Девушки и IT (Girls & IT)

Поддержка стремления девушек и девочек к освоению точных наук и развитию лидерских качеств.

Направления поддержки

  • Образование и наука

Благополучатели

  • Школьницы
  • Студентки начальных курсов

Язык: русский

Период реализации: с 2015 по настоящее время

Статус: действующий 

Дата актуализации: 11.12.2019

Контакты
Ирина Ефремова-Гарт, руководитель КСО IBM Россия/СНГ

Сайт проекта

Видео О проекте

Проект IBM Россия/СНГ

Социальный вызов и причины инициации проекта

Актуальность социальной проблемы 

Развитие информационных технологий стремительно меняет привычный профессиональный ландшафт и традиционные практики освоения профессий. В этой связи важно преодолеть дисбаланс и поляризацию карьер по гендерному признаку, когда в сфере естественных наук, технологий, инженерии и математике (то, что на английском языке принято называть STEM: science, technology, engineering and mathematics) доля девушек и женщин значительно меньше, чем доля мужчин. Официальная статистика занятых в STEM в России так же, как в Европе и в США подтверждает преобладание мужчин в 3-4 раза. При этом динамика развития этого неравенства начинается не на предприятиях, а со школьного возраста.

Внешние причины инициации программы

Согласно официальной статистике международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая реализуется странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), можно отметить две особенности, характеризующие ситуацию в Российской Федерации: с одной стороны, разрыв в успехах по математике, которые делают мальчики и девочки, в нашей стране не такой большой, как в других странах OECD, в то же время в нашей стране наблюдаются серьезные различия в оценке своих способностей к математике между мальчиками и девочками. Неуверенность девочек в собственных знаниях точных наук приводит к дальнейшему гендерному дисбалансу в освоении разных профессии по окончании школы. Данные, опубликованные несколько лет назад Федеральной службой государственной статистики, подтверждают наличие этого дисбаланса[1].


[1] Федеральная служба государственной статистики. Сборник «Женщины и мужчины России». 2015г.

Похожая картина наблюдается и в распределении аспирантов по отраслям науки. На следующем этапе, когда речь идет о профессиональной занятости, картина остается такой же неудовлетворительной: «рынок труда в STEM-областях сегодня более закрыт для женщин, чем STEM-образование»[2]. Если на рынке высшей школы среди получающих специальности в сфере IT 24% студенток, то на рынке труда их остается еще меньше – только 18%. При этом именно эти области становятся сегодня драйверами роста рынка труда в России, особенно в крупных городах. В этой связи важно помочь школьницам и студенткам в их первичной профориентации в школьные годы, когда определяется выбор направления их обучения и будущая специальность. Еще один вектор приложения усилий для решения описанной проблемы – сохранение выбранной специальности и предоставление возможностей для карьерного роста при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.


[2] Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в Российском обществе. – 2017. №1

Внутренние причины инициации программы 

Поддержка сотрудниц, стремящихся к профессиональной самореализации в сфере информационных технологий, заложена в генотип компании IBM. Являясь одним из мировых лидеров в инновациях и технологиях на протяжении последних ста лет, IBM уделяла и уделяет большое внимание обеспечению равных возможностей для сотрудниц, стремящихся к самореализации и построению карьеры в сфере IT. Женщины обладают огромным потенциалом для прорывных открытий в науке, а их целеустремленность, креативность и ответственность – залог высоких достижений в современном высокотехнологичном бизнесе. Основываясь на этом убеждении, уже в 1934 году компания IBM открыла первый курс обучения для сотрудниц по профессии «инженер по обслуживанию систем». В 1935 году основатель IBM Томас Дж. Уотсон-старший подписал политику равных возможностей при равной оплате труда сотрудников, выполняющих одинаковую работу. «…И у мужчин, и у женщин будут одинаковые обязанности, и одинаковые возможности для построения и продвижения в карьере». Еще через четыре года Рут Линч стала первой женщиной вице-президентом IBM. В 2006 году сотрудница компании IBM Фрэн Аллен стала первой женщиной, получившей престижную премию Turing Award[3] за технический вклад в компьютерное сообщество. В 2012 году Джини Рометти становится первой женщиной президентом и генеральным директором IBM.

Ежедневно убеждаясь на практике, что многообразие взглядов, талантов, опыта и экспертизы важны для успеха бизнеса, IBM стремится к созданию такой среды, в которой эти таланты могли бы появляться, развиваться, творить и создавать инновации.


[3] Премия Тьюринга (англ. Turing Award) — самая престижная премия в информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники за выдающийся научно-технический вклад в этой области.

Целевая аудитория и стейкхолдеры проекта

Основной внешней целевой аудиторией Программы являются школьницы общеобразовательных школ, студентки колледжей и первых курсов вузов Москвы и Московской области.

Территориальный охват

Москва, Московская область

Цели и задачи 

Цели Программы – повышение мотивации школьниц и студенток к освоению STEM и исследованию возможностей для построения будущей карьеры в области IT, раскрытие потенциала современных информационных технологий в меняющемся мире профессий.

Описание проекта

Одна из областей, в которой компания IBM видит себя максимально полезной в России, – поддержка стремления школьниц и студенток к освоению точных наук и развитию лидерских качеств.

Для достижения этой цели IBM использует самые разнообразные инструменты, включая:

  • поддержку школьниц и студенток, интересующихся точными науками, через предоставление им дополнительных образовательных возможности в сфере разработки и использования современных цифровых технологий;
  • создание условий для развития лидерского потенциала школьниц и студенток через организацию взаимодействия с женщинами, сделавшими успешную карьеру в IT бизнесе;
  • проекты pro bono волонтерства, когда сотрудники IBM ведут активную добровольческую работу, помогая школьницам и студенткам сориентироваться в мире новых технологий и определиться с будущей профессией.

Программа «Girls & IT» является одним из ключевых приоритетов в портфеле программ социальных инвестиций IBM в России.

На второй вызов – предоставление возможностей для карьерного роста и личностного развития женщин в IT индустрии – отвечает еще одна Программа IBM «Elevate». В России данная программа реализуется с 2011 года, ее основная цель – развитие, продвижение и ускорение профессионального роста женщин-менеджеров и женщин технических специальностей, которые работают в области искусственного интеллекта и облачных вычислений путем развития их лидерских навыков и предоставления возможностей для дополнительного обучения. 

Программа «Girls & IT» реализуется российским офисом IBM начиная с 2015 года. Она является продуктом совместных усилий трех структурных подразделений компании: Департамента по корпоративной социальной ответственности, Департамента по продвижению многообразия и инклюзивности (Diversity & Inclusiveness) и Управления человеческими ресурсами. Одной из отличительных особенностей этой Программы является участие в ней генерального директора компании IBM в России и странах СНГ, которая выступает на международных форумах, представляя данную инициативу компании, и активно участвует во встречах со школьницами и студентками, делясь своим опытом построения карьеры в IT сфере.

Основной внешней целевой аудиторией Программы являются школьницы, студентки колледжей и первых курсов вузов Москвы и Московской области. Их информирование о возможностях участия в программе традиционно происходит по трем основным каналам:

  • социальные сети – публикация анонсов о предстоящих мероприятиях на страницах компании и страницах наших партнеров в социальных сетях;
  • рассылка по каналам ведущих образовательных проектов города Москвы;
  • информирование через участниц Женского лидерского форума (Women’s Leadership Forum).

Для реализации Программы компания традиционно использовала и использует такие технологии как (a) вовлечение сотрудников через программы корпоративного волонтерства и (b) софинансирование. 

Для того чтобы помочь школьницам и студенткам колледжей погрузиться в мир специальностей, востребованных в IT компании, и получить навыки прохождения интервью, сотрудники компании разработали программу специальных мастер-классов, пройти которые может каждая участница программы. Здесь же на площадке компании для школьниц и студенток организованы коучинг-сессии с женщинами-менеджерами, сделавшими успешную карьеру в IBM. В дополнение к этому волонтеры компании собирают и представляют участницам Программы информацию о дополнительных ресурсах, которые могут быть полезны для наращивания своего лидерского потенциала и знаний в области точных наук (например, информация о летних научных лагерях/школах, стипендиальных программах, имеющихся у различных фондов, открытых лекциях, проводимых на площадках Москвы и области, и т.д.).

Все часы, потраченные сотрудниками на создание образовательных курсов, программы мастер-классов, презентационных материалов и проведение обучения школьниц, заносятся волонтерами в электронную систему https://www.ibm.org/ – единый внутрикорпоративный портал, объединяющий всех волонтеров IBM. Продолжительность работы и тематический фокус – soft skills, системное мышление или же какая-то отдельно взятая технология (искусственный интеллект, блокчейн, IoT) – выбираются самим волонтером. Это может быть как часовая лекция об изменении профессионального ландшафта или мастер-класс по информационной безопасности, так и многочасовой курс, охватывающий сразу несколько тем.

Для поддержки волонтеров, работающих со школьниками, на портале создан и постоянно обновляется специальный ресурс, содержащий более двухсот презентаций, руководств, брошюр и видеоматериалов, которые рекомендуются к использованию при работе с данной целевой группой.

Такая сфокусированность позволяет сделать усилия волонтеров компании максимально эффективными и измеряемыми: известно, сколько школьниц и педагогов смогли прослушать ту или иную тему, какие из разработанных образовательных материалов являются наиболее востребованными, какое количество образовательных мероприятий проведено каждым из волонтеров и тд. Все отработанные часы сотрудники фиксируют в своем личном кабинете на портале https://www.ibm.org/ и там же размещают созданные ими методические материалы. Отработав на одну организацию в качестве волонтера как минимум 40 часов, сотрудник/команда сотрудников может подать в департамент КСО заявку на мини-грант (community grant). Размер гранта варьируется от 30000 до 120000 руб. в зависимости от количества часов, отработанных волонтерами. Таким образом, IBM демонстрирует, что волонтерская деятельность сотрудников представляет ценность для компании, и она готова поддержать их начинания не только методически, но и финансово.

Помимо работы в рамках описываемой Программы, волонтеры IBM принимают активное участие в таких крупных образовательных мероприятиях, как Московский форум «Город образования», «РИФ КИБ», Олимпиада для учителей информатики и др., проводимых Департаментом ИТ города Москвы и Департаментом образования города Москвы, выступая на них с мастер-классами, лекциями, работая в составе жюри хакатонов и менторами школьных команд. Одной из основных наград, которые вручаются командам – победителям, стал Сертификат на коучинг-сессию с генеральным директором IBM Россия/СНГ Ирис Джеба. Кроме специальной программы, которую волонтеры готовят для школьниц в этот день, у каждой из них есть возможность задать первому лицу любой вопрос и узнать все, что интересно из области новых технологий и практики работы компании в России. Внимание и участие первого лица компании в такого рода волонтерских программах наглядно демонстрирует сотрудникам значимость этих программ для компании и сообщества.

Начиная с 2018 года, список механизмов реализации Программы расширился. Помимо волонтерской деятельности и мини-грантов, в Программе появилась более серьезная грантовая поддержка проектов, реализуемых внешними партнерскими организациями и нацеленных на продвижение STEM среди школьниц. Так, в 2018 году в портфель Программы вошел проект по поддержке Чемпионата по ментальной арифметике среди девочек, реализованный UCMAS при поддержке IBM. UCMAS –глобальная академия по ментальной арифметике  (Universal Concept of Mental Aithmetic System), работающая во многих странах мира, включая Россию, для комплексного интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 14 лет. 

Проект, за поддержкой которого UCMAS обратился в IBM, ставил перед собой следующие цели:

  1. Способствовать повышению мотивации школьниц к изучению математики и других точных наук;
  2. Создать возможности для своевременной профессиональной ориентации школьниц.

В ходе проекта были выполнены следующие мероприятия:

(а) проведен отбор участниц Чемпионата по ментальной арифметике среди школьниц России, стран СНГ и дальнего зарубежья,
(b) организован и проведен Чемпионат для 200 школьниц на базе Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета,
(с) разработана и проведена образовательная программа для родителей школьниц-участниц. 

Чемпионат органично вписался в программу II Евразийского Женского Форум в Санкт-Петербурге. По мнению организаторов Форума, проект, поддержанный IBM, внес вклад в популяризацию технического направления обучения среди школьниц, повысил их интерес к точным наукам, способствовал развитию их лидерских качеств. Вместе с этим включение Чемпионата в программу Женского Форума позволило его взрослым участницам из числа представителей органов власти, образовательных учреждений, некоммерческих организаций и бизнес-компаний повысить уровень своей информированности об успешных проектах по продвижению STEM среди школьниц. Победительницы Чемпионата были приглашены на одно из заседаний Форума, а позднее вместе с другими участницами в IBM на «День лидерства и аналитики». Программа данного дня была разработана экспертами компании для того, чтобы познакомить школьниц начальной и средней школы с основами цифровых технологий.

Мероприятия, обеспечивающие информационную поддержку программы

IBM активно делится своими наработками и опытом с коллегами по бизнес-сообществу и с образовательным сообществом как в Москве, так и в регионах. Например, сотрудники компании принимали участие в качестве спикеров во II Евразийском Женском Форуме (Санкт-Петербург), в Форуме «Женщина имеет значение» (Москва), в Международном Форуме «Роль женщин в развитии промышленных регионов» (г. Новокузнецк), в Петербургском Международном экономическом форуме, в мероприятиях Клуба Women’s Leadership Forum и др.

Задумываясь о стратегии развития Программы, компания IBM стала инициатором проведения круглого стола «Гендерное равенство в цифровую эпоху: поддержка девочек в программах донорских организаций». Он собрал представителей российских и зарубежных компаний, в повестке КСО которых есть программы по поддержке и продвижению интересов девочек и девушек. По оценкам Форума Доноров, который по заказу IBM провел в конце 2018 года исследование «Инклюзивность и многообразие в практике российского бизнеса», на сегодняшний день более 62% компаний имеют в своем портфеле социальных и благотворительных программ инициативы по поддержке девочек, девушек и женщин. В этой ситуации донорскому сообществу было бы логично обмениваться наработками в данной области, уроками и планами на будущее. Именно это и стало основной целью мероприятия, инициированного IBM: обмен практиками и информацией о проектах поддержки девочек, реализуемых компаниями и частными фондами, и обсуждение возможности координации усилий донорского сообщества в данной программной области.

Партнеры  

Основным партнером программы, обеспечивающим выход на средние образовательные учреждения города Москвы, является «Школа Новых Технологий» (далее ШНТ) – проект, инициированный Департаментом образования и науки города Москвы и Департаментом информационных технологий города Москвы. ШНТ заслуженно считается лидером по наращиванию IT потенциала школ и их трансформации в современные центры инноваций, позволяющие учащимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать таланты. Партнерские отношения ШНТ и IBM продолжаются на протяжении последних трех лет. Для компании это ценный ресурс, позволяющий сонастраиваться с реальными потребностями российской средней школы, когда речь идет о наращивании цифрового потенциала школ и педагогических коллективов. Помимо информирования образовательных учреждений о мероприятиях компании, ШНТ также приглашает волонтеров IBM на общегородские форумы в сфере образования (например, московский международный форум «Город образования»), предоставляет свой канал на Mosobrt.tv для обеспечения доступа к лучшим мастер-классам в сфере IT, проводимым экспертами компании для школьников.

Еще один партнер IBM в реализации данной программы – Центр технического образования ГБПОУ Москвы «Воробьевы горы». В зону ответственности Центра входит набор школьниц на программу обучения в период зимних каникул, в зону ответственности IBM – разработка программ мастер-классов, подбор преподавателей из числа сотрудников компании и проведение практического обучения школьниц основам современных цифровых технологий. 

Ресурсное обеспечение

Финансовые ресурсы 

Внутренние правила глобальной компании не позволяют раскрывать бюджет любой отдельно взятой программы в отдельно взятой стране (компания предоставляет агрегированный бюджет в своем отчете по КСО, выпускаемом штаб-квартирой IBM).

Человеческие ресурсы

Волонтеры компании IBM.

Достигнутые результаты

Непосредственные результаты

Принимая во внимание природу Программы – ее нацеленность на изменения, которые станут очевидны в долгосрочной перспективе, – на сегодняшний день можно говорить о краткосрочных результатах, которые, с одной стороны, характеризуют уровень интереса к данной Программе и ее востребованность в школьном и педагогическом сообществе, а, с другой стороны, степень вовлеченности в нее волонтеров компании. О том, как в конечном итоге Программа повлияет на выбор профессии, построение карьеры и профессиональные успехи сегодняшних школьниц, можно будет судить как минимум через 5–7 лет.

К числу немедленных результатов Программы мы относим:

  • количество школьниц и студенток, принявших участие в обучающих мероприятиях Программы в течение 2018 года, – 574 чел.;
  • % участниц, посетивших более двух обучающих мероприятий в 2018 году, – 78%;
  • количество обучающих мастер-классов, созданных сотрудниками компании для данной целевой аудитории в 2018 году, – 8 уникальных мастер-классов;
  • количество сотрудников IBM, ставших волонтерами Программы в 2018 году, – 37 чел.;
  • % участниц обучающих мероприятий, считающих, что они понимают основы таких технологий, как AI, IoT и блокчейн, и могут объяснить одноклассникам, как они работают, – 74%;
  • % участниц, ответивших, что знания и навыки, полученные ими на тренингах Программы, пригодятся им в будущем – 89%.

Усилия российского офиса IBM по продвижению гендерного равенства находят признание у коллег в бизнес-сообществе. В 2017 г. IBM стала финалистом Премии Training 2017 за образовательные программы, разработанные для девушек, а в 2018 г. Программа Girls and IT стала Лауреатом ежегодной премии «Women Who Matters». 

Внутренняя оценка

Мониторинг и оценка являются неотъемлемой частью процесса управления Программой. На этапе постановки целей и планирования результатов для каждого из проектов, входящих в портфель Программы, разрабатывается свой измеритель и определяется целевое значение, которое планируется достичь к концу реализации проекта, а также периодичность сбора информации по установленным показателям. При этом важно отметить, что оценка проводится на всех этапах программного цикла. Так, например, в 2017 году результатом оценки стал уточненный дизайн Программы на 2018 год. По результатам опроса школьниц стало ясно, что большим спросом среди них пользуются не только профориентационные мероприятия, но и мастер-классы, позволяющие за короткое время сформировать представление о таких цифровой технологиях, как блокчейн, искусственный интеллект, кибербезопасность, и освоить базовые навыки их использования. Еще один элемент – набор тренингов по креативному мышлению, развитию «мягких навыков» (soft skills), управлению проектами – появился после опроса сотрудников компании, выразивших желание поработать с данной целевой группой.