспечивать себя жизненно важными продуктами питания, но и помогать соседям, родственникам, малообеспеченному населению, пенсионерам, а в направлении бизнес-планирования — создавать дополнительный потенциал для дальнейшего получения доходов.

Программа Фонда социального развития разработана с целью содействовать решению социально значимых проблем сообществ или отдельных социальных групп КМНС. Ежегодно проводятся мероприятия по развитию языков и культуры, реализуются различные проекты, направленные на развитие песенного фольклора, лингвистические и фольклорные исследования. Представители КМНС участвуют в спортивных, образовательных, научных мероприятиях, выставках, мастерских и др.

Одной из задач программы является обучение квалифицированных специалистов из числа КМНС Сахалинской области — около 500 участников, получающих образование в учреждениях высшего, среднего специального, начального (профессионального) образования, были обеспечены поддержкой по образовательной программе ФСР.

В районах традиционного проживания КМНС островного региона организованы медицинские осмотры взрослого и детского населения специалистами областных центров, приобретено медицинское оборудование как для районных больниц, так и для всех фельдшерско-акушерских медицинских пунктов и амбулаторий, более 270 человек получили материальную помощь для проведения диагностики, приобретения лекарственных препаратов, операционного лечения и пр.

Согласно данным ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), языки КМНС Сахалинской области входят в так называемую Красную книгу языков как вымирающие или находящиеся на грани исчезновения. В рамках программы особое внимание уделяется сохранению языков КМНС Сахалинской области, регулярно поддерживается издание книг и учебных пособий, материалов на электронных носителях, которые помогают изучать и сохранять родной язык, а также приобщаться к национальной культуре.

В 2018 г. комитет ФСР одобрил к финансированию 28 проектов в следующих областях: образование, здравоохранение, развитие потенциала коренных народов, культура, спорт. Организацией — партнером по реализации проектов Фонда являлась территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Нивх» (человек). В рамках поддержки образовательных проектов 58 студентов, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях, получили финансовую поддержку, девять человек — поддержку по медицинским показаниям.

Матрица мер по снижению воздействия

Такие проекты, как «Сахалин-2», вызывают вопросы и иногда обеспокоенность у местного населения. В рамках «Плана содействия» разработана т. н. Матрица мер по снижению воздействия проекта (Матрица), которая включает в себя опасения коренных народов, связанные с деятельностью проекта «Сахалин-2», а также корректирующие меры. Матрица постоянно обновляется, рассматривается на каждом заседании Правления и направляется Региональному совету уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области и другим партнерам и заинтересованным лицам.

Важным компонентом Матрицы является обязательство компании информировать Правление о проектах расширения деятельности, результатах оценок воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу; разливах нефти и других веществ; мерах по сохранению биоразнообразия и результатах производственного экологического контроля. Кроме того, представители коренных народов приглашаются к участию в консультациях по всем проектам расширения деятельности, включая соответствующие оценки воздействия, которые планируются в районах традиционного проживания и традиционной деятельности КМНС Сахалинский области.

Такой активный диалог в рамках реализации «Плана содействия» дает возможность компании «Сахалин Энерджи», Правительству Сахалинской области и Региональному Совету уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области не только обмениваться мнениями относительно воздействий от реализации проекта, мер по их смягчению, но и предпринимать совместные согласованные действия в этом направлении.

Поддерживающие проекты

Помимо образовательных программ, направленных на развитие потенциала КМНС, реализуемых в рамках «Плана содействия», компания ежегодно организовывает дополнительные обучающие тренинги для развития потенциала КМНС в целом и для участия в «Плане содействия», такие как «Секреты учета и отчетности в НКО», «Социальное проектирование и оценка проектов», «Эффективные механизмы реализации социальной программы», «Эффективное деловое общение», «Развитие экологического и этнотуризма на Сахалине», правовой семинар, семинар по бизнес-планированию и др.

В 2018 г. был проведен семинар «Школа молодого лидера КМНС 2018 — Экология и волонтерство» по вопросам работы и взаимодействия с коренными народами организаций всероссийского и регионального уровней. На семинаре был рассмотрен опыт привлечения и участия волонтеров в экологических проектах Сахалинской области, опыт проведения экспедиций, натурных обследований, экологического мониторинга; раскрыты вопросы инициирования независимых экологических экспертиз, выявления и реагирования на нарушения природоохранного законодательства, взаимодействия с органами власти, СМИ и интернет-ресурсами. Также в 2018 г. партнеры программы приняли участие в семинаре-тренинге «Развитие волонтерства: методы, технологии, практики». По мнению организаторов и участников таких мероприятий, они не только позволяют получить новые знания и навыки, но и дают возможность для обмена опытом по пройденным темам и таким образом позволяют находить более эффективные способы решения актуальных вопросов.

Команда и партнеры  

Команда

  • Завьялова Юлия Александровна, ведущий специалист отдела социальной деятельности;
  • Дериведмидь Татьяна Петровна, начальник отдела социальной деятельности;
  • Гончар Наталья Владимировна, пресс-секретарь;
  • Жамьянова Лина Владимировна, младший специалист отдела социальной деятельности.

Партнеры

План реализуется по принципу партнерства бизнеса («Сахалин Энерджи»), общества (Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области) и власти (Правительство Сахалинской области). Партнерство в рамках «Плана содействия» основано на совместном принятии решений, разделении рисков и делегировании полномочий. Кроме того, организацией — партнером по реализации проектов Фонда являлась территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Нивх» (человек).

Ключевые партнеры Плана:

  • компания «Сахалин Энерджи»
  • Правительство Сахалинской области
  • Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области

Кроме партнеров Плана в его подготовке, управлении или реализации принимают активное участие и другие организации и лица, в их числе:

  • Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  • Представитель КМНС при Сахалинской областной Думе
  • Общественная палата Сахалинской области
  • КМНС Сахалинской области (благополучатели и лица, вовлеченные в управление программой)
  • Общественные организации КМНС, родовые общины коренных народов
  • Другие общественные объединения коренных этносов Сахалинской области
  • Организации, занимающиеся сохранением, изучением, развитием и популяризацией культуры и традиций КМНС
  • Федеральные, региональные и местные органы власти
  • Научное сообщество, эксперты

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Бюджет «Плана содействия» определяется для каждого пятилетнего Плана. Он составляет:

  • Первый План (2006–2010 гг.) — 300 тыс. долл. США ежегодно.
  • Второй План (2011–2015 гг.) — 312 тыс. долларов США ежегодно.
  • Третий План (2016–2020 гг.) — 320 тыс. долларов США ежегодно.

Указанные суммы — это прямые инвестиции компании в реализацию и поддержку проектов/инициатив, реализуемых в рамках программ «Плана содействия». Дополнительно компания взяла на себя обязательства:

  • по покрытию расходов, связанных с деятельностью органов управления «Плана содействия» — организация заседаний, оплата проезда и др.;
  • по обеспечению проведения внутреннего и внешнего независимого мониторинга;
  • по обеспечению проведения промежуточной и финальной независимой оценки реализации Плана;
  • по подготовке и проведению мероприятий в рамках «Плана содействия»;
  • по оплате работы координатора «Плана содействия» (не является сотрудником компании) и др.

В общую сумму прямых инвестиций также не включены расходы по созданию и поддержке интернет-сайта программы (www.simdp.ru), разработке и изданию информационных материалов, в том числе по изданию книг, производству аудио- и видеоматериалов и др.

Компания полностью обеспечивает бюджет «Плана содействия». Для реализации отдельных проектов привлекаются ресурсы из местных источников в виде собственного вклада заявителей.

Человеческие ресурсы

Важным элементом сотрудничества в рамках Плана является волонтерство со стороны многих его участников. Важно отметить, что число волонтеров «Плана содействия» (участие на добровольной, бесплатной основе) постоянно растет, а спектр их деятельности — расширяется.

Группы волонтеров, чел.Привлечение/участие в реализации Плана
Представители коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области   2005–2010 гг. — 33 2011–2015 гг. — 46 2016 — по н. в. — 60работа в координирующих органах Планарассмотрение проектов и принятие решенийработа экспертных групп и вынесение экспертной оценки проектовпроведение консультаций, встреч, собраний по реализации «Плана содействия». Информирование населения и др. заинтересованных сторон о мероприятиях в рамках Планаучастие в оценке Планаподготовка и проведение мероприятийподготовка информационных сообщений, новостей, печатных изданийпредставление опыта реализации Плана на различных площадках регионального и федерального уровней
Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (ключевой партнер)   2005–2010 гг. — 8 2011–2015 гг. — 16 2016 — по н. в. — 20участие в формировании Плана, работе координирующих органов и мероприятиях программ Планаконтроль над реализацией Планарассмотрение жалоб, проведение консультаций, встреч, собраний по реализации «Плана содействия»информирование населения и др. заинтересованных сторон о мероприятиях в рамках Планаподготовка информационных сообщений, новостей, печатных изданийучастие и привлечение населения к участию в мероприятиях по реализации проекта «Сахалин-2» (например, общественные слушания, регулярные консультации по проекту, пр.)организация и проведение обучающих семинаровпредставление опыта реализации Плана на различных площадках регионального, федерального и международного уровней
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации   2005–2010 гг. — 4 2011–2015 гг. — 7 2016 — по н. в. — 10участие в формировании Планаработа в координирующем органе (Правлении)подготовка и проведение мероприятийпроведение обучающих семинаров, тренингов для представителей КМНСпредставление взаимодействия власти, бизнеса и коренных народов на примере опыта Плана на различных площадках регионального, федерального и международного уровней
Некоммерческие организации КМНС (местные, региональные, федеральные) 2006–2010 гг. — 10 2011–2015 гг. — более 20 2016 — по н. в. — более 30подготовка и реализация мероприятий Планасодействие в проведении общественных встречподготовка информационных сообщений, новостей, печатных изданийучастие и привлечение населения к участию в мероприятиях по реализации проекта «Сахалин-2» (например, общественные слушания, регулярные консультации по проекту, пр.)
Общественная палата Сахалинской области 2011–2015 гг. — 1 2016 — по н. в. — 3участие в формировании Планаработа в координирующем органе (Правлении)подготовка и проведение мероприятий, семинаров по социальному проектированию, этнографического диктанта и др.
Компания «Сахалин Энерджи» 2006 — по н. в. — 6проведение обучающих семинаров для членов координирующих органов «Плана содействия», представителей КМНС и организаций коренных народовподготовка в организации и проведении мероприятий КМНС
Представитель коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе 2005 — по н. в. — 1участие в формировании Планаработа в координирующем органе Плана (Правлении)проведение обучающих семинаров по федеральному и региональному законодательству в отношении КМНС, международных стандартовучастие в проведении консультаций, встреч, собраний по реализации «Плана содействия»
Учреждения культуры, образования районов традиционного проживания КМНС Сахалинской области   2006–2010 гг. — 10 2011–2015 гг. — более 15 2016 — по н. в. — более 22содействие в подготовке печатных изданий, видеоматериалов (предоставление материалов, экспертная поддержка, консультирование и пр.)оказание поддержки при организации мероприятий Плана

Технологические и материальные ресурсы

Для реализации «Плана содействия» используются все доступные материальные и технические ресурсы, которые позволяют обеспечить всю организационную работу:

  • логистика (включая поставщиков услуг по проживанию, транспортные услуги (для перевозки грузов и пассажиров), для участия в мероприятиях Плана и т. п.);
  • услуги печатных компаний для печати и публикации информационных  материалов, документов, постеров и др.;
  • поддержка работы сайта программы;
  • наем координатора «Плана содействия» и обеспечение его деятельности по управлению и взаимодействию в рамках «Плана содействия», обеспечение средств связи, необходимым оборудованием и средствами труда.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

  • Партнеры Плана добились успеха в принципиально новой стратегии сотрудничества и продемонстрировали, что бизнес может продуктивно взаимодействовать с коренными народами и соблюдать принцип свободного, предварительного и осознанного согласия, содержащийся в Декларации ООН о правах коренных народов. 
  • В целом за время работы Плана «Сахалин Энерджи» профинансировала более 700 проектов (60 проектов в 2018 г.) в сфере развития потенциала, образования, охраны здоровья, сохранения и изучения языков коренных народов, поддержки их национальных хозяйств и сохранения традиционной культуры. Это проекты, разработанные общественными организациями коренных этносов Сахалина, представителями КМНС, родовыми хозяйствами и общинами и выбранные самими коренными народами.
  • План реализуется в соответствии с лучшими российскими и международными практиками и стандартами, например, принципом свободного, предварительного и осознанного согласия, содержащимся в Декларации ООН о правах коренных народов.
  • Применение Процедуры рассмотрения жалоб, организующей процесс принятия, регистрации и урегулирования жалоб, связанных с реализацией «Плана содействия», служит отличным примером налаживания доверительных отношений. В рамках реализации программы достигнуто 100%-ное разрешение жалоб в установленные сроки.
  • Для решения общественно значимых проблем КМНС и укрепления межэтнических отношений при поддержке программы сформированы 5 некоммерческих организаций коренных этносов, создан и действует сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)» — www.kykhkykh.org, на котором собрана вся полезная и интересная информация о жизни аборигенов Сахалина.
  • В рамках мероприятий Плана координирующие органы создали площадку для обсуждения общих вопросов коренного населения между жителями всего острова.
  • Представители КМНС приобретают опыт принятия решений, например, относительно распределения средств.
  • Положительное влияние на экономическое положение коренных народов, доступность образования, медицинского обслуживания, поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности путем закупки оборудования и стимулирования родовых хозяйств и общин.
  • Повышение мотивации к более активному общинному самоуправлению.
  • С каждым этапом программы увеличивается количество представителей коренного населения и организаций КМНС, вовлеченных не только в разработку, но и в управление и реализацию «Плана содействия».
  • Сахалинский опыт, накопленный при реализации «Плана содействия», признан лучшей практикой на федеральном и международном уровнях; получил высокую оценку российских и международных экспертов, в том числе участников Корпоративного форума по устойчивому развитию «Рио +20», Форума ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов; получил положительную оценку Международной финансовой корпорации и Всемирного банка.

«Это уникальный опыт для нашей страны. В России, действительно, это единственное такое взаимодействие — тесное, которое институализировано, т. к. реализация «Плана содействия» — положительный пример сотрудничества недропользователей, государственных органов и коренных народов. Хочется, чтобы конструктивное взаимодействие развивалось, и необходимо делиться данным опытом взаимодействия с другими регионами нашей страны».

В. Г. Климов, вице-президент по межрегиональному сотрудничеству Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

Социальные результаты

Одним из главных достижений проекта является сформированное партнерство, объединившее ключевые заинтересованные стороны, которое продолжает развиваться.

СТРАТЕГИЯ ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ

Опыт реализации программ социального развития предусматривает периодические оценки. Стратегия оценки «Плана содействия» предусматривает систематическое проведение:

  • внутреннего и внешнего мониторинга;
  • промежуточной и финальной оценок.

Внутренний и внешний мониторинг

Мероприятия в отношении ежегодного внутреннего и внешнего мониторинга «Плана содействия» предусматривают периодическое предоставление отзывов и комментариев в определенные промежутки времени.

Результатом мониторинга становится ряд отчетов и оценок, которые выполняют две основные функции: мониторинг позволяет определить проблемы или изменения, которые необходимо внести в ходе осуществления программы, а также дает возможность оценить, достигаются ли поставленные цели «Плана содействия». И в том и другом случае полученная информация позволяет своевременно адаптировать и совершенствовать разработку и реализацию программы.

Внутренний мониторинг проводится ежегодно группой мониторинга и включает в себя посещение благополучателей и анализ отчетов, в том числе финансовой документации. Каждая оценка по мониторингу предоставляется Правлению (высшему координирующему органу Плана) и независимому наблюдателю. В группу мониторинга входит по одному представителю от каждого из трех партнеров программы. Также приглашаются члены программных, районных комитетов, специалисты по коренным народам Севера из муниципальных администраций и др. для сбора необходимых соответствующих данных и обмена информацией.

В 2018 г. при оценке 67 проектов были использованы критерии количественной (балльной) оценки реализации каждого проекта. При этом проекты оценивались по соответствию заявленным целям деятельности, проведению мероприятий проекта, смете проекта, отчетности и др.

Внешняя оценка (мониторинг) — опыт первого и второго Планов продемонстрировал эффективность работы внешнего наблюдателя, который является независимым международным экспертом по вопросам коренных народов, по анализу в ходе оценки выполнения Плана.

Внешний наблюдатель предоставляет партнерам Плана, сообществу КМНС и другим заинтересованным сторонам данные независимой оценки соответствия проекта «Сахалин-2» «Плану содействия», хода его реализации и результатов, а также последствий программной деятельности. Кроме того, внешний наблюдатель выявляет фактически потенциальные проблемы и риски, информирует о них с тем, чтобы координирующие органы Плана могли разработать корректирующие мероприятия.

Все отчеты внешнего наблюдателя размещаются в открытом доступе (на веб-сайте программы) и распространяются в населенных пунктах традиционного проживания КМНС, а также среди основных заинтересованных сторон.

Промежуточная и финальная оценки

Более глубокие оценки проводятся дважды в течение пятилетнего периода действия Плана: в ходе промежуточной оценки программы и его финальной оценки.

При этом промежуточная оценка Плана является этапом принятия потенциально важных решений, если есть необходимость внесения каких-либо серьезных поправок в середине выполнения программы, в то время как финальная оценка Плана служит руководством и основой для последующего пятилетнего Плана.

Эти оценки основаны на отчетах независимого наблюдателя, отчетах о внутреннем мониторинге реализации Плана, данных социологического исследования опроса общественного мнения, анализе ключевых документов, отчетах о рассмотрении жалоб, посещении районов при реализации Плана на острове и на других источниках в зависимости от ситуации.

Группа оценки состоит из двух специалистов в области социальных наук (одним из которых является внешний наблюдатель) и одного независимого представителя коренных малочисленных народов Севера. Кандидатура второго специалиста в области социальных наук согласуется всеми партнерами Плана. Кандидатура независимого представителя коренных малочисленных народов Севера предлагается Региональным советом.

Отчеты об оценках открыты для общественности так же, как и отчеты о внешнем мониторинге.

В ходе последней финальной оценки (для второго Плана), проведенной в 2015 г., в рамках социологического исследования опрошены более 5% коренного населения. Большинство респондентов и эксперты отметили мощную поддержку в развитии потенциала КМНС, положительные результаты от реализации проектов, участие КМНС в руководстве и реализации Плана. Следующая оценка предстоит в 2020 году.

По истечении половины срока реализации третьего плана, в 2018 г., состоялась промежуточная оценка реализации программы. Для этого использовались два разных методологических подхода: социологический опрос общественного мнения и качественные опросы и наблюдения, проведенные группой промежуточной оценки. В процессе исследования с целью выполнения оценки был установлен прямой контакт с 12,3% коренного населения острова (в возрасте от 17 лет и старше) — такая репрезентативная численность выборки обеспечивает достаточный уровень достоверности.

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

С целью эффективного и своевременного урегулирования вопросов, обеспокоенности, потенциальных проблем и жалоб в рамках Плана применяются механизмы обратной связи:

  • Индивидуальные, групповые и общественные консультации, в рамках которых можно задать вопросы, сделать предложения, комментарии и пр. по любым аспектам «Плана содействия».
  • Опросы общественного мнения, проводимые как минимум в рамках промежуточной и финальной оценок Плана.
  • Процедура рассмотрения жалоб.

Процедура рассмотрения жалоб была разработана на основе принципов и ключевых требований Процедуры по работе с жалобами от населения компании «Сахалин Энерджи». Данная процедура компании соответствует требованиям международных стандартов и признана экспертами ООН одной из лучших мировых практик в отрасли по разработке и реализации механизмов по работе с жалобами.

При рассмотрении жалоб назначается рабочая группа, состоящая из трех представителей партнеров Плана. Именно на рабочей группе лежит ответственность за расследование жалобы. В течение 20 рабочих дней рабочая группа прилагает все усилия для разрешения жалобы, обеспечивая постоянную связь с ее инициатором.

В 2018 г. поступило четыре жалобы, касающиеся управления программой, все жалобы разрешены в установленные сроки.

По результатам проверки независимого эксперта: «рассмотрение жалоб было профессиональным и соответствовало установленным процедурам. Процесс рассмотрения документов по жалобам в сочетании с устными сообщениями подателей обращений и участников группы по рассмотрению жалоб подтверждает, что механизм рассмотрения жалоб продолжает обеспечивать гармоничную работу Плана».

Компания применяет различные механизмы и технологии реализации социальных программ. Это позволяет эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, что в конечном итоге служит достижению поставленных целей и дальнейшему развитию программы.

Программа предусматривает следующие технологии по реализации ключевых направлений «Плана содействия»:

  • Конкурсные программы. Направления поддержки традиционной экономической деятельности и Фонда социального развития Плана используют в основном конкурсное распределение средств. Комитетами программ разработаны основополагающие документы, в соответствии с которыми на конкурсной основе финансируются актуальные, общественно значимые, имеющие долгосрочные планируемые результаты (устойчивость и дальнейшее развитие) проекты. При рассмотрении конкурсных заявок приветствуется максимальное вовлечение участников, а также проекты, предусматривающие софинансирование или другие виды участия из других источников.
  • Стипендиальная программа. В целях содействия обучению квалифицированных специалистов из числа КМНС Сахалинской области, мотивации повышения успеваемости студентов, получающих образование в учреждениях высшего, среднего специального, начального (профессионального) образования, разработан и реализуется проект «Стимулирующая стипендия». Стипендия выплачивается студентам из числа КМНС Сахалинской области при условии завершения на хорошие или отличные оценки учебного курса. Также дополнительно поощряется общественная активность, т. е. предусмотрено поощрение в виде добавочной суммы к стипендии за общественную активность и вклад в сохранение и развитие традиций КМНС.
  • Pro bono. Использование внутреннего потенциала партнеров и других участников «Плана содействия», их профессиональных знаний и навыков ради общественного блага: на волонтерской основе проводятся обучающие семинары, оказывается помощь некоммерческим организациям КМНС Сахалинской области при подготовке и проведении мероприятий коренных этносов и пр. Это не просто является хорошим делом, но и позволяет освоить новые навыки, проявить или развить лидерские качества, почувствовать себя частью общества и осознать свой вклад в решение местных проблем.
  • Матрица по снижению воздействия. Механизм «Плана содействия» по контролю воздействия проекта «Сахалин-2», основанный на вовлечении коренного населения для выявления опасений, обеспокоенности и пр. в связи с реализацией проекта «Сахалин-2» и согласования мер по их контролю для предотвращения и (или) минимизации любого возможного негативного воздействия.

«В период реализации «Плана содействия» в сознании жителей из числа КМНС произошли изменения. Они начали сохранять традиции и культуру, осознавать, что можно создавать родовые хозяйства и общины, они начали смотреть в будущее. «План содействия» предоставляет реальную, эффективную помощь в сохранении языков, продвижении идеи здорового образа жизни и поддержке национальных видов спорта. Самое важное — появились молодые лидеры из числа коренного населения, которым небезразлична судьба будущих поколений и возрождение коренных традиций».

О. В. Капкаун, представитель КМНС Сахалинской области

Вызовы и решения

При реализации «Плана содействия» возникают определенные трудности на всех этапах:

  • При разработке программ и проектов Плана: недостаток знаний и навыков участников программы на разных уровнях — членов координирующих органов, инициаторов грантов и т. д. Одно из решений проблемы — внедрение направления «Развитие потенциала» в третьем «Плане содействия», в котором поддерживаются участие в образовательных семинарах, выставках, мастер-классах и т. п., обучающие проекты, поощряется выход общественности КМНС на межрегиональный и международный уровень с целью пропаганды своей культуры и восприятия более глубоких знаний, умений. Другое решение — проведение семинаров, тренингов для координирующих органов «Плана содействия».
  • В ходе реализации Плана: население зачастую проявляет завышенные ожидания в отношении социальных выгод от Плана. Для решения этой проблемы разрабатываются программные положения, в которых четко обозначены направления и критерии программ. Также при обсуждении с населением учитывается их мнение, обсуждаются комментарии, полученные в ходе общественных встреч.

«Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. План — не догма. Меняется жизнь, меняются люди. Вместе с ними совершенствуется и План. Как второй «План содействия» отличался от первого, так и третий План, взяв лучшее от предыдущих двух, идет вперед. Значительно усилена роль самих коренных народов в управлении Планом, главнейшей задачей стало развитие потенциала коренного населения».

Р. Ю. Дашков, Председатель Комитета исполнительных директоров, Главный исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи»

Планы дальнейшего развития 

Программа «Плана содействия» рассчитана на весь срок проекта «Сахалин-2» и обновляется каждые пять лет, что позволяет включать в него требования времени (например, изменение стандартов и др.), полнее учитывать потребности представителей коренных народов, отвечать запросам, связанным с повышением качества жизни и пр.

Сроки реализации программы перечислены в таблице ниже.

СрокиМероприятия
2005 г.Разработка первого пятилетнего «Плана содействия»
2006–2010 гг.Реализация первого «Плана содействия»
2008 г.Промежуточная оценка первого «Плана содействия»
2010 г.Финальная оценка первого «Плана содействия»
2010 г.Разработка второго пятилетнего «Плана содействия»
2011–2015 гг.Реализация второго «Плана содействия»
2013 г.Промежуточная оценка второго «Плана содействия»
2015 г.Финальная оценка второго «Плана содействия»
2015 г.Разработка третьего «Плана содействия»
2016–2020 гг.Реализация третьего «Плана содействия»

Каждый пятилетний План включает следующие этапы:

ЭтапыОсновные мероприятия
Организационно-подготовительныйОценка потребности Формирование рабочей группы 7 из 9 членов группы — представители КМНС
Подготовка ПланаОбщественные консультации (1-й раунд): все районы традиционного проживания КМНС Сахалинской областисбор предложенийподготовка проекта Плана Общественные консультации (2-й раунд): все районы традиционного проживания КМНС Сахалинской областипрезентация проекта Планакомментарии населенияфинализация проекта Плана с учетом комментариев населения Специальная конференция (избранные делегаты из всех районов традиционного проживания КМНС Сахалинской области) Внесение поправок и утверждение ПланаОфициальное согласие (свободное, предварительное и осознанное согласие) КМНС на реализацию ПланаПодписание трехстороннего соглашения между Региональным советом КМНС Сахалинской области, региональным правительством и «Сахалин Энерджи»
Реализация ПланаВыборы членов программных комитетов Плана из представителей КМНС во всех районах традиционного проживания Формирование координирующих органов и программных комитетов Плана Формирование рабочих документов, открытие конкурсов Проведение тренингов для координирующих органов Информирование и консультации (общественные встречи, консультации, проведение приемных часов специалистом по связям с населением и т. д.) Рассмотрение заявок программными комитетами Проведение внутреннего и внешнего мониторинга Плана Проведение промежуточной оценки реализации Плана в районах традиционного проживания КМНС Сахалинской области (один раз в 2,5 года; международный наблюдатель, представитель КМНС, социолог)Реализация проектов
Финальная оценка ПланаГруппа независимых экспертов (независимый эксперт, представитель КМНС, социолог) в районах традиционного проживания КМНС Сахалинской областиСоциологический опрос общественного мненияВстречи с представителями КМНС, принимающими участие в Плане, членами координирующих органов «Плана содействия», партнерами Плана, заинтересованными сторонами Формирование отчетаРазмещение отчета в открытом доступе

«Сахалин Энерджи» и другие партнеры Плана высоко оценивают результаты реализации «Плана содействия» и взяли обязательства разрабатывать и поддерживать последующие этапы Планов с учетом накопленного опыта и рекомендаций коренного сообщества и других заинтересованных сторон и на основе принципов партнерства, совместного принятия решений, открытости и прозрачности, подотчетности и других принципов для дальнейшего устойчивого развития коренных народов. В качестве долгосрочной цели дальнейшего развития рассматривается помощь в создании независимого фонда развития коренных малочисленных народов.

При этом компания считает, что для дальнейшего развития программы важны:

  • применение новых или обновленных международных стандартов;
  • усиление роли коренных народов при разработке и реализации программы и акцент на долговременном стратегическом планировании с концепцией устойчивого развития;
  • вклад в достижение Целей в области устойчивого развития в рамках реализации Плана и соответствующее отражение в публичной отчетности.

Советы и рекомендации

  • сотрудничество и взаимодействие, учитывая демографические, экономические, социальные и национальные особенности
  • объединение усилий различных партнеров при реализации проектов
  • привлечение представителей КМНС для разработки, реализации Плана и других сопутствующих мероприятий, а также вовлечение коренных народов на всех стадиях принятия решений
  • содействие развитию потенциала КМНС
  • разработка комплексного подхода, опираясь на лучшие российские и мировые практики
  • постоянное взаимодействие во всех населенных пунктах традиционного проживания КМНС региона, независимо от места и степени влияния проекта и др.

Публикации о проекте

(http://sakhalinenergy.actisdev.ru/media/library/ru/publications/1803_ru.pdf; http://www.sakhalinenergy.ru/media/library/eng/publications/1803_eng.pdf)

  • Брошюра «Сахалин Энерджи»: сохранение и популяризация языков коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» (http://www.sakhalinenergy.ru/upload/medialibrary/80f/5195-Rus-mail.pdf)
  • Отчет об устойчивом развитии компании «Сахалин Энерджи» за 2018 г.

(http://www.sakhalinenergy.ru/upload/iblock/2fd/SahalinReport2019_RUS_WEB.pdf; http://www.sakhalinenergy.ru/upload/iblock/416/SahalinReport2019ENG_WEB.pdf)