Культурная мозаика малых городов и сел

Программа поддержки социокультурных проектов и инициатив в малых городах и селах, подготовка лидеров к открытию на селе центров социокультурного развития. Флагманское направление программы «Культура».

Направления поддержки

  • Культура и искусство

Благополучатели

Жители малых городов, местные сообщества, специалисты в сфере культуры, деятели искусства

Язык: русский

Период реализации: с 2014 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 15.12.2019

Контакты
Елена Коновалова, руководитель направления «Культура» Фонда Тимченко
+7 495 539 3176
inform@timchenkofoundation.org

Сайт проекта
http://cultmosaic.ru/

Социальные сети

Видео О проекте

Проект Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко

Социальный вызов и причины инициирования проекта

Актуальность социальной проблемы 

Многие объекты культуры в малых городах, спроектированные и построенные еще во второй половине XX века или ранее, воспринимаются в XXI веке как безнадежно устаревшие. Более общая проблема – недостаточное владение работниками культуры в малых городах и селах современными формами и форматами культуры.

Профиль деятельности учреждений культуры часто не совпадает с запросом местного населения. В результате культурные учреждения и объекты не выполняют роль общественных пространств, создающих, в том числе, среду для самовыражения и самореализации самих граждан.

У сотрудников учреждений культуры малых городов и сел часто нет знаний и компетенций относительного того, как подать заявку на участие в грантовых программах, что существенно осложняет доступ к финансовым ресурсам.

Одной из проблем государственных и муниципальных учреждений культуры является узкий и слишком традиционный ассортимент предлагаемых населению услуг.

Культура как фактор интеграции местных сообществ часто недооценивается. Сокращающееся финансирование бюджетных организаций культуры не способствует их вовлечению в творческое взаимодействие с обществом. Система оценки эффективности средств, выделяемых на культуру, опирается на количественные показатели (количество ДК, музеев и т.д.), при этом социальный эффект культуры, ее долгосрочное воздействие на общество остаются вне области оценки.

Культурные лидеры в малых городах и селах пока оказываются за пределами системы государственной поддержки культуры, хотя именно они в основном формируют очаги культурной активности. Стратегия поддержки лидеров позволила бы избавить государство от необходимости изобретать и внедрять наборы стандартных идей и предложений, которые часто не работают. Придуманные и осуществленные лидерами успешные проекты нуждаются в продвижении, но не с целью превратить их во всеобщую норму, а для того, чтобы создать через взаимодействие лидеров творческую среду, позволяющую генерировать идеи.

В России пока не сформирована политика развития творческих предприятий, в отличие, например, от политики развития наукоемких отраслей. Это препятствует системному развитию творческого сектора экономики сел и малых городов.[1]

В 2017 году проблемы малых территорий в очередной раз зазвучали на государственном уровне — в ходе обсуждения федеральных планов пространственного развития России.[2]  В 2019 году появилась Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, где в качестве одной из задач было обозначено улучшение условий жизни и благоустройство на сельских территориях.  «Культурная мозаика» таким образом оказалась в русле приоритетов государственного уровня.[3]

Причины инициации программы фондом

В 2014 году Фонд Тимченко присоединился к Году культуры в России и обратился туда, где всегда не хватает помощи, — в малые населенные пункты. Фонд организовал конкурс на поддержку культурных инициатив.


[1] Из рекомендаций Экспертного совета по малым территориям Министерству культуры РФ. Электронный документ: http://rusregions.com/strategicheskoye-razvitiye-kultury-na-malykh-territoriyakh/

[2] Указ Президента РФ №13 от 16.01.2017 г. «Об утверждении плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный документ: http://docs.cntd.ru/document/420389221

[3] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Электронный документ: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

«Перед запуском мы общались с экспертами, и нам говорили: там жизни нет, все активные люди уехали, и если вы соберете хотя бы 200 заявок, то можете считать конкурс успешным. Мы получили около 2500 заявок и поняли, что установка “жизни нет” неверна. Сделали два вывода: там есть ресурсы, прежде всего человеческие, люди хотят что-то менять к лучшему, и вместе с тем есть неумение и страх что-то делать».

Елена Коновалова, руководитель направления «Культура» Фонда Тимченко

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Целевая аудитория (благополучатели) программы:

Основная группа благополучателей:

Жители малых городов (до 50 тыс. человек) и сел России.

Сателлитные группы благополучателей:

  • Специалисты в сфере культуры
  • Деятели искусства и творческие люди, творческие коллективы

Стейкхолдеры программы:

  • Представители региональных, районных и муниципальных органов исполнительной власти
  • Приглашенные эксперты в сфере культуры
  • Институции, принимающие стажировки (из числа бывших выпускников программы, а также центров развития культуры на селе, которые фонд считает образцами)
  • Учреждения культуры на местах, на базе которых могут проходить мероприятия в рамках проектов-грантополучателей
  • Кураторы, организаторы культурных мероприятий

Территориальный охват

Россия

Цели и задачи 

Цель проекта

Создание условий для реализации человеческого потенциала  в малых городах (население до 50 тыс. человек) и селах через развития местных сообществ средствами социокультурного проектирования, поддержки местных культурных инициатив, создание центров социокультурного развития (ЦСР) на местах с перспективой превращения ЦСР в собственные инфраструктурные организации.

Задачи проекта

  • коммуникация, объединение и поддержка лидеров городских и сельских культурных сообществ;
  • долгосрочное партнерство с инициативными и активными людьми/сообществами на селе и в малых городах;
  • грантовая поддержка культурных инициатив;
  • дальнейшая (после получения гранта) поддержка и развитие проектов грантополучателей с возможностью достигать более масштабных целей и получать более крупное финансирование;
  • содействие дополнительному привлечению поддержки на село/в малый город из других источников (участие проектов в госпрограммах, субъектных программах, других конкурсах);
  • организация обучения для профессионалов в сфере культуры.

Описание проекта

В первом грантовом конкурсе могли участвовать практически любые проекты в сфере культуры и организации любого организационно-правового статуса, кроме коммерческих. Принимались заявки и от НКО, и от ГБУ, и от волонтеров. В итоге Фонд Тимченко поддержал 122 проекта.

«Первый конкурс нужен был для исследования, с чем нам работать дальше».

Елена Коновалова, руководитель направления «Культура» Фонда Тимченко

На следующий год у программы появилась трехэтапная структура. Первый этап —  поддержка инициатив по работе с сообществами средствами социокультурного проектирования. Получившие поддержку организации начинают реализацию проектов и решают для себя, хотят ли они этим проектом ограничиться или готовы расти и постепенно превращаться в «место силы» для других культурных инициатив вокруг себя. Желающие идти дальше участвуют во втором конкурсе. Чтобы его пройти, нужно подготовить проект с участием партнеров, в том числе финансовых (требуемый объем софинансирования — не менее 50%, это могут быть как другие гранты, так и спонсорство), и доказать, что ты умеешь выстраивать партнерскую сеть и собирать вокруг себя людей для выполнения задачи. Третий этап — конкурс среди прошедших вторую ступень, и в нем состязаются уже авторы идей полноценных центров социокультурного развития, будь то ресурсные центры, центры компетенций, арт-пространства и т.д. Создатели программы призывают не воспринимать второй и третий этапы как отсев. «Просто проекты», авторы которых получили поддержку один раз и решили ограничиться ею, остаются партнерами фонда, могут участвовать в стажировках и мероприятиях.

У программы есть образовательный компонент, направленный на повышение компетенций лидеров местных сообществ: очные семинары, вебинары, стажировки. В стажировках могут принимать участие на конкурсной основе не только общественные объединения, но и представители администраций. Стажировки проходят в российских регионах и за рубежом. Также работает экспертное консультирование и наставничество,  мониторинговое сопровождение.

Заработавшие в полную силу ЦСР могут проводить уже свои конкурсы мини-грантов «Малая культурная мозаика» для инициатив другого масштаба.

Команда и партнеры  

Команда

  • Елена Коновалова, руководитель программы «Культура»
  • Евгения Садковская, менеджер программы «Культура»

Партнеры

  • Партнеры-операторы по проведению конкурса в регионах РФ: Архангельский центр социальных технологий «Гарант», Благотворительный фонд развития города «Добрый город» (г. Тольятти), Благотворительный фонд развития г. Тюмени, Благотворительный Фонд «Сибирский», Ставропольская региональная общественная организация «Центр поддержки сетевых инициатив», Фонд поддержки социальных проектов и инициатив «Добрый город» (г. Ярославль)
  • Оператор конкурса стажировок: Ассоциация менеджеров культуры
  • Экспертный совет по малым территориям

Ресурсное обеспечение

Грантовый пул программы за шесть лет — 226 млн рублей. Программные расходы на программу «Культура», согласно публичному отчету Фонда Тимченко за 2018 год, составили в 2016 году 406 млн рублей, в 2017 году — 287 млн рублей, в 2018-м — 347 миллионов.[1]

Фонд обеспечивает программу полностью своими материально-техническими ресурсами.


[1] Отчет о деятельности Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко за 2018 год. С. 59.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Первые ЦСР уже открылись. Отследить новости победителей можно на сайте www.cultmosaic.ru, ежемесячно фонд публикует дайджест событий. Создатели программы отмечают следующие основные результаты:

  • апробированы и сформированы модели центров социокультурного развития в малых городах и селах (опорные площадки для повышения сплоченности и активности местных сообществ по развитию своих локальных территорий социокультурными средствами);
  • на территории присутствия программы повысилась активность жителей малых городов и сел по сплоченности сообществ и развитию локальных территорий средствами культуры;
  • на территории программы повысилась доступность к качественным социокультурным услугам и расширились возможности для творческой самореализации для местных жителей (через созданные культурно-просветительские ресурсы/услуги, обучающие и обменные программы, а также через более активное участие в этом местных властей и бизнеса, других фондов);
  • на территории присутствия программы повышен экспертный потенциал в российских регионах в области социокультурного развития территорий;
  • сделан вклад в повышении значимость малых городов на федеральном уровне и в учет их интересов в повестке пространственного развития РФ.

По данным на 2018 год программа поддержала 94 практики по развитию местных сообществ средствами социокультурного проектирования и обучила 351 регионального специалиста. Всего с 2014 года было подано более 4000 заявок, поддержку в размере более 160 млн рублей получили 417 проектов из 67 регионов России.

Вторичные результаты:

Некоторые проекты дали положительные «побочные» результаты — привлекли на территорию деньги. (Кстати, как заявил[1] Минстрой весной 2019 года, с 2020 года финансирование субъектов федерации на городскую среду будет прямо зависеть от индекса качества городской среды в них. Доля городов с благоприятной средой будет влиять на оценку работы глав регионов.)

Примеры.

Сообщество в г. Нерчинске (Забайкальский край), начинавшееся с музейной инициативы уличной экспозиции о прошлом города (фестиваль городского среды прошлого «В саду даурского Версаля»), после этого при поддержке фонда благоустроило старинный парк бывшей усадьбы золотопромышленников Бутиных, вышло за пределы парка и стало устраивать мероприятия по всему городу. При участии музея и городских властей был создан координационный совет, куда вошли чиновники, бизнесмены, работники культуры, городские активисты. Совет разработал стратегию развития города на три года. В 2019 году Нерчинск победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов по созданию комфортной среды в малых городах и исторических поселениях и получил 60 млн рублей на развитие городского благоустройства — это в 30 раз больше стартового финансирования от Фонда Тимченко.

Сообщество в г. Тулуне (Иркутская область), летом 2019 года катастрофически пострадавшем от наводнения, показало свою силу в чрезвычайной ситуации. Объединение активистов, до того возрождавших знаменитое в прошлом стекольное производство, во время бедствия стало штабом ЧС, где аккумулировалась информация о нуждах пострадавших жителей. Часто просили постельное белье взамен утонувшего. Активисты решили закупать не готовое белье, часто не подходившее по размерам получателям, а ткань, и задействовали местных швей — отшивали «на заказ». Таким образом, и помогли подтопленцам, и показали нужность работы местных мастеров.

Тотемское музейное объединение «Школа музейного развития «За границами столиц», импульс работе которого дала «Культурная мозаика», в 2019 году победило во всероссийском конкурсе «Интермузей». В номинации «Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие» с ним соперничали Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, ГМЗ «Петергоф» и Государственный Дарвиновский музей, но награду присудили тотьмичам и вручили ее 27-летнему директору музея Алексею Новоселову. С приходом Новоселова пять лет назад в Тотьму приехали работать известный петербургский музейщик, кандидат культурологии Мария Правдина и социолог Артем Чернега, который возглавил новую структуру при администрации – отдел по туризму и проектной деятельности. Были созданы НКО, ресурсный центр, куда может обратиться каждый тотьмич и получить методическую помощь по оформлению заявки на грант. Теперь в Тотьме есть Школа музейного развития, стоят арт-объекты, фотозоны, есть «Культурный QART-ал», «Литературный дворик» и пр.


[1] Индекс качества городской среды будет влиять на размер федеральной поддержки субъектам // Минстрой России, 16.05.2019. http://www.minstroyrf.ru/press/indeks-kachestva-gorodskoy-sredy-budet-vliyat-na-razmer-federalnoy-podderzhki-subektam/

«Честно, даже не ожидала таких эмоций от города. Какие люди, какие идеи, какие проекты! Особенно вписались бы в Няндому и пришлись по душе такие, как «Литературный дворик», «Том Сойер Фест», «Дерево любви», «Культурный QART-ал». На каждом шагу в городе находятся какие-то скамеечки, информационные стенды, фотозоны и др. Оригинальны таблички с адресом на домах. Волонтеры помогают восстанавливать целые дома. Создана целая «Школа музейного развития», по окончанию которой выдают сертификаты о прохождении курсов. Перечислить все просто нереально. В целом, за 6 лет в район привлечено более 100 млн рублей. В общем, есть к чему стремиться и у кого учиться!»

Маргарита Заварина, Няндома (Архангельская область), участник стажировки Фонда Тимченко в Тотьме по программе «Культурная мозаика малых городов и сел»

«Еще одним результатом мы считаем появление самозанятых, в частности, в сфере креативных индустрий, и новых рабочих мест, например, когда в результате проекта появляется новая развивающая «услуга», востребованная у местных жителей. И у нас есть примеры, когда администрация содействует выделению новых ставок в сельских школах или библиотеках, домах культуры».

Елена Коновалова, руководитель программы «Культура» Фонда Тимченко

Система оценки качества проектов-грантополучателей

Оценивая сами проекты, Фонд Тимченко предложил их авторам минимум показателей, чтобы не нагружать излишне тех, кто впервые пробует что-то делать. Среди критериев были:

  • число задействованных людей, притом отдельно подсчитывали зрителей и активных вовлеченных участников;
  • число инициатив, которые породил проект дальше;
  • число инициатив, поддержанных, в том числе деньгами, за время реализации основного проекта.

Отзывы благополучателей

«Участие в программе дало возможность узнать, что есть потрясающая практика, работающая с малыми территориями. Для меня «Культурная мозаика» — профессиональное сообщество, эффективно развивающееся и быстро обучающееся. Это люди, населяющие разные регионы России, профессионалы-практики, наполненные силой, энергией и вдохновением, способные меняться и менять жизнь вокруг себя. Люди, мыслящие стратегически, знающие цену времени, умеющие изящно ошибаться и идти дальше, достигая больших результатов. Мудрые наставники, сильные образовательные программы, лучшие культурные практики.
Вместе программой менялась я сама и люди, работающие со мной. Образовательные программы позволили расширить компетенции: я была на стажировках в Калининградской области по развитию сельского туризма, теперь мы сами применяем эти практики. Стажировка в Великобританию дала понимание важности стратегических решений. Поездка в Татарстан изменила подход к работе с горожанами и городскими пространствами. Шаг за шагом собирался наш проект: от локального к глобальному. Пазл к пазлу собирается понимание, что культура — сильнейший драйвер изменений, происходящих с людьми и территориями России».

Юлия Булдакова, руководитель проектной деятельности региональной общественной организации содействия развития Иркутской области «Малая Родина», Тулунской городской общественной организации поддержки молодежных социальных проектов и творческих инициатив «Тулун.ру», проект-грантополучатель «Тут моя родина, в Тулуне!»

«Помимо успеха проекта развития городской среды в Нерчинске, нашу жизнь изменила «Малая культурная мозаика». В 2018 году было 11 заявок, в нынешнем их уже 26, и даже те, кто не стал победителем, нашли поддержку других грантов и конкурсов. У нас начало формироваться сообщество, мы стали собираться и обсуждать развитие городских проектов, пошло долгожданное шевеление. Раньше никак невозможно было расшевелить людей на какое-то общее дело. А тут они стали смотреть друг на друга, подключаться. Люди сооружают детские площадки, делают и продают сувениры, каких раньше не было, появляются волонтеры».

Галина Сердюкова, заместитель руководителя Нерчинского городского поселения

Отличительные особенности и передовой опыт проекта

Грантодатель поддерживает проекты от исполнения первых целей, через обучение и поиск партнеров для более масштабных задач и до достижения уровня регионального ЦСР, сочетая финансовую и методическую поддержку, стимулируя участников постоянно развиваться и получать новые знания. Но и тех, кто остановился на первом шаге, фонд продолжает считать партнерами, приглашая на свои обучающие и другие мероприятия.

Еще одна особенность — изначальное, заложенное в структуре программы ожидание дальнейшей опоры на первых партнеров как на «точки входа» в регион, которые в дальнейшем сами будут обеспечивать себе финансовую устойчивость, собирать сообщества вокруг себя и поддерживать более локальные инициативы.

Дайджест Культурной мозаики-2019.Партнерская сеть http://cultmosaic.ru/content-load-/Digest_Cultural_mosaic_Partnerskaya_set_2019.pdf

Вызовы и решения

Не все инициативные люди оказались готовы работать на долгих проектах и нацеливаться на дальние перспективы. По итогам первого конкурса 2015 года победили авторы 56 проектов, а на второй конкурс пошли 20 из них. Фонд сознательно решил не навязывать дальнейшее развитие идей, а тем, кто все-таки захотел идти дальше, предоставил выбор формы, что они хотят в итоге создать, будь то ресурсный центр или площадка для более мелких сообществ по конкретным интересам.

Второй вызов — недопонимание представителей власти, не всегда встречающих инициативы жителей с радостью. С властями, как и с жителями, программа работает системно, их вовлечение в проекты всячески приветствуется.

«Поначалу привыкнуть к активистам, понять выгодность сотрудничества, а потом продолжать работать на паритетных началах, а не “Сделал? Спасибо, отойди, теперь это наше”, — не самая простая задача».

Елена Коновалова, руководитель программы «Культура» Фонда Тимченко

Планы дальнейшего развития 

  • Развитие на уже освоенных территориях, где полноценно заработают ЦСР, поддержка малых инициатив «Малая культурная мозаика»;
  • Вовлечение и взращивание новых будущих ЦСР в регионах России.

Советы и рекомендации

  • Обучение

«Иметь деньги на реализацию проекта — недостаточно. У нас несколько элементов поддержки: грантовая составляющая, позволяющая реализовать свою инициативу на территории и увидеть, какую поддержку еще можно получить; образовательный компонент, экспертное консультирование, наставничество и мониторинговое сопровождение через региональных экспертов и операторов конкурса.
Мы решили поинтересоваться у своих выпускников, что из этих видов поддержки было самым важным для них. Почти 80% ответили, что на первом этапе важнее всего грант, на втором важность грантов и обучающего компонента сравнялись, а на третьем этапе стажировки, консультирование и обучение вышли вперед, а гранты оказались только на третьем месте по важности. Это еще раз показывает, что если люди настроены на развитие долгосрочных проектов, то главным становиться обучение и развитие».

Елена Коновалова, руководитель программы «Культура» Фонда Тимченко
  • Партнерство. Важно сотрудничать с институциями на разных уровнях, от единомышленников-соседей до органов власти, вузов и др. Партнерство должно быть горизонтальным, со своей зоной ответственности и блоком компетенций для каждого.

Публикации о проекте

  1. «Какие люди, какие идеи, какие проекты!»: в Тотьме состоялась стажировка для проектировщиков в сфере культуры // cultinfo.ru, 20.09.2019. http://cultinfo.ru/news/2019/9/what-people-what-ideas-what-projects-the-city-held 
  2. Возродить село: начался IV всероссийский конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» // АСИ, 15.01.2019. https://www.asi.org.ru/news/2019/01/15/kulturnaya-mozaika-2/

Скачать кейс в pdf